5.1.1 Размещение магазинов следует предусматривать, руководствуясь перспективными схема- ми развития генеральных планов городов, с учетом как нового строительства, так и реконструкции действующих объектов с возможным изменением их специализации, с соблюдением требований ТКП 45-3.01-116, ТКП 45-3.03-227, СНБ 2.02.04, СНБ 1.03.02.
5.1.2 Магазины следует проектировать как объекты рынка товаров и услуг (потребительского рынка) и размещать в отдельно стоящих зданиях, на рынках, в общественных зданиях, в многофунк- циональных зданиях, а также встроенными (встроенно-пристроенными) в жилые здания или здания иного назначения или пристроенными к этим зданиям. На основе перечисленных в разделе 4 типов зданий следует предусматривать возможность формирования торговых центров.
5.1.3 Размеры торговой площади магазина и его специализацию, а также возможность формиро- вания из магазинов торговых центров следует определять в соответствии с утвержденными проекта- ми застроек и детального планирования поселений согласно ТКП 45-3.01-116 и не ниже норматива обеспеченности населения торговой площадью (в расчете на 1000 жителей).
|
|
5.1.4 Отдельно стоящие здания гипермаркетов следует размещать на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий согласно [9].
5.1.5 В жилых зданиях не допускается размещать магазины с суммарной торговой площадью, превышающей установленный норматив, и специализацией согласно требованиям СНБ 3.02.04.
5.1.6 Не допускается размещать магазины на придомовых территориях жилых зданий.
5.1.7 Допускается размещать магазины в подземных и цокольных этажах в соответствии с требо- ваниями действующих ТНПА, с обеспечением естественным освещением согласно ТКП 45-2.04-153 по расчету (возможно устройство световых приямков, световодов) помещения с постоянными рабо- чими местами (административные помещения).
5.1.8 Размеры торговой площади магазинов различных типов для городских поселений с разной численностью населения приведены в приложении В.
Требования к земельному участку
5.2.1 Расчет площади земельного участка магазина следует производить в соответствии с требо- ваниями ТКП 45-3.01-116, с учетом типа магазина, задания на проектирование и архитектурно-пла- нировочного задания.
5.2.2 Объемно-планировочная структура и генеральный план земельного участка магазина или торгового центра должны предусматривать функциональное зонирование с разделением потоков дви- жения покупателей и товаров, а также пешеходных и транспортных потоков, в том числе в зоне подвоза и разгрузки товаров, с выделением:
— зоны для покупателей, при необходимости — с площадкой для размещения нестационарных торговых объектов;
|
|
— производственной зоны, которая может включать:
1) хозяйственную зону с подъездными путями для грузовых автомобилей, навесами для хра- нения тары, площадками для сбора мусора и пищевых отходов и помещениями для приема посуды от населения;
2) разгрузочную площадку, примыкающую к группе помещений приема и хранения товаров;
3) площадки отдыха для персонала;
4) стоянки для индивидуального автотранспорта.
5.2.3 В сельских населенных пунктах в хозяйственной зоне магазина допускается выделять зону для хранения твердого топлива.
5.2.4 Необходимость ограждения земельного участка и степень его защиты от несанкциониро- ванного проникновения устанавливает заказчик в задании на проектирование.
5.2.5 Площадки для сезонного расширения (размещение нестационарных торговых объектов), размещаемые со стороны проезжей части, необходимо проектировать с мероприятиями, исключаю- щими случайный (аварийный) наезд автотранспорта.
5.2.6 Размещение площадки для сбора мусора, с установленным на ней контейнером (контейне- рами), допускается не ближе 25 м от торговых и складских помещений, а также от окон и дверей жи- лых домов.
5.2.7 На земельном участке или в структуре магазина допускается предусматривать зоны отдыха покупателей с элементами дополнительного обслуживания (с учетом данных, приведенных в прило- жениях Г и Д).
5.2.8 В магазинах, встроенно-пристроенных, пристроенных или встроенных в жилое здание либо в здание иного назначения, следует обеспечить изоляцию движения покупателей и машин, достав- ляющих товары, от потоков движения проживающих в этом жилом здании (с учетом требований СНБ 3.02.04), а также работающих и посетителей в зданиях иного назначения (в соответствии с тре- бованиями к их функционированию).
5.2.9 Загрузку магазинов, размещаемых в жилых зданиях, следует выполнять в соответствии с СНБ 3.02.04.
5.2.10 На земельном участке магазина, торгового центра или в их структуре, в том числе на под- земных уровнях, следует размещать стоянку автотранспорта. Расчетное количество машино-мест на стоянке для личного автотранспорта покупателей принимают в зависимости от типа магазина соглас- но требованиям ТКП 45-3.01-116.
5.2.11 При реконструкции существующих магазинов допускается сокращение расчетного количе- ства машино-мест стоянок автотранспорта на 10 %.
5.2.12 Площадки для стоянок автомобилей и мотоциклов следует располагать с учетом требова- ний ТКП 45-3.01-116.
5.2.13 На земельном участке магазина следует предусматривать пешеходные дорожки и проезды с твердым покрытием с учетом возможности проезда пожарных машин в соответствии с требования- ми СНБ 2.02.04, ТКП 45-3.03-227, ТКП 45-3.01-116, а также искусственное освещение и озеленение.
5.2.14 Элементы земельного участка и магазин должны быть запроектированы с учетом доступ- ности их для физически ослабленных лиц и лиц, передвигающихся на креслах-колясках.
5.2.15 Магазины и здания, в которых они могут быть размещены, должны располагаться не бли- же 6 м от «красных линий».
Объемно-планировочные и конструктивные решения
Общие требования
6.1.1 Здания магазинов должны иметь необходимую надежность, прочность и долговечность строительных конструкций и применяемых материалов, обеспечивающие безопасность функциони- рования зданий и сохранение здоровья работников и покупателей в течение нормативного срока их эксплуатации.
6.1.2 Здания магазинов должны соответствовать эксплуатационным требованиям по приему, хранению товаров, производству и реализации продукции, а также условиям труда персонала — по [1], [6] – [8], [13] – [15], независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности.
6.1.3 Объемно-планировочные решения помещений магазинов и торговых центров должны обес- печивать наиболее короткие пути товародвижения по горизонтали и вертикали, а также кратчайшие связи между разгрузочными платформами, приемочной, грузовыми лифтами, помещением для хра- нения товаров и соответствующими отделами торговых залов.
|
|
6.1.4 При проектировании магазинов следует предусматривать устройства и мероприятия в це- лях создания соответствующих условий (обеспечение беспрепятственного доступа и удобное пользо- вание торговыми помещениями и помещениями для дополнительного обслуживания), как для практи- чески здоровых, так и физически ослабленных посетителей — престарелых, больных, незрячих и лиц, передвигающихся на креслах-колясках, а также взрослых с детскими колясками.
6.1.5 В дополнение к требованиям СТБ 2030 по организации среды обитания, отвечающей по- требностям физически ослабленных лиц, необходимо учитывать следующее:
— в магазинах с торговыми залами, расположенными в двух и более уровнях, следует устанав- ливать не менее одного пассажирского лифта с глубиной кабины не менее 2,1 м, предназначенного для перемещения лиц, передвигающихся на креслах-колясках;
— при наличии перепадов уровней (отметок) торговых залов магазинов менее высоты этажа и невозможности устройства пандусов следует предусматривать специальные подъемники (для фи- зически ослабленных лиц и лиц, передвигающихся на креслах-колясках), перемещающиеся верти- кально или наклонно вдоль лестничного марша. При этом ширина платформы подъемника должна быть не менее 0,9 м, глубина — не менее 1,2 м;
— в общественных туалетах следует предусматривать:
1) не менее одной кабины шириной не менее 1,65 м и глубиной не менее 1,8 м — для лиц, передвигающихся на креслах-колясках;
2) не менее одной кабины с поручнями, расположенными по боковым сторонам, — для лиц, использующих при передвижении костыли или другие приспособления;
3) не менее одного писсуара на высоте не более 0,4 м от уровня пола, с вертикальными опорными поручнями с двух сторон;
4) не менее одной раковины в умывальных на высоте не более 0,8 м от уровня пола, на рас- стоянии от боковой стены не менее 0,2 м, с опорными поручнями.
|
|
6.1.6 При расположении торговых залов на трех и более этажах следует предусматривать установ- ку пассажирских лифтов. Количество и грузоподъемность пассажирских лифтов следует определять
с учетом расчета пассажиропотоков и с учетом требований ГОСТ 22011, ГОСТ 28911. При размещении торгового зала площадью 1000 м2 и более на четвертом этаже и выше следует, как правило, устанав- ливать эскалаторы. Допускается, по заданию на проектирование, установка пассажирских лифтов или эскалаторов в магазинах меньшей этажности, а также при площади торговых залов менее 1000 м2.
6.1.7 Грузоподъемность грузовых лифтов и габариты кабин устанавливают в задании на проекти- рование с учетом классификационных групп магазинов (см. приложение А) и средств механизации, предусматриваемых для разгрузки и загрузки лифтов и с учетом требований ГОСТ 8824 и ГОСТ 28911. Минимально необходимое количество грузовых лифтов следует определять с учетом расчета грузопотоков.
6.1.8 Перед входами в грузовые лифты на каждом этаже следует предусматривать площадки для разгрузки (далее — разгрузочные зоны) с размерами в плане, не менее, по ширине и глубине (Ш´Г) в соответствии с приложением Е. Разгрузочные зоны не включают в состав минимальной нормируе- мой площади группы помещений для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
6.1.9 Для вертикальной технологической связи между помещениями магазина допускается при- менение малых грузовых лифтов грузоподъемностью 40, 100, 250 кг в соответствии с требованиями ГОСТ 8824, при этом в глухой шахте допускается не более 14 остановок.
6.1.10 Машинные отделения лифтов и грузоподъемники магазинов не допускается располагать непосредственно под жилыми помещениями.
6.1.11 В зависимости от вида, типа и классификационной группы магазина, принимаемых в соот- ветствии с данными, приведенными в приложении А, состав и минимально необходимые площади помещений магазинов приведены в приложениях Д, Ж – П.
6.1.12 Высота торговых залов магазина (от пола до потолка), за исключением высоты техниче- ского этажа, должна быть не менее 3,0 м. В подсобных, административных и бытовых помещениях, а также помещениях для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже допускается уменьшение высоты от пола до потолка до 2,5 м с учетом технологических требований.
6.1.13 В торговых залах переменной высоты (с наклонным потолком или разными по высоте час- тями помещения) требованиям к наименьшей высоте должна отвечать средняя (приведенная) высота помещения. При этом высота помещения в любой его части должна быть не менее 2,5 м.
6.1.14 В магазинах, встроенных в жилые здания, при площади торгового зала не более 250 м2
допускается принимать высоту всех помещений равной высоте помещений жилой части.
6.1.15 В продовольственных магазинах помещения кладовых и подготовки товаров к продаже следует предусматривать, как правило, на одном уровне с соответствующим по специализации тор- говым залом. При размещении складских помещений на других этажах следует предусматривать гру- зовой лифт для транспортировки контейнеров и средств их перемещения.
6.1.16 Гидроизоляцию в полах следует предусматривать в помещениях с мокрыми процессами и там, где требуется установка трапов, т. е. в производственных помещениях, в моечных, туалетах и душевых.
6.1.17 Полы в помещениях с мокрыми процессами должны проектироваться с уклоном к трапам от 1 % до 2 % в соответствии с требованиями СНиП 2.03.13.
6.1.18 Отметка чистого пола в моечных, туалетах и душевых должна быть на 2 см ниже отметки чистого пола соседних помещений. Покрытие полов в таких помещениях необходимо предусматри- вать из влагоустойчивых материалов.
6.1.19 На эксплуатируемых плоских кровлях, балконах, лоджиях и открытых лестничных маршах и площадках, а также у открытых приямков или при перепаде отметок площадок более чем 0,45 м должны быть предусмотрены ограждения, выполненные в соответствии с СТБ 1381.
Допускается выполнять ограждения в указанных местах из многослойного безопасного стекла по СТБ ISO 12543-2, СТБ EN 14449. Нагрузки на ограждения следует указывать в проектной документации (ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
от 10 декабря 2014 г. № 341. Дата введения с 20.12.2014)
6.1.20 Выбор конструктивного решения определяется назначением, типом, размерами и этаж- ностью проектируемого объекта, размещением магазинов в отдельно стоящих зданиях, в помещени- ях встроенных и пристроенных к жилым и общественным зданиям.
6.1.21 В магазинах следует использовать строительные и отделочные материалы, а также обо- рудование, имеющие документы, подтверждающие их качество и безопасность.
6.1.22 В торговых залах магазинов с искусственным освещением следует предусматривать при- менение отделочных материалов с высокими коэффициентами отражения, высокоэффективных раз- рядных ламп и систем автоматического управления. В помещениях гладильных и мастерских по под- готовке товаров к продаже, как правило, следует обеспечивать естественное освещение, с учетом требований 5.1.8.
6.1.23 Без естественного освещения допускается проектировать все помещения, указанные в СНиП 2.08.02 (приложение 4).
6.1.24 При размещении магазина в подземных этажах следует предусматривать инженерно- технические мероприятия, обеспечивающие безопасность и комфортный температурно-влажностный и световой режим в помещениях.
В таких магазинах следует предусматривать помещение (помещения) — профилакторий для проведения оздоровительных процедур, оборудованное приборами для ультрафиолетового облуче- ния и ионизации воздуха.
6.1.25 Стены и перегородки в помещениях с влажным режимом должны иметь влагостойкую от- делку на высоту не менее 1,8 м, а в охлаждаемых камерах — облицовку на всю высоту помещения.
6.1.26 Отметка пола помещений у входа в магазин должна быть выше отметки тротуара перед входом не менее чем на 0,15 м. Допускается принимать отметку пола у входа в магазин на одном уровне с тротуаром или с заглублением ниже его отметки — при условии защиты входных проемов от по- падания поверхностных вод и осадков. В этих случаях над входом следует предусматривать козырек.
6.1.27 При проектировании элементов конструкций, узлов их соединений, а также вентиляцион- ных решеток следует учитывать требования по защите помещений от проникновения паразитирую- щих животных и насекомых.
6.1.28 Звукоизоляция и виброизоляция строительных конструкций отдельно стоящих магазинов и встроенно-пристроенных (пристроенных) или встроенных в жилые здания или здания иного функ- ционального назначения должны соответствовать требованиям ТКП 45-2.04-127 и ТКП 45-2.04-154 и обеспечивать нормируемые акустические показатели в помещениях с постоянным пребыванием людей (работающих или проживающих).
6.1.29 На путях проезда транспортных средств колонны, стены и перегородки должны быть за- щищены от механических повреждений.
6.1.30 Материалы и конструктивное решение потолков, стен и перегородок в торговых помеще- ниях должны обеспечивать акустический комфорт, оптимальный микроклимат, быть экологически безвредными. Форма и фактура вертикальных поверхностей в местах скопления посетителей и на пу- тях передвижения на высоту до 2 м должны быть травмобезопасными.
6.1.31 Применяемые в отделке интерьеров зданий магазинов полимерные материалы должны отвечать требованиям действующих ТНПА.
6.1.32 Помещения для подготовки продовольственных товаров к продаже следует оборудовать раковинами и моечными ваннами.
6.1.33 Подсобные помещения объектов питания для персонала магазинов и для посетителей следует оборудовать согласно нормативным требованиям к объектам общественного питания.
6.1.34 Шлюз при камере пищевых отходов следует оборудовать мойкой для мытья бачков и раковиной.
6.1.35 Для контейнеров с мусором следует предусматривать на территории магазина хозяй- ственную площадку с твердым покрытием, располагаемую в пределах хозяйственного двора или в габаритах здания.
6.1.36 Мусоропроводы (при отсутствии пневматической или вакуумной системы мусороудаления) следует предусматривать в пятиэтажных магазинах. Необходимость устройства мусоропроводов в магазинах меньшей этажности определяют в задании на проектирование.
6.1.37 Для магазинов, не оборудованных мусоропроводами, по заданию на проектирование, с учетом данных, приведенных в приложениях Ж и К, следует предусматривать: мусоросборную ка- меру; помещение для прессования бумажных отходов; помещение (камеру) для хранения пищевых отходов, с инженерным обеспечением с учетом требований раздела 7.
6.1.38 Ствол мусоропровода должен отвечать следующим требованиям:
— быть негорючим, воздухонепроницаемым и звукоизолированным от строительных конструкций, выполняться из труб, изготовленных из экологически чистых материалов, качество которых подтвер- ждается сертификатами завода-изготовителя;
— иметь, кроме основного набора комплектующих (клапанов, шибера, хомутов, дефлекторов), зачистное устройство, систему промывки, отсекающее устройство;
— не примыкать к жилым помещениям и к служебным помещениям с постоянным пребыва- нием людей.
6.1.39 Размеры мусоросборной камеры в плане следует принимать не менее 2,0´1,5 м, а высоту камеры в свету — не менее 1,95 м.
6.1.40 Отметка пола мусоросборной камеры должна быть выше уровня тротуара или прилегаю- щей проезжей части дороги на 0,05–0,10 м.
6.1.41 Допускается размещение мусоросборной камеры на другом уровне — при механизации мусороудаления.
6.1.42 Мусоросборную камеру во встроенных или пристроенных магазинах не допускается рас- полагать под жилыми комнатами или смежно с ними, а также под помещениями иного назначения с постоянным пребыванием людей.
6.1.43 Централизованную или комбинированную систему вакуумной пылеуборки следует преду- сматривать в магазинах с торговой площадью 6500 м2 и более. Необходимость систем пылеуборки в магазинах с меньшей торговой площадью устанавливают в задании на проектирование. При проек- тировании комбинированной системы вакуумной пылеуборки радиус обслуживания одним приемным
клапаном должен быть не более 50 м.
6.1.44 При отсутствии централизованной или комбинированной пылеуборки устройство камеры чистки фильтров пылесосов определяют в задании на проектирование.
6.1.45 Общественные туалеты для посетителей следует проектировать в магазинах:
IН – IVН классификационных групп — из расчета один санитарный прибор на 600 м2 торговой площади, но не менее двух санитарных приборов;
IП классификационной группы — из расчета один санитарный прибор на 400 м2 торговой площа-
ди, но не менее двух санитарных приборов.
6.1.46 В магазинах других классификационных групп допускается проектировать общественные туалеты из расчета один санитарный прибор на каждые 600 м2 торговой площади — в непродоволь- ственных магазинах и на каждые 400 м2 торговой площади — в продовольственных магазинах, но не менее двух санитарных приборов.
6.1.47 Вход в помещения общественных туалетов следует предусматривать через шлюз. При этом его следует располагать не смежно с прилавками для отпуска продовольственных товаров, за пределами расчетного узла.
6.1.48 Площадь помещений общественных туалетов для посетителей учитывают в площади по- мещений дополнительного обслуживания.
6.1.49 Общественные туалеты для посетителей в торговых центрах следует проектировать для всего комплекса магазинов из расчета их суммарной торговой площади. Допускается поэтажное раз- мещение общественных туалетов.
6.1.50 Туалеты следует проектировать раздельными — для мужчин и женщин (при процентном соотношении: 40 % — для мужчин, 60 % — для женщин, при этом в мужских туалетах — дополни- тельно, — один писсуар на каждый унитаз).
6.1.51 В общественных туалетах следует предусматривать:
— ширину кабины не менее 0,8 м, глубину кабины не менее 1,2 м;
— кабины и устройства в них для лиц, пользующихся костылями или передвигающихся на крес- лах-колясках, согласно 6.1.5.
Торговые помещения
6.2.1 В состав торговых помещений магазинов входят:
— торговые залы с экспозиционными витринами (при их наличии);
— помещения для дополнительного обслуживания покупателей.
6.2.2 В торговую площадь магазинов (площадь торговых помещений) входит площадь торговых залов и помещений для дополнительного обслуживания, а также площадь экспозиционных витрин со стороны улицы, при условии размещения их пола в одном уровне с полом зала. При этом не учиты- вают площадь витрины в пределах конструкции наружной стены.
Торговые залы
6.3.1 Минимальный коэффициент установочной площади магазина следует принимать рав- ным 0,25.
6.3.2 При проектировании торговых залов магазинов самообслуживания следует предусматри- вать возможность размещения централизованных (поэтажных или на здание в целом) расчетных уз- лов и мест для хранения личных вещей покупателей.
6.3.3 В магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров следует принимать в зависимости от площади торгового зала на одно рабочее место контролера-кассира:
— до 100 м2 включ. — в продовольственных магазинах;
— до 160 м2 включ. — в непродовольственных магазинах.
6.3.4 Площадь расчетного узла входит в состав торговой площади при расчете количества поку- пателей согласно СНБ 2.02.02 (3.80) и ее следует принимать равной не более 15 % от площади тор- гового зала.
6.3.5 В расчете количества рабочих мест контролеров-кассиров не учитывают площадь торгового зала, предназначенную для дополнительного обслуживания, а также площадь помещений соответ- ствующего назначения.
6.3.6 Ширину проходов между оборудованием в торговых залах магазинов следует принимать по таблице 1.
Таблица 1 В метрах
Расположение проходов | Ширина прохода |
Между кассовыми кабинами и торцами островных горок | 2,0–2,5 |
Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для посетителей в торговый зал) | 1,7–2,5 |
Между параллельно расположенными островными горками | 1,4–1,8 |
Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием | 1,6–2,0 |
Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками | 2,0–3,0 |
Между прилавком и оборудованием за прилавком | 0,9 |
Между кабинами контролеров-кассиров | 0,6 |
Между прилавками | 2,8–3,0 |
Между прилавками и стеной | 1,2–1,5 |
Примечания 1 Ширина проходов, по которым предусматривают перемещение товаров с помощью подъемно- транспортных средств, должна быть в пределах от 2,2 до 2,7 м. 2 В магазине следует проектировать не менее одного прохода между кабинами контролеров-кассиров ши- риной не менее 0,9 м — для лиц, передвигающихся на креслах-колясках. |
6.3.7 Площадь помещений отделов заказов (или комплектации подарочных наборов) следует принимать не менее расчетной, определяемой по минимальной удельной площади согласно при- ложению Л.
6.3.8 Площадь кафетериев следует принимать не менее расчетной, определяемой по минималь- ной удельной площади согласно приложению М.
6.3.9 При расположении витрин с экспозиционными площадками со стороны улицы следует пре- дусматривать защиту охлаждаемых поверхностей витрин от запотевания и обледенения, а при необ- ходимости — устройства для защиты от прямых солнечных лучей.