Доминирующим контрактом в советском обществе был контракт работающей матери. Такой контракт подразумевал обязательное сочетание для женщин профессиональной и материнской ролей. Контракт работающей матери с государством подразумевал, что женщина будет совмещать участие в общественном производстве с рождением и воспитанием детей и неоплачиваемой работой по обслуживанию своей семьи. Государство со своей стороны предоставляло ей ряд необходимых условий: оплачиваемый декретный отпуск, бесплатное медицинское обслуживание, широкую сеть детских учреждений (детские сады, группы продленного дня, внешкольные учреждения для развития детей и пионерские лагеря для отдыха).
Такой гендерный контракт женской группе населения был насильственно навязан государством; была задана модель женского поведения, которой принято было соответствовать. В массовом сознании осуждались все формы поведения, не соответствующие общепринятой. Женщины не могли не работать, потому что государству нового типа нужны были рабочие руки для решения задач индустриализации. Неработающие женщины, кроме имеющих грудных детей, выглядели подозрительно, кроме того, их могли обвинить в тунеядстве. Незамужние женщины также не считались вполне полноценными: подразумевалось, что их статус не может быть результатом свободного выбора и самостоятельного решения. Эти женщины несчастные и неудачливые («старые девы»), и в то же время они представляют угрозу для семейного благополучия своих подруг. Замужние, но бездетные женщины тем более «не находили понимания»: подобные браки расценивались как союз «эгоистов» [Тар-таковская И.Н:, 1997].
ниции мужского и женского в данном обществе. Гендерный порядок складывается на конституциональном, идеологическом, символическом и повседневном Уровнях [по: Ашвин С, 2002; Темкина А.А., Роткирх А., 2002].
180 Психология гендерных отношений: теория и практика
Подавляющее большинство советских женщин приняли и реализо-вывали в своей повседневной жизнедеятельности контракт работающей матери. Контракт работающей матери предопределял три основные социальные роли женщин: «труженицы», «матери», «хозяйки».
Роль «труженицы» — приоритетная, значимая роль женщины. В довоенный период партия и государство делали акцент именно на этой социальной роли женщины, рассматривая ее как ведущую в системе социальных ролей женщины. Общественный труд был представлен как основа эмансипации женщины, хотя привлечение женщин в общественное производство диктовалось не столько идеалами освобождения, сколько нуждами модернизации советской экономики, ее перехода из фазы аграрной в фазу индустриальную. В значительной степени государство решало свои проблемы за счет женского производительного труда.
Вторая ведущая социальная роль советских женщин, заданная рамками контракта «работающая мать», — это роль «матери и воспитательницы своих детей». Материнство — сущностное качество женщины, необходимый ее атрибут, а деторождение — главное предназначение женщины. Материнство в советской России было институционализировано как функциональная обязанность женщин, как ее «святой» долг перед государством. Когда при Сталине были введены ордена «Материнская слава», «Мать-героиня» и «Медаль материнства», это стало одним из тактических ходов в деле созидания и идеологической поддержки необходимых гендерных конструктов [Синельников А., 1999].
В СССР работающие женщины имели право на частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком одного года. Однако по данным социологических исследований, многие женщины не использовали полностью предоставляемый отпуск из-за материальных трудностей в семье и невозможность прожить на заработную плату мужа [Айвазова С.Г., 2002б]. В официальных речах подчеркивалось, что льготы, предоставляемые матерям, имели неоценимое значение для женщины-матери и для ребенка, поскольку они якобы свидетельствовали об общественном признании материнского труда. На самом деле речь шла о другом: частичная компенсация семье материальных издержек по воспитанию детей и предоставление работающей женщине возможности прерывать профессиональную деятельность на время ухода за ребенком способствовали, с одной стороны, стимулированию рождаемости, т. е. улучшению демографической ситуации, а с другой — укреплению семьи. И то и другое, разумеется, очень важно для общества [Айвазова С.Г., 2002б].
Третья социальная роль советских женщин, заданная рамками контракта «работающая мать», — это роль «хозяйки».
Советская женщина должна была быть не только успешной труженицей и самоотверженной матерью, но она также должна была быть хорошей хозяйкой, умеющей в условиях тотального дефицита необходимых для жизни товаров, организовать и обеспечить повседневную
Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 181
жизнь своей семьи. На женщину в семье кроме материнских функций возлагались обязанности по бытовому обслуживанию всех членов семьи, уход за пожилыми и больными родственниками. Естественно, что женщины испытывали сверхнагрузки.
Социологические исследования о совмещении женщинами семейных и профессиональных ролей представили убедительные данные, свидетельствующие о том, что жены несут двойную нагрузку в условиях неразвитой сферы бытового обслуживания и самоустранения большинства мужей от обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитания детей. Общество тем не менее требовало от женщин качественного выполнения обеих функций на фоне очень медленного улучшения условий труда и быта. Женщин, чья оплачиваемая работа была совершенно необходима на рынке труда, увещевали быть одинаково производительными и в профессиональной деятельности, и в своем доме. Был создан миф о «суперженщине», которая могла быть победителем соцсоревнования, делать великие научные открытия и рожать детей одного за другим. Тщательно проработанный СМИ, этот миф воздействовал на целое поколение женщин, и они старались соединить несоединимое, пытаясь реализовать все, что от них требовалось [Малышева М., 1996].
Существующее положение женщин, ведущее к перегрузке, было отраженно в результатах эмпирических социологических исследований, однако это было благодушно проигнорировано, так как средства массовой информации провозгласили самопожертвование величайшим выражением фемининности. «Женщин предупреждали о том, что подлинное счастье они могут найти только путем построения идеальной семьи, состоящей из троих детей, и создания для них, а еще более важно — для их отца, "сильного домашнего фронта", убежища от жизненных штормов, в комфорте семейного очага» [Бриджер С. 1996. С. 116]. В советское время женщина предстает в соответствии с необходимостью идеологического обслуживания политических задач: источник рабочей силы и прироста населения страны.
Итак, контракт работающей матери подразумевает обязательность «общественно-полезного» труда советских женщин и обязательность выполнения миссии матери «как женского природного предназначения» и гражданского долга [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 46]. Благодаря распространению данного контракта был сформирован определенный тип гендерной культуры: большое количество работающих женщин, воспринимающих свою работу, свое материнство как выполнение обязанностей перед государством, исполнение своего гражданского долга [Тартаковская И. Н., 1997].
182 Психология гендерных отношений: теория и практика