Основной контракт для женщин

Доминирующим контрактом в советском обществе был контракт работающей матери. Такой контракт подразумевал обязательное соче­тание для женщин профессиональной и материнской ролей. Контракт работающей матери с государством подразумевал, что женщина будет совмещать участие в общественном производстве с рождением и вос­питанием детей и неоплачиваемой работой по обслуживанию своей семьи. Государство со своей стороны предоставляло ей ряд необходимых условий: оплачиваемый декретный отпуск, бесплатное медицинское об­служивание, широкую сеть детских учреждений (детские сады, группы продленного дня, внешкольные учреждения для развития детей и пио­нерские лагеря для отдыха).

Такой гендерный контракт женской группе населения был насиль­ственно навязан государством; была задана модель женского поведения, которой принято было соответствовать. В массовом сознании осуждались все формы поведения, не соответствующие общепринятой. Женщины не могли не работать, потому что государству нового типа нужны были рабочие руки для решения задач индустриализации. Неработающие женщины, кроме имеющих грудных детей, выглядели подозрительно, кроме того, их могли обвинить в тунеядстве. Незамужние женщины также не считались вполне полноценными: подразумевалось, что их статус не может быть результатом свободного выбора и самостоятель­ного решения. Эти женщины несчастные и неудачливые («старые девы»), и в то же время они представляют угрозу для семейного благополучия своих подруг. Замужние, но бездетные женщины тем более «не находили понимания»: подобные браки расценивались как союз «эгоистов» [Тар-таковская И.Н:, 1997].

ниции мужского и женского в данном обществе. Гендерный порядок складыва­ется на конституциональном, идеологическом, символическом и повседневном Уровнях [по: Ашвин С, 2002; Темкина А.А., Роткирх А., 2002].


180                                   Психология гендерных отношений: теория и практика

Подавляющее большинство советских женщин приняли и реализо-вывали в своей повседневной жизнедеятельности контракт работающей матери. Контракт работающей матери предопределял три основные социальные роли женщин: «труженицы», «матери», «хозяйки».

Роль «труженицы» — приоритетная, значимая роль женщины. В до­военный период партия и государство делали акцент именно на этой социальной роли женщины, рассматривая ее как ведущую в системе социальных ролей женщины. Общественный труд был представлен как основа эмансипации женщины, хотя привлечение женщин в обществен­ное производство диктовалось не столько идеалами освобождения, сколь­ко нуждами модернизации советской экономики, ее перехода из фазы аграрной в фазу индустриальную. В значительной степени государство решало свои проблемы за счет женского производительного труда.

Вторая ведущая социальная роль советских женщин, заданная рам­ками контракта «работающая мать», — это роль «матери и воспита­тельницы своих детей». Материнство — сущностное качество женщи­ны, необходимый ее атрибут, а деторождение — главное предназначение женщины. Материнство в советской России было институционализиро­вано как функциональная обязанность женщин, как ее «святой» долг перед государством. Когда при Сталине были введены ордена «Мате­ринская слава», «Мать-героиня» и «Медаль материнства», это стало одним из тактических ходов в деле созидания и идеологической под­держки необходимых гендерных конструктов [Синельников А., 1999].

В СССР работающие женщины имели право на частично оплачива­емый отпуск до достижения ребенком одного года. Однако по данным социологических исследований, многие женщины не использовали пол­ностью предоставляемый отпуск из-за материальных трудностей в семье и невозможность прожить на заработную плату мужа [Айвазова С.Г., 2002б]. В официальных речах подчеркивалось, что льготы, предостав­ляемые матерям, имели неоценимое значение для женщины-матери и для ребенка, поскольку они якобы свидетельствовали об общественном признании материнского труда. На самом деле речь шла о другом: частичная компенсация семье материальных издержек по воспитанию детей и предоставление работающей женщине возможности прерывать профессиональную деятельность на время ухода за ребенком способст­вовали, с одной стороны, стимулированию рождаемости, т. е. улучшению демографической ситуации, а с другой — укреплению семьи. И то и другое, разумеется, очень важно для общества [Айвазова С.Г., 2002б].

Третья социальная роль советских женщин, заданная рамками кон­тракта «работающая мать», — это роль «хозяйки».

Советская женщина должна была быть не только успешной труже­ницей и самоотверженной матерью, но она также должна была быть хорошей хозяйкой, умеющей в условиях тотального дефицита необхо­димых для жизни товаров, организовать и обеспечить повседневную


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    181

жизнь своей семьи. На женщину в семье кроме материнских функций возлагались обязанности по бытовому обслуживанию всех членов семьи, уход за пожилыми и больными родственниками. Естественно, что жен­щины испытывали сверхнагрузки.

Социологические исследования о совмещении женщинами семейных и профессиональных ролей представили убедительные данные, свиде­тельствующие о том, что жены несут двойную нагрузку в условиях неразвитой сферы бытового обслуживания и самоустранения большин­ства мужей от обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспи­тания детей. Общество тем не менее требовало от женщин качественного выполнения обеих функций на фоне очень медленного улучшения ус­ловий труда и быта. Женщин, чья оплачиваемая работа была совершенно необходима на рынке труда, увещевали быть одинаково производитель­ными и в профессиональной деятельности, и в своем доме. Был создан миф о «суперженщине», которая могла быть победителем соцсоревно­вания, делать великие научные открытия и рожать детей одного за другим. Тщательно проработанный СМИ, этот миф воздействовал на целое поколение женщин, и они старались соединить несоединимое, пытаясь реализовать все, что от них требовалось [Малышева М., 1996].

Существующее положение женщин, ведущее к перегрузке, было отраженно в результатах эмпирических социологических исследований, однако это было благодушно проигнорировано, так как средства массо­вой информации провозгласили самопожертвование величайшим выра­жением фемининности. «Женщин предупреждали о том, что подлинное счастье они могут найти только путем построения идеальной семьи, состоящей из троих детей, и создания для них, а еще более важно — для их отца, "сильного домашнего фронта", убежища от жизненных штормов, в комфорте семейного очага» [Бриджер С. 1996. С. 116]. В советское время женщина предстает в соответствии с необходимостью идеологического обслуживания политических задач: источник рабочей силы и прироста населения страны.

Итак, контракт работающей матери подразумевает обязательность «общественно-полезного» труда советских женщин и обязательность выполнения миссии матери «как женского природного предназначения» и гражданского долга [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 46]. Бла­годаря распространению данного контракта был сформирован опреде­ленный тип гендерной культуры: большое количество работающих женщин, воспринимающих свою работу, свое материнство как выпол­нение обязанностей перед государством, исполнение своего граждан­ского долга [Тартаковская И. Н., 1997].


182                                  Психология гендерных отношений: теория и практика





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: