Данный подраздел посвящен описанию гендерных представлений, благодаря которым гендерная составляющая социальной реальности и общественных отношений находит отражение в индивидуальном сознании субъектов как представителей социальных групп. Гендерные представления мы рассматриваем в качестве детерминант гендерных отношений, проявляющихся в системе отношений «группа — общество».
Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 187
Гендерные представления — это форма коллективного знания относительно различных аспектов функционирования в обществе (жизнедеятельности) мужчин и женщин как представителей больших социальных групп. В предыдущих разделах было предложено обоснование, в соответствии с которым мы можем рассматривать гендерные представления в качестве разновидности социальных представлений. Это дает нам возможность при анализе гендерных представлений опираться на основные положения концепции социальных представлений С. Московичи (Теория социальных представлений. 1996|. Кроме того, исходя из общепринятой точки зрения о том, что анализ социальных представлений больших социальных групп позволяет выделять и изучать психологические характеристики этих групп, мы используем знания о гендерных представлениях для социально-психологического анализа гендерных групп как субъектов гендерных отношений.
|
|
Для раскрытия содержательных характеристик гендерных представлений и конкретизации их детерминирующей роли в системе гендерных отношений макроуровня обратимся к тем вопросам теории социальных представлений, которые особенно значимы для прояснения выделенных аспектов. Это вопросы о характеристиках, функциях и видах социальных представлений.
Гендерные представления как разновидность социальных представлений
Теория социальных представлений разработана во Франции в 60-70-е гг. XX века С. Московией при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, Д. Жоделе. В этой теории ярко воплотились все черты западноевропейской социальной психологии, характерные для нее, начиная с 70-х годов. К ним относятся: ориентация больше на социологию, социальную философию, нежели на психологию: стремление выйти за рамки межиндивидуальных отношений, попытка включить в сферу внимания не только «стерильный скелет» социального познания (например, когнитивные схемы), но и процесс их социокультурной детерминации |Ши-хирев П.Н., 19991.
Теория социальных представлений воплощает в себе идеи, выраженные в призыве западных социальных психологов акцентировать внимание на исследовании реальных проблем общественной жизни и больших социальных групп, что являлось критикой американской социальной психологии за ее «асоциальность» [Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фо-ломеева Т.В., 20021.
|
|
Основная идея теории социальных представлений заключена в следующем утверждении: ментальные структуры общества призваны упро-
188 Психология гендерных отношений: теория и практика
чивать психологическую стабильность социального субъекта (группы или индивида) и ориентировать его поведение в меняющихся ситуациях |Психология. Словарь. 1990. С. 375—376|.
Наиболее подробное определение социальных представлений предложено Дениз Жоделе: «Категория социального представления обозначает специфическую форму познания, а именно знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. В более широком плане социальные представления — это свойства обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального и идеального окружения. Как таковые, они обладают особыми характеристиками в области организации содержания, ментальных операций и логики. Социальная детерминированность содержания и самого процесса представления предопределены контекстом и условиями их возникновения, каналами циркуляции, наконец, функциями, которые они выполняют во взаимодействии с миром и другими людьми» |цит. по: Шихирев П., 1999. С. 27б|.
Гендерные представления — сеть понятий, взглядов, утверждений и объяснений о социальном статусе и положении в обществе мужчин и женщин. Эти осмысленные знания о том, какие роли в обществе должны выполнять мужчины и женщины, каково их предназначение и какие модели поведения они должны демонстрировать окружающим, рождаются в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Гендерные представления, являясь одним из способов осмысления гендерных отношений, выступают в роли детерминант этих отношений на макроуровне, они призваны ориентировать поведение мужчин и женщин в системе социальных отношений «группа мужчин или женщин — общество (государство, культура)».
Гендерные представления обладают особенностями (характеристиками), присущими любым другим социальным представлениям. Во-первых, каждое социальное представление — это образ, в котором чувственный и рациональный компоненты взаимосвязаны. Во-вторых, в каждом социальном представлении присутствует элемент символизма. В-третьих, социальное представление способно конструировать реальность. В-четвертых, социальные представления неразрывно связаны с языком и культурой |Шихирев П.. 1999|.
Рассмотрим, как перечисленные характеристики находят отражение в представлениях о предназначении мужчин и женщин в обществе, о содержании их социальных ролей, о характере взаимоотношений. Эти соционормативные представления, заданные в виде образов «настоящих мужчин» и «настоящих женщин», касаются половой дифференциации социального поведения, а также того, чем должно отличаться предназначение мужчин и женщин в общественной жизни. Такие гендерные представления существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, так и в обыденном повседневном
Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 189
сознании. Главная особенность гендерных представлений заключается в том, что в этих представлениях «тотальная половая дифференциация представлена и закреплена на первичных уровнях человеческого существования через половой символизм» [Современный философский словарь. 1998. С. 179|. Символика мужского и женского, данная через противопоставление, выполняет классифицирующую роль в построении модели мира. Универсализующая роль классификации по признаку мужское/женское проявляется в том, что под нее подвёрстываются объекты, явления и действия, реально с половым аспектом универсума не связанные. Так, на уровне культуры весь мир и природный, и вещно-предметный оказывается разделенным на две части по признаку мужское/женское.
|
|
В половом символизме большинства культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью, светом, наполненностью, формой и т. д. «Женское» — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью (Современный философский словарь. 1998. С. 179|. В человеческой ментальности мужское и женское существуют как элементы следующих культурно-символических рядов: мужское: рациональное — духовное — божественное — культурное; женское: чувственное — телесное — греховное — природное |Воронина О.А. 1998. С. 65).
Нетрудно заметить, что эти представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское», отражают принцип дифференциации и поляризации полов. Однако главное, на что следует обратить внимание, это то, что данные представления отражают не только дихотомию «мужского» и «женского», но и их иерархичность, субординированность. «Половое разделение труда означает не просто дифференциацию тех или иных социальных функций, а определенную иерархию, стратификацию этих видов деятельности и категорий людей, которые их осуществляют. Характер общественных взаимоотношений между полами зависит не только и не столько непосредственно от круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания, престижности мужских и женских занятий» |Кон И.С. 1988. С. 172|. Понятая таким образом половая дифференциация превращается в иерархическую стратификацию: «мужское» (или отожде-• ствляемое с ним) считается позитивным, значимым, доминирующим, рациональным, духовным, культурным, активно-творческим, а «женское» связывается с негативным, вторичным, чувственным, телесным, греховным, природным, пассивно-репродуктивным |Воронина О.А., 19971.
|
|
Таким образом, мы видим, что гендерные представления содержат общие для социальных представлений характеристики: наличие образов, сочетающих в себе чувственный и рациональный компоненты («настоящая женщина» и «настоящий мужчина»); связь с культурной симво-
190 Психология гендерных отношений: теория и практика
ликой (половой символизм); способность конструировать поведение мужчин и женщин через нормативные образцы; тесная связь с языком и культурой. Кроме того, гендерные представления обладают и специфическими особенностями: в них отражена поляризация, дифференциация и субординированность «мужского» и «женского».
Гендерные представления основываются на групповом, коллективном опыте, т. е. являются способом не индивидуального, а именно группового осмысления реальности. Формирование представлений в группе начинается с получения информации о конкретном социальном явлении, затем происходит его групповая оценка и вырабатывается групповое отношение к нему, далее формируется определенная установка членов группы относительно этого социального явления или объекта (Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В., 20021.
Социальное представление выполняет три основные функции:
1) оно является инструментом познания социального мира — его роль здесь аналогична роли обычных категорий, посредством которых индивид описывает, классифицирует, объясняет события;
2) оно есть способ опосредования поведения — способствует направлению коммуникации в группе, обозначению ценностей, регулирующих поведение;
3) оно является средством адаптации совершающихся событий к уже имеющимся, т. е. способствуют сохранению сложившейся картины мира [Андреева Г.М., 1997|.
Все данные функции присущи и тендерным представлениям; они, выступая как способ осмысления социальной действительности, через познание социального мира обыденным человеком как представителем тендерной группы ориентируют его поведение в меняющихся социальных ситуациях. Гендерные представления, в отличие от других видов социальных представлений, помогают индивиду осознать содержание гендерных ролей, определить свою позицию по отношению к системе существующих нормативных предписаний о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения тендерной роли.
Главной особенностью социальных представлений является их включенность в реальную жизнедеятельность большой группы, в решение повседневных задач обыденной жизни ее членов. Таким образом, социальные представления интегрируют группу, обозначают привычные, нормативные интерпретации событий, способствуют формированию ценностей, регулирующих поведение, т. е. помогают формированию групповой идентичности |Андреева Г.М., 1997|. Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении
Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 191
в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя формированию групповой идентичности |Андреева Г.М., 1996].
Для того чтобы лучше понять специфику гендерных представлений, обратимся к рассмотрению существующих в литературе описаний видов социальных представлений.
С. Московичи к социальным представлениям относит идеологические и религиозные воззрения, социальные мнения, древние и современные мифы, системы убеждений. Все эти социальные представления обусловливают индивидуальный опыт субъекта и предписывают ему, что и как именно надлежит мыслить. В монографии П.Н. Шихирева |1999| перечисляются подходы к изучению социальных представлений, которые в общем виде дают информацию о существующих разновидностях социальных представлений:
— в центре внимания первого подхода находится чисто когнитивная деятельность субъекта по построению представления и исследуются два измерения: контекстуальное (влияние ситуации) и групповая идентификация;
— второй подход занимается процессом образования смысла, который вкладывается субъектом в представление и заимствуется им из культуры;
— третий изучает представление как форму дискуссии, элемент коммуникации, общения;
— четвертый занят влиянием практического опыта субъекта на формирование представления: его социального положения, влияния институциональных норм;
— пятый изучает взаимовлияние социальных представлений и межгрупповых отношений, динамику изменения представлений в межгрупповых отношениях;
— шестой рассматривает социальное представление как продукт
господствующей идеологии.
При изучении гендерных представлений правомерно, по нашему мнению, остановиться на последнем подходе, при котором гендерные представления рассматриваются как продукт идеологии, господствующей в обществе. В предыдущем подразделе было дано обоснование использования категории «гендерная идеология» для анализа гендерных отношений на макроуровне. В гендерных представлениях как детерминантах гендерных отношений макросоциального уровня гендерная идеология не может не найти отражения. Гендерные представления выступают «как отражение существующей в обществе половой дифференциации и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений» [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 186].
192 Психология гендерных отношений: теория и практика
Итак, гендерные представления являются продуктом господствующей в конкретном обществе в определенный исторический период тендерной идеологии. Гендерная идеологию определяется как согласованная система взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять, как члены общества. Гендерная идеология — это механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами. В гендерных представлениях отражены существующие модели и формы взаимодействия гендерных групп и государства.
Если в гендерных представлениях отражена гендерная идеология, то, следовательно, всю совокупность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений, соответствующие двум типам тендерной идеологии: патриархатная (традиционная) идеология найдет отражение в патриархатных (традиционных) гендерных представлениях, а эгалитарная идеология — в эгалитарных гендерных представлениях.