Солнце хорошо, но в меру
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.
Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.
Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.
Осторожно: тепловой и солнечный удар!
Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.
Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.
При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.
Купание – прекрасное закаливающее средство
Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
При купании необходимо соблюдать правила:
1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
2. В воде дети должны находиться в движении
3. При появлении озноба немедленно выйти из воды
4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.
Больше проводите время с ребенком на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, используйте игры для развития речи.
Характерной чертой нашего стремительного века является то, что взрослое поколение, вынужденное бороться за выживание и благосостояние семьи, отдает много времени и сил работе. Мамы и папы, бабушки и дедушки зачастую работают с раннего утра и до позднего вечера. Родителям времени на воспитание ребенка категорически не хватает. Специалисты подсчитали, что пишут газеты, что родители посвящают воспитанию собственных детей только лишь 18 минут в сутки! Отсюда вывод: Вот почему нынешнее поколение детей такое трудное и неуправляемое.
Нельзя не согласиться с тем, что мамы и папы уделяют малышам не столько времени, сколько необходимо. Но в то же время непонятно, почему именно 18 минут? Неужели в другое время мы не общаемся с детьми?
Конечно, общаемся. И не только общаемся, но и воспитываем. Своим личным примером учим ребенка жить, принимать решения, адекватно воспринимать мир. Наша задача использовать любую возможность, для того чтобы передать детям наш опыт, знания и умения. Где найти время на это? Оно найдется, стоит лишь только захотеть. Занимаясь домашними делами, взрослые могут общаться с ребенком, объяснять непонятное ему, привлекать его внимание к интересным явлениям и событиям. В этом разделе собраны игры-опыты и игры-эксперименты, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
«Звучащие» игры
Цель. Развитие восприятия в слуховой модальности, расширение знаний о звуках, шумах, развитие фонематического слуха.
Множество предметов издают различные звуки, что одни приятные, другие неприятные. Окружающие предметы шуршат, звенят, скрипят, дребезжат, стучат, чавкают, барабанят и т. д. Под эти звуки можно маршировать, хлопать в ладоши, топать ногами, крутить головой, можно к ним прислушиваться и изучать окружающий нас мир. Например, вот так:
«ШУРШАЛКИ»
Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так… с этими словами взрослый встряхивает большой лист бумаги, газеты; мнет фантики от конфет, различные бумажки; привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой; проводит ладонью по любой поверхности.
«ЗВЕНЕЛКИ»
А сейчас мы будем с тобой звенеть, вот так… с этими словами взрослый встряхивает
связку ключей; двумя металлическими крышками ударяет друг о друга; встряхивает железную банку с монетами; ударяет ложкой по ложке; потряхивает мешочек, в котором лежит металлическая бижутерия или другие предметы.
«СТУЧАЛКИ»
А сейчас мы с тобой будем играть в стучалки, вот-так... и взрослый потряхивает бумажный пакет с небольшим количеством крупы, гороха, фасоли, бобов; деревянными ложками постукивает по твердым предметам, друг об друга; постукивает рукой, деревянной ложкой о донышко металлической кастрюли; постукивает ложечкой по стенкам стакана или кружки.
«ДРЕБЕЗЖАЛКИ»
Взрослый натягивает пальцем и отпускает нить, проводит палочкой по ней как по струнам; оттягивает и отпускает щепку или линейку.
«СКРИПЕЛКИ»
Взрослый проводит пальцем по стеклу; покачивается на стуле; прыгает на диване; ходит по скрипучему полу.
«ТЕЛЕФОН»
В пустую спичечную коробку помещают спичку, привязанную за ниточку. Другой конец нитки закрепляют подвижной петлей на пустой катушке от ниток. Ребенок держит возле уха коробочку, взрослый натягивая нитку, крутит катушку. В результате этих действий получается скрипящий потрескивающий звук.
Речевые игры дома
Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
• воспитание звуковой культуры речи
• формирование грамматического строя речи
• обогащение словарного запаса
• развитие связной речи
Приведу несколько игр и упражнений для занятий с детьми дома.
«Это правда или нет?». Цель игры – формировать умение находить неточности в тексте.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок внимательно слушает и отмечает, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га-га-га! – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?
«Какое слово заблудилось?». Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».
Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.
Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
«Шутка». Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц.
У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
«Как сказать правильно?». Цель игры – формировать умение находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию.
Взрослый спрашивает: «Как сказать правильно?»
1. Папа, иди шепотом.
2. Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закатушить.
3. Мама, я ботинки наизнанку надел.
4. Зима наступила на осень
«Подскажи словечко». Цель игры – учить детей подбирать рифмы к словам.
Щиплют травку возле речки в теплых кожушках … (овечки).
Пошел котик на торжок, купил котик … (пирожок).
Ток-ток-ток, стучит по крыше … (молоток).
Динь-дон, динь-дон, в переулке ходит … (слон).
Для птенцов и для зверят тоже нужен … (детский сад).
И рыщут по дороге слоны и …(носороги).
Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица).
«Как сказать по-другому?». Цель игры – познакомить с переносным значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Взрослый просит объяснить значение выражений:
Одна нога здесь, другая там. Сгореть со стыда.
Ворон считать. Морочить голову.
Как снег на голову. Летит как угорелый.
Зарубить на носу. Надуть губы.
«О чем говорит пословица». Цель игры – развивать образное мышление.
Взрослый проводит небольшую беседу о значении пословиц. Затем предлагает ребенку придумать небольшую сказку или рассказ, в котором кто-то из героев мог бы ее сказать.
У страха глаза велики.
Трусливому зайке и пенек – волк.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Как аукнется, так и откликнется.
Какие сани, такие и сами.
Одна пчела много меда не наносит.
«Три линейки». Цель игры – формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.
Материал: лесенка (или три полоски бумаги); мелкие игрушки (или картинки) и предметы, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо. Совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.
Взрослый объясняет ребенку, что нужно рассмотреть предметы на подносе и разложить их на лесенку так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят «один», на второй ступеньке – про которые говорят «одна», на третьей ступеньке – про которые говорят «одно».






