В отечественной психологии весьма распространенной является ситуация, при которой сущность тендерной проблематики трактуется довольно рутинно. Многими специалистами-психологами тендерное направление не рассматривается как научная новация, а выступает как «свежий» и модный ярлык традиционных проблем, разрабатываемых психологией пола. «Гендерное» отождествляется с традиционным пониманием особенностей поведения и полоспецифичных характеристик мужчин и женщин как проявлений, обусловленных биологическими особенностями их организмов.
Отечественные специалисты в области гендерных исследований Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина, анализируя ситуацию развития гендерного научного направления в нашей стране, утверждают, что «становлению гендерных исследований препятствуют «интеллектуальный климат эссенциализма и биологического детерминизма, который сменяет в российском общественном дискурсе официальные декларации о всемогуществе государственного конструирования советского человека (мужчины и женщины)» [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 2002а. С. 43].
Для сферы научного психологического знания данный интеллектуальный климат представляет собой достаточно типичное явление. Так, например, организаторы Ананьевских чтений, которые ежегодно проводятся на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета, при формировании сборника материалов, присланных на
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 75
конференцию в 2002 году, тезисы сообщений по тендерной тематике поместили в раздел, который называется «Психология — наука о человеке как биологическом виде». Данный факт наглядно подтверждает распространенность мнений, при которых термины «гендер» и «пол» отождествляются, а биологический детерминизм рассматривается как универсальный принцип, используемый при интерпретации поведения личности. Еще пример: в новой книге «Социальная психология: ключевые идеи» (Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон), вышедшей в издательстве «Питер» в 2003 году, в главе «Пол как ключевой аспект личности» термин «гендер» переводится на русский язык как понятие «пол». Нередко можно наблюдать, что психологи подменяют гендерный анализ обсуждением распределений данных по полу в стандартно организованных исследованиях, а выявленные различия между полами называют тендерными.
Ориентируясь на основную задачу данного текста, обратимся к выделению тех специфических особенностей гендерного направления в психологии, которые демонстрируют принципиальные отличия гендерных исследований в психологии от исследований, типичных (традиционных) для отрасли знания «психология пола». Анализируя пути интеграции тендерной проблематики в систему психологического знания, сосредоточим свои усилия на обосновании того, что гендерная проблематика в психологии — это новое теоретическое направление, а не просто обновленное название отрасли знания «психология пола». Для этого ответим на вопрос: «Чем отличается изучение гендерных проблем в психологической науке от изучения сходных проблем в психологии пола?»
Мы считаем, что отличия тендерной проблематики в психологии от психологии пола определяются, прежде всего, различными теоретическо-методологическими основаниями. Во-первых, это иные научные парадигмы изучения проблем пола и межполовых отношений, во-вторых, различные модели психологического пола, используемые для описания характеристик и особенностей поведения личности как представителя определенного пола. Рассмотрим эти принципиальные различия.
Теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминистская парадигма, а гендерные исследования в психологии базируются на социально-конструктивистской парадигме.
В соответствии с биодетерминистским принципом рассмотрения явлений гендерные характеристики человека определяются биологическими, природными факторами. Биодетерминизм восходит к идее детерми-низма вообще, как учению о связи и взаимообусловленности явлений действительности, где большую роль играли законы природы. В концеп-ции биодетерминизма природные факторы рассматриваются как неиз-менные и их следствия трактуются в жестко консервативном ключе.
76 Психология гендерных отношений: теория и практика
Ярким примером биодетерминистской концепции является эволюционная теория В.А. Геодакяна [1989]. Согласно этой теории процесс самопроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность — консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Женские особи олицетворяют собой постоянную «память», а мужские — оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных и случайных генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками.
Из этого следует вывод, что мужчины — творцы и созидатели, а женщины — консерваторы, их задача сохранять то, что создано мужчинам, поэтому ситуация гендерного неравенства должна восприниматься как закономерный и не подлежащий изменению факт социальной жизни.
В гендерно-ориентированных работах теория В.А. Геодакяна является объектом критики1. Как подчеркивает И.С. Кон [2002], ее считают редукционистской (поскольку сложные формы мужского и женского поведения сводятся к биологическому императиву), сексистской (гендерные характеристики сводятся к половым), антиисторической (гендерные свойства выглядят везде и всюду более или менее одинаковыми) и политически консервативной (она часто используется для идеологического обоснования и оправдания гендерного неравенства и мужского господства).
К числу биодетерминистских по сути концепций может быть отнесена и теория половых ролей, предложенная Т. Парсонсом в качестве иллюстрации к общетеоретическим построениям структурного функционализма. Уже подчеркивалось, что в данной концепции акцент был сделан на позитивной функции дифференциации половых ролей в семье. Экспрессивная роль заключается в установлении внутреннего баланса в семье, это — роль домохозяйки, а инструментальная роль заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными структурами, это — роль добытчика.
Далее Т. Парсонс, как подчеркивает О.А.Воронина [2001], делает естественный для традиционного биодетерминистского сознания вывод: роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а роль экспрессивного лидера — женщине. Объясняется это тем. что
1 Заметим, что критика вызвана, прежде всего, необоснованным расширением сфер приложения указанной концепции, вполне убедительной и. по-видимому, адекватной в рамках сугубо эволюционно-биологического ракурса рассмотрения.
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 77
рождение детей и уход за ними создает строгую презумпцию первичности отношений матери к маленькому ребенку. «Первичность отношений матери к ребенку ведет к тому, что мужчина, устраненный от этих биологических функций, должен специализироваться в альтернативном, инструментальном направлении» [цит. по: Воронина О.А., 2001. С. 43]. Профессиональная деятельность мужчины имеет чрезвычайное значение для семьи не только потому, что является источником средств существования для семьи, но и потому, что величина дохода и престижность работы мужчины определяют социальный статус, стандарт и стиль жизни семьи в целом. Для женщин основным является статус жены, матери и личности, ответственной за домашнее хозяйство. Социально престижная профессиональная деятельность мужчины предопределяет его главенство в семье, а домашний труд женщины — ее подчиненную роль. Такое распределение ролей объявляется Т. Парсонсом глубоко функциональным, поскольку в системе устраняется возможность разрушительного для семьи соревнования между супругами за власть, статус и престиж.
В концепции Т. Парсонса обосновывается целесообразность принципа взаимодополнительности мужских и женских ролей, однако, как подчеркивает И.С. Кон, «феминистская критика показала, что в основе дихотомии инструментальности и экспрессивности, при всей ее эмпирической и житейской убедительности, лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное саморазвитие и самовыражение женщин и мужчин» [Кон И.С., 2002. С. 204].
Биодетерминистские концепции предлагают обоснование существующим традиционным моделям гендерных отношений, но в тоже время они обладают ограниченными интерпретационными возможностями при анализе форм гендерных отношений, появляющихся в новых социокультурных условиях, а также при объяснении таких особенностей тендерной идентичности личности, как транссексуализм, гермафродитизм и другие не стандартные формы ее проявлений.
Появление в 80-х годах прошлого века гендерных исследований как междисциплинарной исследовательской практики способствовало разработке новых теоретических конструкций объяснений широкого спектра гендерных проблем вообще и гендерного неравенства в том числе, противостоящих биодетерминистским теориям. Социально-конструктивистская парадигма приобрела статус основной методологии в гендерных исследованиях. В «Энциклопедии феминизма» социальный конструкти-визм определяется в самом общем виде как «представления, что статус женщины и кажущееся естественным различие между мужским и жен-ским не имеют биологического происхождения, а, скорее, являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обще-стве» [Tuttle L., 1986. Р. 305].
78 Психология гендерных отношений: теория и практика
Современные исследователи гендерных проблем в своих научных изысканиях опираются на теорию социального конструирования гендера В рамках этой теории гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, которая определяет характер их отношений не только в межличностном взаимодействии, но и в основных социальных институтах общества. Положение о том, что отношения между полами социально сконструированы, основано на отрицании биологического детерминизма. Сторонники теории социального конструирования гендера подвергают сомнению тот факт, что отношения, складывающиеся между полами в обществе, являются дериватами принадлежности к биологическому полу, что все социальное биологически фундировано и поэтому считается естественным и нормальным. Тем самым они критикуют внеисторизм и эссенциализм (сущностную неизменность) сложившихся отношений между полами и социальными группами, различающимися по биологическим признакам [Здравомыслова Е., Темкина А., 2001].
Теория социального конструирования гендера базируется на следующих постулатах: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется (строится) и самими индивидами на уровне их сознания, принятия и интериоризации заданных обществом норм и ролей.
Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их тендерным статусом, индивиды конструируют и гендерные различия и обусловленные ими системы господства и властвования. Проявлять гендерные характеристики означает создавать различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, различия, которые не являются естественными, сущностными или биологическими. Гендерная принадлежность индивида — это то, что человек демонстрирует постоянно в ситуации взаимодействия с другими людьми.
Социальный конструктивизм оппонирует здравому смыслу биологического детерминизма. На уровне обыденного сознания тезис Фрейда «Анатомия — это судьба» является незыблемым постулатом. В отличие от биологического детерминизма социальный конструктивизм постулирует, что половые роли сконструированы, и отстаивает парадоксальный для эссенциалистов тезис: и мужчины и женщины создаются, ими не рождаются. Утверждается, что не существует ни женской, ни мужской сущности: биология — не есть судьба ни для мужчины, ни для женщины. Все мужское и женское создано в разных контекстах, имеет разные лица и наполнено различным содержанием опыта и смысла [Здравомы-слова Е., Темкина А., 2001].
Из данных рассуждений следует, что признания конструирования гендера как общественных отношений властного взаимодействия, ставит вопрос об изменении данных отношений: то, что встроено в социальный
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 79
порядок, может быть не только проанализировано, но также подвержено сомнению и пересмотру. Изменение гендерного стратификационного порядка будет способствовать изменению характера деятельности муж-чин и женщин, создавать большие возможности для их личностной самореализации в разных сферах жизнедеятельности.
Второе принципиальное отличие тендерной проблематики в психологии от традиционного подхода к изучению психологии пола определяется использованием иной модели психологического пола, применяемой для описания характеристик социального поведения мужчин и женщин:
— в традиционных исследованиях психологический пол индивида — это биполярный конструкт;
— в гендерно-ориентированных исследованиях психологический пол индивида — это мультиполярный конструкт.
Обратимся к анализу понятия «психологический пол». В психологической литературе справочного характера нам не встретилось определение данной категории, тем не менее в ряде работ, где термин «психологический пол» используется, в общих чертах раскрывается и его содержание [Кон И.С., 1975; Формирование личности в переходный период. 1987; Лопухова О.Г., 2001; Бороденко М.В., Колясникова М.В., Петровский В.А., 2001].
Так, по мнению И.С. Кона, психологический пол — это чувство и сознание своей половой принадлежности, а также психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу) и социо-сексуальные ориентации, т. е. интернализованная система половых ролей, в свете которой индивид различает критерии «мужественности» и «женственности», оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус [Кон И.С., 1975. С. 767].
В работе М.В. Бороденко, M.B. Колясниковой и В.А. Петровского [2001] в качестве составных частей психологического пола индивида выделяются характеристики его половой идентичности, представленные в самосознании и выраженные в индивидуально-специфическом полоро-левом поведении. В работе «Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту» в главе под названием «Формирование психологического пола» анализируемый нами феномен Раскрывается как психологические особенности человека как представителя конкретного пола (Формирование личности в переходный период.
1987. C.133].
Во всех работах, на которые сделаны ссылки, подчеркивается, с одной стороны, сложная структура феномена психологии пола, включающая в себя особенности половой идентичности, полоролевых пред-почтений и полоролевых ориентаций как характеристик индивидуального самосознания; с другой стороны, акцентируется многоплановость детер-
80 Психология гендерных отношений: теория и практика
минации психологии пола: своеобразие протекания процесса половой идентификации, конкретные стереотипы о половых ролях, существующие у группы и у социально-исторической общности в целом.
Психологический пол формируется только через общение с другими людьми, под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий [Кон И.С., 1975].
Таким образом, можно отметить, что психологический пол понимается как совокупность наиболее значимых психологических и социально-психологических характеристик личности, используемых в качестве отличительных черт при различении своего пола как мужского или женского. Другими словами, психологический пол можно определить как комплекс психологических, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.
Термин «психологический пол» в основном используется отечественными специалистами, занимающимися изучением проблем психологии пола и межполовых отношений, в зарубежной научной литературе смысловое содержание этого понятия находит отражение в категории «гендерная идентичность».
Гендерная идентичность — одна из подструктур социальной идентичности личности, которая характеризует индивида с точки зрения его принадлежности к группе людей, выделяемой на основе общих половых признаков. Гендерная идентичность чаще всего понимается как осознание и переживание индивидом принадлежности к определенному полу, как правило, мужскому или женскому [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 31].
В самом общем виде термины «психологический пол» и «гендерная идентичность» могут быть рассмотрены как синонимы. В современной литературе тендерной направленности в основном используется понятие «гендерная идентичность», а не термин «психологический пол».
Содержательные составляющие и психологического пола, и тендерной идентичности, как правило, раскрываются через категории «маскулинность» (мужественность) и «фемининность» (женственность). «Гендерная идентичность — осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности» [Большой толковый социологический словарь. 1999. С. 110]. Маскулинность и фемининность — полоспецифичные характеристики личности, они выступают как базовые категории при анализе тендерной идентичности и психологического пола.
«Маскулинность и фемининность — нормативные представления о соматических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциации половых ролей» [Психология. Словарь. 1990. С. 201].
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 81
Биполярная модель психологического пола
Ранние исследования рассматривали психологический пол как биполярный конструкт [Кон И.С., 1988]. Биполярность психологического пола заключается в том, что все полоспецифичные характеристики, присущие индивиду определенного пола и проявляющиеся в его поведении, расположены на одной шкале с двумя полюсами. При этом большая выраженность маскулинности автоматически означает меньшую фемининность и наоборот, т. е. совокупность характеристик половой идентичности должна строго соответствовать определенному полу. Другими словами, мужчины должны обладать маскулинной идентичностью, а женщины — фемининной. Маскулинность и фемининность как научные конструкты специфически проявляются в психодиагностической процедуре: если мужчина имеет высокие показатели по шкале маскулинности, то его показатели по фемининным качествам должны быть низкими, а у женщин при высокой фемининности должны быть низкие показатели по маскулинным качествам личности.
Маскулинность и фемининность — в обыденном сознании диаметрально противоположные и взаимоисключающие наборы черт. Маскулинность отождествляется с активно-творческим, культурным началом в личности индивида, а фемининность — с пассивно-репродуктивным, природным началом [Психология. Словарь. 1990. С. 201].
Предполагалось, что выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных черт для женщины должны отражать их наибольшую психологическую адаптированность, однако эмпирические исследования успешности социального поведения не подтверждали эту жесткую биполярную описательную модель идентичности личности. Биполярная модель психологического пола в силу своей упрощенности и схематичности продемонстрировала свои ограниченные возможности как теоретического конструкта.