Больше проводите время с ребенком на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, используйте игры для развития речи

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды

2. В воде дети должны находиться в движении

3. При появлении озноба немедленно выйти из воды

4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Больше проводите время с ребенком на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, используйте игры для развития речи.

Характерной чертой нашего стремительного века является то, что взрослое поколение, вынужденное бороться за выживание и благосостояние семьи, отдает много времени и сил работе. Мамы и папы, бабушки и дедушки зачастую работают с раннего утра и до позднего вечера. Родителям времени на воспитание ребенка категорически не хватает. Специалисты подсчитали, что пишут газеты,  что родители посвящают воспитанию собственных детей только лишь 18 минут в сутки! Отсюда вывод: Вот почему нынешнее поколение детей такое трудное и неуправляемое.

Нельзя не согласиться с тем, что мамы и папы уделяют малышам не столько времени, сколько необходимо. Но в то же время непонятно, почему именно 18 минут? Неужели в другое время мы не общаемся с детьми?

Конечно, общаемся. И не только общаемся, но и воспитываем. Своим личным примером учим ребенка жить, принимать решения, адекватно воспринимать мир. Наша задача использовать любую возможность, для того чтобы передать детям наш опыт, знания и умения. Где найти время на это? Оно найдется, стоит лишь только захотеть. Занимаясь домашними делами, взрослые могут общаться с ребенком, объяснять непонятное ему, привлекать его внимание к интересным явлениям и событиям. В этом разделе собраны игры-опыты и игры-эксперименты, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. 

«Звучащие» игры

Цель. Развитие восприятия в слуховой модальности, расширение знаний о звуках, шумах, развитие фонематического слуха.

Множество предметов издают различные звуки, что одни приятные, другие неприятные. Окружающие предметы шуршат, звенят, скрипят, дребезжат, стучат, чавкают, барабанят и т. д. Под эти звуки можно маршировать, хлопать в ладоши, топать ногами, крутить головой, можно к ним прислушиваться и изучать окружающий нас мир. Например, вот так:

«ШУРШАЛКИ»

Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так… с этими словами взрослый встряхивает большой лист бумаги, газеты; мнет фантики от конфет, различные бумажки; привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой; проводит ладонью по любой поверхности.

«ЗВЕНЕЛКИ»

А сейчас мы будем с тобой звенеть, вот так… с этими словами взрослый встряхивает

связку ключей; двумя металлическими крышками ударяет друг о друга; встряхивает железную банку с монетами; ударяет ложкой по ложке; потряхивает мешочек, в котором лежит металлическая бижутерия или другие предметы.

«СТУЧАЛКИ»

А сейчас мы с тобой будем играть в стучалки, вот-так... и взрослый потряхивает бумажный пакет с небольшим количеством крупы, гороха, фасоли, бобов; деревянными ложками постукивает по твердым предметам, друг об друга; постукивает рукой, деревянной ложкой о донышко металлической кастрюли; постукивает ложечкой по стенкам стакана или кружки.

«ДРЕБЕЗЖАЛКИ»

Взрослый натягивает пальцем и отпускает нить, проводит палочкой по ней как по струнам; оттягивает и отпускает щепку или линейку.

«СКРИПЕЛКИ»

Взрослый проводит пальцем по стеклу; покачивается на стуле; прыгает на диване; ходит по скрипучему полу.

«ТЕЛЕФОН»

В пустую спичечную коробку помещают спичку, привязанную за ниточку. Другой конец нитки закрепляют подвижной петлей на пустой катушке от ниток. Ребенок держит возле уха коробочку, взрослый натягивая нитку, крутит катушку. В результате этих действий получается скрипящий потрескивающий звук.

 

                                       Речевые игры дома


Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:

• воспитание звуковой культуры речи

• формирование грамматического строя речи

• обогащение словарного запаса

• развитие связной речи

Приведу несколько игр и упражнений для занятий с детьми дома.

«Это правда или нет?». Цель игры – формировать умение находить неточности в тексте.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок внимательно слушает и отмечает, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га! – пел соловей.

Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

«Какое слово заблудилось?». Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.


Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».


Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.


«Шутка». Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц.

У нас в переулке есть дом с чудесами,

Сходите, взгляните – увидите сами:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет.

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки.


«Как сказать правильно?». Цель игры – формировать умение находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию.

Взрослый спрашивает: «Как сказать правильно?»

1. Папа, иди шепотом.

2. Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закатушить.

3. Мама, я ботинки наизнанку надел.

4. Зима наступила на осень

«Подскажи словечко». Цель игры – учить детей подбирать рифмы к словам.

Щиплют травку возле речки в теплых кожушках … (овечки).

Пошел котик на торжок, купил котик … (пирожок).

Ток-ток-ток, стучит по крыше … (молоток).

Динь-дон, динь-дон, в переулке ходит … (слон).

Для птенцов и для зверят тоже нужен … (детский сад).

И рыщут по дороге слоны и …(носороги).

Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица).

«Как сказать по-другому?». Цель игры – познакомить с переносным значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

Взрослый просит объяснить значение выражений:

Одна нога здесь, другая там. Сгореть со стыда.

Ворон считать. Морочить голову.

Как снег на голову. Летит как угорелый.

Зарубить на носу. Надуть губы.

«О чем говорит пословица». Цель игры – развивать образное мышление.

Взрослый проводит небольшую беседу о значении пословиц. Затем предлагает ребенку придумать небольшую сказку или рассказ, в котором кто-то из героев мог бы ее сказать.

У страха глаза велики.

Трусливому зайке и пенек – волк.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Как аукнется, так и откликнется.

Какие сани, такие и сами.

Одна пчела много меда не наносит.

«Три линейки». Цель игры – формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Материал: лесенка (или три полоски бумаги); мелкие игрушки (или картинки) и предметы, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо. Совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.

Взрослый объясняет ребенку, что нужно рассмотреть предметы на подносе и разложить их на лесенку так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят «один», на второй ступеньке – про которые говорят «одна», на третьей ступеньке – про которые говорят «одно».

 









double arrow
Сейчас читают про: