Направления развития гендерных исследований в психологии

Современное состояние uендерной проблематики в отечественной психологии позволяет говорить о двух направлениях развития гендерных исследований в сфере научного психологического знания: гендерная психология и психология гендерных отношений. В этом подразделе мы рассмотрим лишь самые общие вопросы, касающиеся этих двух направ­лений1.

Гендерная психология

Раскрывая специфику любой области научного знания, предлагая обоснования для утверждения ее статуса в системе науки, важно дать ответ на следующие вопросы:

1. Как определяется предмет этой области знания и какова ее структура.

2. Каков статус рассматриваемой сферы знания среди существующих научных дисциплин и их отраслей.

3. Каковы методологические основания и инструментальный аппарат этой области знания.

1 Подробнее о специфике развития тендерной психологии, ее предмете, статусе, базовой методологии и других вопросах см.: Клецина И.С. Вместо послесловия: гендерная психология и направления ее развития //Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер. 2003, С. 444-470; Теоретические проблемы тендерной психологии // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 4(28). 2001. С. 162-179.


Теоретические предпосылки возникновения психологии...                                    89

4. Каковы основные направления, тенденции и задачи развития ана­лизируемой области научного знания.

Теперь, используя данный перечень вопросов, попытаемся прояснить некоторые закономерности развития гендерной психологии как специ­альной отрасли научного знания в психологии.


Предмет и структура гендерной психологии

Определить предмет гендерной психологии на данном этапе ее раз­вития — довольно сложная задача, поскольку эта отрасль психологии в настоящее время делает лишь первые шаги на пути своего развития. Мы полагаем, что гендерная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характе­ристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией.

В отличие от психологии пола в гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин; в фокусе ее внимания, прежде всего, те последствия личностного раз­вития, которые вызваны явлениями половой дифференциации и страти­фикации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам нивелировать влияние дифференцирующих и стратифицирующих факторов на процессы их самореализации.

В психологии пола женские и мужские роли декларативно призна­ются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным осно­ванием является имплицитное признание биологического детерминизма ролей, опирающегося на представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, однако роль социокультурного влияния сводится к оформлению тех черт и характеристик человека, которые предопределены природой.

В гендерной психологии при анализе проблем половой дифферен­циации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций муж­чин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискрими­нации, сексизма. В детерминации социального поведения личности при­оритет отдан социокультурным факторам.

В структуре гендерной психологии выделяются следующие разделы:

• психология гендерных различий;

• гендерная социализация;

• гендерные характеристики личности; •прикладные аспекты гендерной психологии.

При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопро-сы как, природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендер-


90                                    Психология гендерных отношений: теория и практика

ных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин на возможности их самореализации. Наиболее перспективными, на наш взгляд, могут быть исследования, направленные не на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин, а на поиск их психологического сходства [Клецина И.С., 2002].

Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются: асимметричные условия социализация для представителей мужского и женского пола, роль агентов социализации в становлении гендерной идентичности личности, способы и механизмы влияния ос­новных институтов социализации на формирование у участников соци-ализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представле­ний [Клецина И.С., 1998].

При рассмотрении гендерных характеристик изучается идентич­ность мужчин и женщин и ее составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией и стратификацией. Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу личностных предпосылок успешной само­реализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин — в семейной.

Раздел прикладные аспекты гендерной психологии включаетт в себя изучение практического приложения знаний по гендерной пси­хологии в различных отраслях психологической науки. Пока лишь не­большое количество работ посвящено прикладным проблемам гендерной психологии, например, работы по спортивной гендерной психологии Н.С. Цикуновой, по педагогической гендерной психологии М.Л. Сабу-наевой и Ю.Е. Гусевой, по гендерной психологии профессиональной деятельности — Л.Н. Ожиговой, Т.В. Турецкой, О.Л. Гаврилицы. А. Чи-риковой и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: