Гендерные исследования (Gender Studies)

Гендерные исследования (Gender Studies) — междисциплинарная исследовательская и образовательная практика. В гендерных исследо­ваниях изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин как на уровне макрообщества, так и в семье, в личной жизни. Как междисциплинарная образовательная программа Gender Studies по­лучила широкое распространение в западных университетах и колледжах начиная с 80-х годов.

Появление в образовательных структурах программ Gender Studies явилось логическим продолжением развития Women's Studies. Появле­нию гендерных исследований способствовали определенные предпосыл­ки, созревшие внутри функционирования Women's Studies. Co временем стало понятно, что женские исследования натолкнулись на собственные границы в постановке и решении ряда ключевых вопросов. Во-первых, женские исследования жестко идентифицировались с феминизмом и стали выглядеть не только как автономная область знания, но как идеологически и интеллектуально замкнутая сфера. Во-вторых, пришло осознание невозможности игнорирования мужчин как субъектов соци­альных отношений. Возникает дискомфорт в связи с противопоставле­нием женщин и мужчин, замалчиванием мужского опыта. Так, на первый план выступило рассуждение о том, возможно ли изучение женских проблем путем отделения их от мужских или же, что кажется более верным, в исследовании нуждается проблема соотношения полов [Лау-ретис Т. де, 1998; Хоф Р., 1999]. Таким образом, гендерные исследования стали качественно новым этапом развития образовательных и научных программ Women's Studies.

В таблице 1 представлены основные различия программ по женским и гендерным исследованиям.


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     69

Таблица 1 Отличия академических программ женских и гендерных исследований*

 

Отличия академических программ Женские исследования (Women's Studies) Гендерные исследования (Gender Studies)
Время возник­новения 1970-е гг. 1980-е гг.
Причины воз­никновения Замалчивание опыта женщин, угне­тение женщин в обществе, связь с женскими и другими движениями Дискомфорт в связи с противо­поставлением женщин и мужчин, замалчивание многообразия муж­ского опыта. Менее важным стано­вится деление на мужчин и женщин, более важно - различие половых практик, сексуальностей, идентич-ностей
Пол исследо­вателя В основном женщины Женщины и мужчины, люди с различной сексуальной ориентацией и половой идентичностью
Основные за­дачи Женское образование. Осознание вклада женщин в развитие обще­ства, изучение женщин с точки зре­ния женщин, развитие понятийного аппарата и методологии Развитие знаний о маскулинности, опыте разных мужчин, тендерной идентичности. Переход от исследо­вания женщин и мужчин к иссле­дованию пола и сексуальности
Основной предмет изуче­ния Анализ    угнетения    женщин, неравенство, дискриминация Гендерные отношения; различие и сходство полов; гендерная история, репрезентации гендера в культуре
Перспективы развития

Рост разнообразия школ и подходов, распространение феминистской методологии женских и гендерных исследований в исследовании этнич-ностей и рас (Ethnic and Racial Studies), инвалидности (Disability Studies), возникновение программ, центров и журналов исследований сексуальнос­ти (Sexuality Studies, Queer Studies - Gay, Lesbian. Bisexual, Transgender Studies); активное привлечение методов гуманитарных и естественных дисциплин, выработка новых методов и пересмотр традиционной научной методологии.

* Таблица приводится по статье; Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе/ /Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 39.

Для женских исследований на первом этапе было важно указать и назвать различия между женщинами и мужчинами. Главная задача состояла в получении информации от женщин и о женщинах, чтобы таким образом создать фундамент для новых теоретических построений. Основная задача гендерных исследований состоит не столько в продол­жении критики вытеснения женщин из сферы общественной жизни, сколько в акцентировании критического анализа механизмов дифферен­циации и иерархичности полов в социальной, культурной и политической


70                          Психология гендерных отношений: теория и практика

реальности. При выявлении различий между женскими и тендерными исследованиями речь идет не о разграничении, а, скорее, о перестановке акцентов, при этом многие исследования, ориентированные преимуще­ственно на жизненные условия и работу женщин, включаются в более широкий контекст. «В рамках гендерных исследовании осуществляется описание феномена соотношения власти между полами без обращения к ставшему проблематичным постулату общего "женского" опыта или универсального угнетения женщин» [Хоф.Р., 1999. С. 43].

В гендерных исследованиях новые акценты были связаны не столько с констатацией мужского доминирования и постулированием необходи­мости изучения женского опыта, сколько с анализом того, как гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных структурах, и как это отражается на личностном развитии мужчин и женщин [Воронина О.А., 2000].

Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграни­чение понятий «пол» и «гендер». Этому вопросу были посвящены работы феминистских теоретиков Гейл Рубин (G. Rubin), Роды Ангер (R. Unger), Адрианны Рич (A. Rich) и др. Пол относится к универсальным биоло­гическим отличиям женщин и мужчин. Только незначительные различия в ролях могут быть отнесены к биологическим различиям (например, только женщины могут вынашивать детей). Один из самых авторитетных социологов современности англичанин Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и жен­ственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответст­вующее для мужчин и женщин [Гидденс Э., 1999].

Английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследо­вательское поле других наук — социальной философии, социологии, истории, а также в политический дискурс. Введение понятия «гендер» в научный оборот современного социального знания преследовало не­сколько целей:

• «уйти» от термина «sex» (биологический пол) при интерпретациях проблем полоролевого разделения труда;

• перевести анализ отношений между полами с биологического уров­ня на уровень социальный;

• отказаться от постулата о «природном назначении полов»;

• показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыс-лообразующих категорий, как «класс», «раса».

Термин «гендер» был призван подчеркнуть не природную, а социо­культурную причину межполовых различий. Эта «лингвистическая опе­рация» была проделана на рубеже 70-80-х годов XX века, когда в поле


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     71

общественных наук и стала формироваться новая отрасль научного знания и дисциплина — гендерные исследования.

Гендер (gender) — специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их вза­имоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т. е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме. По­добно концепциям о классах, расе и этничности, понятие «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных про­цессов.

Предметом гендерных исследований был выбран анализ общего и различного в восприятии действительности и социальном поведении мужчин и женщин. Общее и различное отныне стали связываться не с физиологическими особенностями лиц мужского и женского пола, а со спецификой их воспитания, образования, с распространенными в каждой конкретной культуре представлениями о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам. Предмет гендерных исследований — ген­дерные отношения, различия и сходство полов [Здравомыслова Е., Тем-кина А., 2001].

На первом этапе своего развития гендерные исследования развива­лись в рамках полоролевого подхода. В процессе женского движения и в результате адаптации полоролевой концепции Т. Парсона к тендерной проблематике сформировалось исследовательское направление — поло-ролевой подход, опирающийся на либеральный феминизм (sex-role theory) [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 1999].

Освоение половой роли предполагает наличие не только определен­ного типа поведения, но и конкретных личностных особенностей и даже всего образа жизни. Все это достигается благодаря воздействию агентов (институтов) социализации, которые формируют личность в соответст­вии с доминирующими культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и фемининного поведения, а также возможности субъекта интериоризировать предлагаемые культурные стандарты. Полоролевая концепция была ориентирована на подтверждение и обоснование есте­ственности различий в социальном поведении мужчин и женщин, но в то же время эта концепция интенсифицировала развитие феминистской мысли в направлении анализа социокультурных факторов, выступающих в роли детерминант половых различий. Таким образом, в 80-е годы гендерные исследования развивались преимущественно как феминист­ская критика биологического детерминизма и эссенциализма и активно искали доказательства социокультурного происхождения различий меж-ду мужчинами и женщинами [Бовуар С, 1997; Фридан Б., 1994].

Итак, полоролевая концепция Т. Парсонса и общественное движение женщин в рамках либерально-феминистской идеологии способствовали


72                          Психология гендерных отношений: теория и практика

оформлению тендерной теории, основное содержание которой первона­чально было отражено в полоролевом подходе (sex-role theory). Основной политический пафос этого подхода в контексте тендерной концепции — обеспечение равенства мужчин и женщин в публичной сфере. Полоро-левой подход стал первой теорией, объясняющей функционально обу­словленное различие мужских и женских ролей в обществе, она помогла осмыслить позиции мужчин и женщин в семье в системе властных отношений. Используя понятия социализации, ролей, статусов к интер­претации различий положения мужчин и женщин в обществе, полоро-левой подход позволил выявить напряжения половых ролей, в результате чего было сформулировано положение о кризисе американской семьи и соответственно — мужественности и женственности.

Научная психология также ощутила на себе влияние этой концепции. Психологические исследования, проводимые в рамках полоролевого под­хода, были ориентированы на поиск различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в личностных характеристиках и особенностях поведения, различий, порождаемых условиями социализа­ции. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода — это парадигма половых (гендерных) различий. Опирается данная парадигма на научную традицию психологии половых различий.

Собственно гендерные исследования как теоретическое направление и исследовательская практика оформились в 90-е годы XX столетия. Ген­дерные исследования стали развиваться в связи с активизацией движе­ния цветных феминисток и широким распространением идей социально-конструктивистского подхода. В центре внимания гендерных исследова­ний находятся механизмы создания и воспроизводства множественного гендерного неравенства [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 1999].

Основной теорией, на которой базируются современные гендерные исследования, является теория социального конструирования гендера (основы данной теории представлены в работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности»). В рамках этой теории ген­дер понимается как организованная модель социальных отношений меж­ду мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества. Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами мас­совой информации; 2) гендер строится и самими индивидами — на уровне их сознания (т.е. тендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).

Гендер — это повседневный мир взаимодействия мужского и жен­ского, воплощенный в практиках; это системная характеристика соци­ального порядка, от которой невозможно отказаться, она постоянно


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                     73

воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия. Когда социальное производство гендера становится предметом исследо­вания, обычно рассматривают, как гендер конструируется через инсти­туты социализации, разделение труда, культуру (гендерные роли и стереотипы, масс-медиа), а также через проблемы тендерной стратифи­кации и неравенства.

Признание гендерных исследований в западных научных центрах происходило стремительно. К началу 90-х годов практически все научно-образовательные учреждения с солидной репутацией считали своим долгом как развивать gender study's, так и преподавать специальные гендерные курсы. Хороший западный специалист в области обществен­ных наук был обязан прослушать такой курс.

В Россию первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов. Очень медленно, но настойчиво гендерные исследования утверждаются и в российской науке. Одновременно на­чинается тендерное просвещение общества. Развитие гендерных иссле­дований расширило возможности для гендерного просвещения, поставив его на прочный фундамент научного знания (подробнее о гендерных исследованиях в сфере отечественного высшего образования см.: Здра-вомыслова Е.А., Темкина А.А, [1999]; Здравомыслова Е.А., Темки-на А.А., [2002]; Хоткина 3., [2000]). В настоящее время в области гендерных исследований наметилась тенденция автономизации тендер­ной проблематики в рамках отдельных наук. Оставаясь междисципли­нарной областью знания, гендерные исследования стали развиваться как специализированные научные отрасли, такие как гендерная история, гендерная социология, гендерная психология и др.

Таким образом, женские и гендерные исследования являются обра­зовательной и научно-исследовательской сферами, в которых, как пра­вило, акцентируется внимание на ограниченности методологии, методов и результатов традиционной науки о человеке, анализируются гендерные отношения в различных сферах социальной жизни, отрицается идея биодетерминизма в объяснении различий между людьми разного пола в связи с особенностями их поведения в обществе.

Результатом адаптации макросоциальной теории к тендерной про­блематике явилось выделение трех исследовательских направлений, раз­вившихся в результате женского движения: 1) полоролевой подход, опирающийся на либеральный феминизм (sex-role theory); 2) исследо­вания женщин как отражение радикально феминистских взглядов (women studies); 3) гендерные исследования (gender studies) как научное управление, институционализированное в связи с развитием движения цветных феминисток и социально-конструктивистского и постструкту­ралистского подходов [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 1999].

Женские и гендерные исследования в западной психологии в основ-ном формировались в русле выделенных направлений и соответствуют


74                                     Психология гендерных отношений: теория и практика

общим тенденциям развития гендерных исследований в системе научного знания. В истории развития тендерной проблематики в западной пси­хологии также можно выделить три направления. Первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая науч­ная парадигма психологических исследований пола этого периода — парадигма половых (гендерных) различий. Второе направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических пси­хологических концепций. Научная ориентация этого направления — парадигма уникальности женской психологии. Третье направ­ление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмо­дернистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального констру­ирования гендера.

4. Современные тенденции развития гендерных исследова­ний в психологии








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: