Прием №5. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности

Татьяна Ивановна Сечина, учитель истории

«Методические приемы при изучении исторических личностей»

 

Без знания личности изучение истории не может быть полным. Исторические личности – это люди, оставившие значительный след в истории. При изучении личностей недопустима категоричность в оценках: применение лишь одного из оценочных цветов – черного или белого, деление на «наших» или «ненаших». В своей работе мы все чаще и чаще обращаемся к историческому портрету.

Что такое исторический портрет? Портрет фр. portrait, от старофранц. portraire - воспроизводить что-либо черта в черту, устар. парсуна - от лат. persona - личность особа - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Исторический портрет, историческая личность - воплощение истории России. Рассматривая их жизнь и деятельность, нельзя забывать о том, что каждый из них творил в условиях внутренней и внешней борьбы. Различные историки по-разному оценивают их деятельность.

Изучение личностей является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы.

Прием №1.Изучение личности по алгоритму.

Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые существенные качества исторического деятеля.

1.Запоминание фамилии, имени личности.

2.Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности.

3.Усвоение идейно-теоретических (политических, религиозных и т.д.)платформ изучаемой личности.

4.Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала.

5.Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.

Памятка

«Как дать характеристику исторической личности»

1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:

историческая обстановка;

ближайшее окружение;

путь формирования личности; основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.

2. Определите, с чем была связана его деятельность, интересы какого социального строя он выражал; его сподвижники.

3. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач, объективно стоящих перед страной и народом.

4. Раскройте связи и противоречия личности - в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.

5. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

6. Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.

7. Оцените его роль в истории:

- по результатам его деятельности;

- по значимости этой личности для страны, народа;

- по его влиянию на последующий ход событий т.д.;

- по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.

8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).

 

Прием №2. Изучение личностей через решение биографических задач.

Учитель, не называя фамилии, дает общую справку о предстоящей изучению личности. Учащиеся. Изучая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня узнаваемости.

Например:

1.Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чем видел свое высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился все более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны... возмущение надежного из надежнейших Семеновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – все это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему более недоставало, - решительностью и твердостью в своих действиях – Аракчееву.

Ответ: Александр I

 

 

Прием №3 «Сравни мнения – сделай вывод».

В основу предлагаемой модели уроков положена идея Ю.Л. Троицкого о построении исторических версий на уроках истории. Ученикам предлагаются авторские тексты, содержащие разные мнения о личности, часто противоречащие друг другу, современников и историков, разные по жанру тексты – научные, художественные, письма, мемуары.

Прием № 4.«Пишем историю вместе».

Исторические личности совершали поступки, от которых зависела судьба страны. Они принимали решение и за себя, и за весь народ. Особенно в эпоху абсолютных монархий. Да и в эпоху демократии, что мы сейчас наблюдаем, многое зависит от человека, который стоит во главе государства. Ученики должны видеть, как творится история, как она зависит от взглядов, ценностей, идеалов отдельных людей, выбора поступков, влияния обстоятельств. Вот поэтому, сначала необходимо изучить личность, а затем – события, которые вершились с участием этого человека.

На итоговом уроке учащиеся не только повторяют пройденные события, но и создают обобщенный образ эпохи, связывая события с характеристикой правителя, давая событиям объяснения, выявляя, что зависело от воли императора, а что от внешних обстоятельств. Итог работы - составленная краткая статья энциклопедии или раздел учебника по пройденной теме или создание исторического журнала. Ученики включают в свои издания хронику событий, термины, краткие сведения об исторических персонажах, мнения историков, современников, но у каждого характеристика личности будет разная, так как основой будет собственная историческая версия, объясняющая причинно-следственные связи в данный исторический промежуток и содержащая собственную оценку.

Прием №5. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности.

В начале учебного года учитель ориентирует учащихся, во-первых, на глубокое изучение отдельных личностей и, во-вторых, на основные направления жизнедеятельности каждого из них. От урока к уроку, при рассмотрении того или иного периода деятельности личности (В.И.Ленин, Н.И. Бухарин и т.д.), учащиеся вносят новую информацию в соответствующие блоки. К концу изучения конкретного периода истории у каждого учащегося накапливается биографический материал, позволяющий достаточно глубоко понять личность

Примерные направления(блоки) информации о личности:

- строки из биографии;

- государственная деятельность;

- из личных сочинений;

- оценки деятельности;

- литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: