Гендерные представления в системе «группа—общество»

Данный подраздел посвящен описанию гендерных представлений, благодаря которым гендерная составляющая социальной реальности и общественных отношений находит отражение в индивидуальном созна­нии субъектов как представителей социальных групп. Гендерные пред­ставления мы рассматриваем в качестве детерминант гендерных отно­шений, проявляющихся в системе отношений «группа — общество».


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    187

Гендерные представления — это форма коллективного знания отно­сительно различных аспектов функционирования в обществе (жизнеде­ятельности) мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. В предыдущих разделах было предложено обоснование, в соот­ветствии с которым мы можем рассматривать гендерные представления в качестве разновидности социальных представлений. Это дает нам возможность при анализе гендерных представлений опираться на ос­новные положения концепции социальных представлений С. Московичи (Теория социальных представлений. 1996|. Кроме того, исходя из об­щепринятой точки зрения о том, что анализ социальных представлений больших социальных групп позволяет выделять и изучать психологи­ческие характеристики этих групп, мы используем знания о гендерных представлениях для социально-психологического анализа гендерных групп как субъектов гендерных отношений.

Для раскрытия содержательных характеристик гендерных представ­лений и конкретизации их детерминирующей роли в системе гендерных отношений макроуровня обратимся к тем вопросам теории социальных представлений, которые особенно значимы для прояснения выделенных аспектов. Это вопросы о характеристиках, функциях и видах социальных представлений.

Гендерные представления как разновидность социальных представлений

Теория социальных представлений разработана во Франции в 60-70-е гг. XX века С. Московией при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, Д. Жоделе. В этой теории ярко воплотились все черты западно­европейской социальной психологии, характерные для нее, начиная с 70-х годов. К ним относятся: ориентация больше на социологию, соци­альную философию, нежели на психологию: стремление выйти за рамки межиндивидуальных отношений, попытка включить в сферу внимания не только «стерильный скелет» социального познания (например, ког­нитивные схемы), но и процесс их социокультурной детерминации |Ши-хирев П.Н., 19991.

Теория социальных представлений воплощает в себе идеи, выражен­ные в призыве западных социальных психологов акцентировать внимание на исследовании реальных проблем общественной жизни и больших социальных групп, что являлось критикой американской социальной психологии за ее «асоциальность» [Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фо-ломеева Т.В., 20021.

Основная идея теории социальных представлений заключена в сле­дующем утверждении: ментальные структуры общества призваны упро-


188                        Психология гендерных отношений: теория и практика

чивать психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях |Психология. Словарь. 1990. С. 375—376|.

Наиболее подробное определение социальных представлений пред­ложено Дениз Жоделе: «Категория социального представления обозна­чает специфическую форму познания, а именно знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обуслов­лены. В более широком плане социальные представления — это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и ос­мысление социального, материального и идеального окружения. Как таковые, они обладают особыми характеристиками в области организа­ции содержания, ментальных операций и логики. Социальная детерми­нированность содержания и самого процесса представления предопре­делены контекстом и условиями их возникновения, каналами циркуля­ции, наконец, функциями, которые они выполняют во взаимодействии с миром и другими людьми» |цит. по: Шихирев П., 1999. С. 27б|.

Гендерные представления — сеть понятий, взглядов, утверждений и объяснений о социальном статусе и положении в обществе мужчин и женщин. Эти осмысленные знания о том, какие роли в обществе должны выполнять мужчины и женщины, каково их предназначение и какие модели поведения они должны демонстрировать окружающим, рождаются в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Гендерные представления, являясь одним из способов осмысления ген­дерных отношений, выступают в роли детерминант этих отношений на макроуровне, они призваны ориентировать поведение мужчин и женщин в системе социальных отношений «группа мужчин или женщин — общество (государство, культура)».

Гендерные представления обладают особенностями (характеристика­ми), присущими любым другим социальным представлениям. Во-первых, каждое социальное представление — это образ, в котором чувственный и рациональный компоненты взаимосвязаны. Во-вторых, в каждом со­циальном представлении присутствует элемент символизма. В-третьих, социальное представление способно конструировать реальность. В-чет­вертых, социальные представления неразрывно связаны с языком и культурой |Шихирев П.. 1999|.

Рассмотрим, как перечисленные характеристики находят отражение в представлениях о предназначении мужчин и женщин в обществе, о содержании их социальных ролей, о характере взаимоотношений. Эти соционормативные представления, заданные в виде образов «настоящих мужчин» и «настоящих женщин», касаются половой дифференциации социального поведения, а также того, чем должно отличаться предна­значение мужчин и женщин в общественной жизни. Такие гендерные представления существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, так и в обыденном повседневном


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...          189

сознании. Главная особенность гендерных представлений заключается в том, что в этих представлениях «тотальная половая дифференциация представлена и закреплена на первичных уровнях человеческого суще­ствования через половой символизм» [Современный философский сло­варь. 1998. С. 179|. Символика мужского и женского, данная через противопоставление, выполняет классифицирующую роль в построении модели мира. Универсализующая роль классификации по признаку муж­ское/женское проявляется в том, что под нее подвёрстываются объекты, явления и действия, реально с половым аспектом универсума не свя­занные. Так, на уровне культуры весь мир и природный, и вещно-предметный оказывается разделенным на две части по признаку муж­ское/женское.

В половом символизме большинства культур «мужское» отождест­вляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональ­ностью, светом, наполненностью, формой и т. д. «Женское» — с мате­рией, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью (Современный философский словарь. 1998. С. 179|. В человеческой ментальности мужское и женское суще­ствуют как элементы следующих культурно-символических рядов: муж­ское: рациональное — духовное — божественное — культурное; жен­ское: чувственное — телесное — греховное — природное |Воронина О.А. 1998. С. 65).

Нетрудно заметить, что эти представления, противопоставляя поня­тия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Однако главное, на что следует обратить внимание, это то, что данные представления отражают не только дихотомию «мужского» и «женского», но и их иерархичность, субординированность. «Половое разделение труда означает не просто дифференциацию тех или иных социальных функций, а определенную иерархию, стратифика­цию этих видов деятельности и категорий людей, которые их осущест­вляют. Характер общественных взаимоотношений между полами зависит не только и не столько непосредственно от круга специфических обя­занностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания, престижности мужских и женских занятий» |Кон И.С. 1988. С. 172|. Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию: «мужское» (или отожде-• ствляемое с ним) считается позитивным, значимым, доминирующим, рациональным, духовным, культурным, активно-творческим, а «женское» связывается с негативным, вторичным, чувственным, телесным, грехов­ным, природным, пассивно-репродуктивным |Воронина О.А., 19971.

Таким образом, мы видим, что гендерные представления содержат общие для социальных представлений характеристики: наличие образов, сочетающих в себе чувственный и рациональный компоненты («насто­ящая женщина» и «настоящий мужчина»); связь с культурной симво-


190                        Психология гендерных отношений: теория и практика

ликой (половой символизм); способность конструировать поведение муж­чин и женщин через нормативные образцы; тесная связь с языком и культурой. Кроме того, гендерные представления обладают и специфи­ческими особенностями: в них отражена поляризация, дифференциация и субординированность «мужского» и «женского».

Гендерные представления основываются на групповом, коллективном опыте, т. е. являются способом не индивидуального, а именно группового осмысления реальности. Формирование представлений в группе начи­нается с получения информации о конкретном социальном явлении, затем происходит его групповая оценка и вырабатывается групповое отношение к нему, далее формируется определенная установка членов группы относительно этого социального явления или объекта (Богомо­лова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В., 20021.

Социальное представление выполняет три основные функции:

1) оно является инструментом познания социального мира — его роль здесь аналогична роли обычных категорий, посредством которых индивид описывает, классифицирует, объясняет события;

2) оно есть способ опосредования поведения — способствует на­правлению коммуникации в группе, обозначению ценностей, регулиру­ющих поведение;

3) оно является средством адаптации совершающихся событий к уже имеющимся, т. е. способствуют сохранению сложившейся картины мира [Андреева Г.М., 1997|.

Все данные функции присущи и тендерным представлениям; они, выступая как способ осмысления социальной действительности, через познание социального мира обыденным человеком как представителем тендерной группы ориентируют его поведение в меняющихся социальных ситуациях. Гендерные представления, в отличие от других видов соци­альных представлений, помогают индивиду осознать содержание гендер­ных ролей, определить свою позицию по отношению к системе сущест­вующих нормативных предписаний о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на ос­нове принятого способа исполнения тендерной роли.

Главной особенностью социальных представлений является их вклю­ченность в реальную жизнедеятельность большой группы, в решение повседневных задач обыденной жизни ее членов. Таким образом, соци­альные представления интегрируют группу, обозначают привычные, нор­мативные интерпретации событий, способствуют формированию ценно­стей, регулирующих поведение, т. е. помогают формированию групповой идентичности |Андреева Г.М., 1997|. Механизм связи группы и выра­ботанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    191

в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привы­чные интерпретации событий, т.е. способствуя формированию групповой идентичности |Андреева Г.М., 1996].

Для того чтобы лучше понять специфику гендерных представлений, обратимся к рассмотрению существующих в литературе описаний видов социальных представлений.

С. Московичи к социальным представлениям относит идеологические и религиозные воззрения, социальные мнения, древние и современные мифы, системы убеждений. Все эти социальные представления обуслов­ливают индивидуальный опыт субъекта и предписывают ему, что и как именно надлежит мыслить. В монографии П.Н. Шихирева |1999| пере­числяются подходы к изучению социальных представлений, которые в общем виде дают информацию о существующих разновидностях соци­альных представлений:

— в центре внимания первого подхода находится чисто когнитивная деятельность субъекта по построению представления и исследуются два измерения: контекстуальное (влияние ситуации) и групповая идентифи­кация;

второй подход занимается процессом образования смысла, ко­торый вкладывается субъектом в представление и заимствуется им из культуры;

третий изучает представление как форму дискуссии, элемент коммуникации, общения;

четвертый занят влиянием практического опыта субъекта на формирование представления: его социального положения, влияния ин­ституциональных норм;

пятый изучает взаимовлияние социальных представлений и меж­групповых отношений, динамику изменения представлений в межгруп­повых отношениях;

шестой рассматривает социальное представление как продукт
господствующей идеологии.

При изучении гендерных представлений правомерно, по нашему мнению, остановиться на последнем подходе, при котором гендерные представления рассматриваются как продукт идеологии, господствующей в обществе. В предыдущем подразделе было дано обоснование исполь­зования категории «гендерная идеология» для анализа гендерных отно­шений на макроуровне. В гендерных представлениях как детерминантах гендерных отношений макросоциального уровня гендерная идеология не может не найти отражения. Гендерные представления выступают «как отражение существующей в обществе половой дифференциации и до­минирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений» [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 186].


192                                   Психология гендерных отношений: теория и практика

Итак, гендерные представления являются продуктом господствующей в конкретном обществе в определенный исторический период тендерной идеологии. Гендерная идеологию определяется как согласованная сис­тема взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять, как члены общества. Гендерная идеология — это механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами. В ген­дерных представлениях отражены существующие модели и формы вза­имодействия гендерных групп и государства.

Если в гендерных представлениях отражена гендерная идеология, то, следовательно, всю совокупность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений, соответствующие двум типам тендерной идеологии: патриархатная (традиционная) идеология найдет отражение в патриархатных (традиционных) гендерных представлениях, а эгалитарная идеология — в эгалитарных ген­дерных представлениях.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: