Гендерные исследования (Gender Studies) — междисциплинарная исследовательская и образовательная практика. В гендерных исследованиях изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин как на уровне макрообщества, так и в семье, в личной жизни. Как междисциплинарная образовательная программа Gender Studies получила широкое распространение в западных университетах и колледжах начиная с 80-х годов.
Появление в образовательных структурах программ Gender Studies явилось логическим продолжением развития Women's Studies. Появлению гендерных исследований способствовали определенные предпосылки, созревшие внутри функционирования Women's Studies. Co временем стало понятно, что женские исследования натолкнулись на собственные границы в постановке и решении ряда ключевых вопросов. Во-первых, женские исследования жестко идентифицировались с феминизмом и стали выглядеть не только как автономная область знания, но как идеологически и интеллектуально замкнутая сфера. Во-вторых, пришло осознание невозможности игнорирования мужчин как субъектов социальных отношений. Возникает дискомфорт в связи с противопоставлением женщин и мужчин, замалчиванием мужского опыта. Так, на первый план выступило рассуждение о том, возможно ли изучение женских проблем путем отделения их от мужских или же, что кажется более верным, в исследовании нуждается проблема соотношения полов [Лау-ретис Т. де, 1998; Хоф Р., 1999]. Таким образом, гендерные исследования стали качественно новым этапом развития образовательных и научных программ Women's Studies.
В таблице 1 представлены основные различия программ по женским и гендерным исследованиям.
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 69
Таблица 1 Отличия академических программ женских и гендерных исследований*
Отличия академических программ | Женские исследования (Women's Studies) | Гендерные исследования (Gender Studies) |
Время возникновения | 1970-е гг. | 1980-е гг. |
Причины возникновения | Замалчивание опыта женщин, угнетение женщин в обществе, связь с женскими и другими движениями | Дискомфорт в связи с противопоставлением женщин и мужчин, замалчивание многообразия мужского опыта. Менее важным становится деление на мужчин и женщин, более важно - различие половых практик, сексуальностей, идентич-ностей |
Пол исследователя | В основном женщины | Женщины и мужчины, люди с различной сексуальной ориентацией и половой идентичностью |
Основные задачи | Женское образование. Осознание вклада женщин в развитие общества, изучение женщин с точки зрения женщин, развитие понятийного аппарата и методологии | Развитие знаний о маскулинности, опыте разных мужчин, тендерной идентичности. Переход от исследования женщин и мужчин к исследованию пола и сексуальности |
Основной предмет изучения | Анализ угнетения женщин, неравенство, дискриминация | Гендерные отношения; различие и сходство полов; гендерная история, репрезентации гендера в культуре |
Перспективы развития | Рост разнообразия школ и подходов, распространение феминистской методологии женских и гендерных исследований в исследовании этнич-ностей и рас (Ethnic and Racial Studies), инвалидности (Disability Studies), возникновение программ, центров и журналов исследований сексуальности (Sexuality Studies, Queer Studies - Gay, Lesbian. Bisexual, Transgender Studies); активное привлечение методов гуманитарных и естественных дисциплин, выработка новых методов и пересмотр традиционной научной методологии. |
* Таблица приводится по статье; Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе/ /Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 39.
Для женских исследований на первом этапе было важно указать и назвать различия между женщинами и мужчинами. Главная задача состояла в получении информации от женщин и о женщинах, чтобы таким образом создать фундамент для новых теоретических построений. Основная задача гендерных исследований состоит не столько в продолжении критики вытеснения женщин из сферы общественной жизни, сколько в акцентировании критического анализа механизмов дифференциации и иерархичности полов в социальной, культурной и политической
70 Психология гендерных отношений: теория и практика
реальности. При выявлении различий между женскими и тендерными исследованиями речь идет не о разграничении, а, скорее, о перестановке акцентов, при этом многие исследования, ориентированные преимущественно на жизненные условия и работу женщин, включаются в более широкий контекст. «В рамках гендерных исследовании осуществляется описание феномена соотношения власти между полами без обращения к ставшему проблематичным постулату общего "женского" опыта или универсального угнетения женщин» [Хоф.Р., 1999. С. 43].
В гендерных исследованиях новые акценты были связаны не столько с констатацией мужского доминирования и постулированием необходимости изучения женского опыта, сколько с анализом того, как гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных структурах, и как это отражается на личностном развитии мужчин и женщин [Воронина О.А., 2000].
Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер». Этому вопросу были посвящены работы феминистских теоретиков Гейл Рубин (G. Rubin), Роды Ангер (R. Unger), Адрианны Рич (A. Rich) и др. Пол относится к универсальным биологическим отличиям женщин и мужчин. Только незначительные различия в ролях могут быть отнесены к биологическим различиям (например, только женщины могут вынашивать детей). Один из самых авторитетных социологов современности англичанин Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин [Гидденс Э., 1999].
Английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук — социальной философии, социологии, истории, а также в политический дискурс. Введение понятия «гендер» в научный оборот современного социального знания преследовало несколько целей:
• «уйти» от термина «sex» (биологический пол) при интерпретациях проблем полоролевого разделения труда;
• перевести анализ отношений между полами с биологического уровня на уровень социальный;
• отказаться от постулата о «природном назначении полов»;
• показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыс-лообразующих категорий, как «класс», «раса».
Термин «гендер» был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий. Эта «лингвистическая операция» была проделана на рубеже 70-80-х годов XX века, когда в поле
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 71
общественных наук и стала формироваться новая отрасль научного знания и дисциплина — гендерные исследования.
Гендер (gender) — специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т. е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме. Подобно концепциям о классах, расе и этничности, понятие «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.
Предметом гендерных исследований был выбран анализ общего и различного в восприятии действительности и социальном поведении мужчин и женщин. Общее и различное отныне стали связываться не с физиологическими особенностями лиц мужского и женского пола, а со спецификой их воспитания, образования, с распространенными в каждой конкретной культуре представлениями о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам. Предмет гендерных исследований — гендерные отношения, различия и сходство полов [Здравомыслова Е., Тем-кина А., 2001].
На первом этапе своего развития гендерные исследования развивались в рамках полоролевого подхода. В процессе женского движения и в результате адаптации полоролевой концепции Т. Парсона к тендерной проблематике сформировалось исследовательское направление — поло-ролевой подход, опирающийся на либеральный феминизм (sex-role theory) [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 1999].
Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и конкретных личностных особенностей и даже всего образа жизни. Все это достигается благодаря воздействию агентов (институтов) социализации, которые формируют личность в соответствии с доминирующими культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и фемининного поведения, а также возможности субъекта интериоризировать предлагаемые культурные стандарты. Полоролевая концепция была ориентирована на подтверждение и обоснование естественности различий в социальном поведении мужчин и женщин, но в то же время эта концепция интенсифицировала развитие феминистской мысли в направлении анализа социокультурных факторов, выступающих в роли детерминант половых различий. Таким образом, в 80-е годы гендерные исследования развивались преимущественно как феминистская критика биологического детерминизма и эссенциализма и активно искали доказательства социокультурного происхождения различий меж-ду мужчинами и женщинами [Бовуар С, 1997; Фридан Б., 1994].
Итак, полоролевая концепция Т. Парсонса и общественное движение женщин в рамках либерально-феминистской идеологии способствовали
72 Психология гендерных отношений: теория и практика
оформлению тендерной теории, основное содержание которой первоначально было отражено в полоролевом подходе (sex-role theory). Основной политический пафос этого подхода в контексте тендерной концепции — обеспечение равенства мужчин и женщин в публичной сфере. Полоро-левой подход стал первой теорией, объясняющей функционально обусловленное различие мужских и женских ролей в обществе, она помогла осмыслить позиции мужчин и женщин в семье в системе властных отношений. Используя понятия социализации, ролей, статусов к интерпретации различий положения мужчин и женщин в обществе, полоро-левой подход позволил выявить напряжения половых ролей, в результате чего было сформулировано положение о кризисе американской семьи и соответственно — мужественности и женственности.
Научная психология также ощутила на себе влияние этой концепции. Психологические исследования, проводимые в рамках полоролевого подхода, были ориентированы на поиск различий между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами в личностных характеристиках и особенностях поведения, различий, порождаемых условиями социализации. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода — это парадигма половых (гендерных) различий. Опирается данная парадигма на научную традицию психологии половых различий.
Собственно гендерные исследования как теоретическое направление и исследовательская практика оформились в 90-е годы XX столетия. Гендерные исследования стали развиваться в связи с активизацией движения цветных феминисток и широким распространением идей социально-конструктивистского подхода. В центре внимания гендерных исследований находятся механизмы создания и воспроизводства множественного гендерного неравенства [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 1999].
Основной теорией, на которой базируются современные гендерные исследования, является теория социального конструирования гендера (основы данной теории представлены в работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности»). В рамках этой теории гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества. Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер строится и самими индивидами — на уровне их сознания (т.е. тендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).
Гендер — это повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в практиках; это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться, она постоянно
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 73
воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделение труда, культуру (гендерные роли и стереотипы, масс-медиа), а также через проблемы тендерной стратификации и неравенства.
Признание гендерных исследований в западных научных центрах происходило стремительно. К началу 90-х годов практически все научно-образовательные учреждения с солидной репутацией считали своим долгом как развивать gender study's, так и преподавать специальные гендерные курсы. Хороший западный специалист в области общественных наук был обязан прослушать такой курс.
В Россию первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов. Очень медленно, но настойчиво гендерные исследования утверждаются и в российской науке. Одновременно начинается тендерное просвещение общества. Развитие гендерных исследований расширило возможности для гендерного просвещения, поставив его на прочный фундамент научного знания (подробнее о гендерных исследованиях в сфере отечественного высшего образования см.: Здра-вомыслова Е.А., Темкина А.А, [1999]; Здравомыслова Е.А., Темки-на А.А., [2002]; Хоткина 3., [2000]). В настоящее время в области гендерных исследований наметилась тенденция автономизации тендерной проблематики в рамках отдельных наук. Оставаясь междисциплинарной областью знания, гендерные исследования стали развиваться как специализированные научные отрасли, такие как гендерная история, гендерная социология, гендерная психология и др.
Таким образом, женские и гендерные исследования являются образовательной и научно-исследовательской сферами, в которых, как правило, акцентируется внимание на ограниченности методологии, методов и результатов традиционной науки о человеке, анализируются гендерные отношения в различных сферах социальной жизни, отрицается идея биодетерминизма в объяснении различий между людьми разного пола в связи с особенностями их поведения в обществе.
Результатом адаптации макросоциальной теории к тендерной проблематике явилось выделение трех исследовательских направлений, развившихся в результате женского движения: 1) полоролевой подход, опирающийся на либеральный феминизм (sex-role theory); 2) исследования женщин как отражение радикально феминистских взглядов (women studies); 3) гендерные исследования (gender studies) как научное управление, институционализированное в связи с развитием движения цветных феминисток и социально-конструктивистского и постструктуралистского подходов [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 1999].
Женские и гендерные исследования в западной психологии в основ-ном формировались в русле выделенных направлений и соответствуют
74 Психология гендерных отношений: теория и практика
общим тенденциям развития гендерных исследований в системе научного знания. В истории развития тендерной проблематики в западной психологии также можно выделить три направления. Первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода — парадигма половых (гендерных) различий. Второе направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления — парадигма уникальности женской психологии. Третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального конструирования гендера.
4. Современные тенденции развития гендерных исследований в психологии