Прием №6. « Историческая личность в поэзии»

Учащимся предлагается отрывок из поэтического произведения и вопросы к нему:

1.Назовите литературное произведение, его автора и исторического деятеля, изображённого в приведённом отрывке?

2.Какие чувства, по вашему мнению, испытывает поэт?

3.Согласны ли вы с ним? Свое мнение аргументируйте.

 


Прием №7. «Сравни исторические личности».

Вариант I. Учащимся предлагается сравнить деятельность исторических деятелей разных эпох. Например: Ивана Грозного и И.В. Сталина; Александра II и М.С. Горбачева и т.п.

Вариант II. Учащимся предлагается заполнить таблицу и дать сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государств, главных реформаторов, руководителей народных восстаний, полководцев и т.п.

Например: Оценка правящей элиты России в XX веке

(по А.Т. Степанищеву)


Заполнение таблицы вызывает споры о наличии тех или иных личностей. Что неизбежно приводит, при хорошей ориентировке со стороны учителя, к изучению материалов учебника и дополнительных источников.

 



Прием №8. Игра «Пять подсказок».

Фрагмент игры, который можно использовать на уроках и во внеклассных мероприятиях.

Учитель: Я предлагаю вам по 5 подсказкам узнать историческую личность. Если ваш ответ верный с первой подсказки, вы получите 5 очков. Если ответ неверный, заработаете штраф в минус 1 очко. Ответ после второй подсказки оценивается в 4 очка. И так далее. И чем больше подсказок услышите, тем меньше очков заработаете. После последней, пятой подсказки стоимостью в одно очко, вы обязательно поймете, о ком идет речь. Чем меньше подсказок, тем больше очков.

Может получиться так, что вы уже дали ответ, но после следующей подсказки сообразили, что поспешили, он неверный. Тогда вы можете дать новый ответ. Один и тот же ответ дважды давать не стоит. Правильный ответ засчитывается только один раз.

Вам нужно как можно раньше сообразить, о каком человеке идет речь. Но не слишком торопиться, чтобы не набрать штрафные очки, уменьшающие ваш результат.

Примечание: за каждое очко могут даваться жетоны.

Она одна из шести женщин христианского мира, удостоившихся великой чести – лика равноапостольных.

Ученики поднимают руку с написанным на специальном бланке ответом. В игре остаются те, кто не смог ответить с первой подсказки.

Мало найдется в нашей отечественной истории женщин, которые по мощи государственного ума, организаторским способностям могут сравниться с ней.

В игре остаются те, кто не смог ответить со второй подсказки.

3. Она провела первую государственную реформу. Вела разумную экономическую политику, тем, укрепляя государство.

В игре остаются те, кто не смог ответить с третьей подсказки.

В 1547 году она была канонизирована и причислена к лику святых.

Конечно, вы можете и не знать русских святых, однако я уверена, что ее вы знаете. Нужно только вспомнить то, что храниться в вашей памяти по этому поводу. Все желающие сдали ответы? Слушайте подсказку в 1 очко.

1. Она жестоко отомстила древлянам за гибель мужа.

Учитель: Все ответили? Тогда я сообщаю правильный ответ. Конечно, речь шла о княгине Ольге, жене Игоря, которая первой среди русских правителей приняла христианство.

Прием №9 «Что в прозвище тебе моем?»

Многие исторические личности имели прозвища. По мере изучения материала учащиеся должны дать объяснение, почему были даны такое прозвища и что они означают.

Можно усложнить задание: «Кто из исторических деятелей носил прозвище… и почему он его получил?». Это может потребовать предварительной подготовки, поиска дополнительной информации.

 

Прием №10 «Фраза, вошедшая в историю в историю».

Немало высказываний, выражений произнесенных или приписываемых той или иной знаменитой личности вошли в историю. Использование их при написании исторического портрета может только его обогатить. На уроках можно предложить ученикам то или иное высказывание и задание к нему: «Кем, когда и в связи с чем было сказано».

 

 

Это лишь некоторые приемы, которые может использовать учитель для изучения исторических личностей. Трудно не согласиться с А. Т. Степанищевым, который считает, что какой бы путь изучения исторических личностей не был бы учителем и учащимися избран, каждый из них должен понимать, что полностью объективную оценку человеку может дать только время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: