Цель и задачи государственного экзамена по направлению подготовки

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 19.11.2018

 

Рег. номер: 716-1 (27.02.2018 10:51:00)
Дисциплина: Государственный экзамен по направлению подготовки
Учебный план: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Биология, химия/5 л. ОФО
Вид УМК: Электронное издание
Инициатор: Левых Алена Юрьевна
Автор: Левых Алена Юрьевна
Кафедра: Кафедра биологии, географии и методики их преподавания
УМК: Филиал ТюмГУ в г. Ишиме
Дата заседания УМК: 23.06.2017 0:00:00
Протокол заседания УМК: 9

 

    Согласующие     ФИО   Дата получения   Дата согласования   Результат согласования     Комментарии
Зав. кафедрой Левых Алена Юрьевна 10.02.2018 01:47 10.02.2018 01:47 Рекомендовано к электронному

 

        изданию
Декан Ермакова Елена 10.02.2018 10.02.2018 Согласовано

 

  Владимировна 01:47 17:32  
Председатель УМК (Зам. директора по Поливаев Алексей Геннадьевич 10.02.2018 17:32 24.02.2018 16:10 Согласовано

 

образовательной        
деятельности)        
Менеджер ИБЦ Гудилова Любовь 24.02.2018 26.02.2018 Согласовано

 

(Начальник отдела) Борисовна 16:10 16:13  

Подписант:                                                    Директор Шилов Сергей Павлович

Дата подписания:                                          27.02.2018 10:51:00


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

 


Левых А.Ю.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профилей подготовки: Биология, химия

очной формы обучения

 

 

Тюменский государственный университет 2017


Левых А.Ю. Государственный экзамен по направлению подготовки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профилей подготовки Биология, химия очной формы обучения. Ишим, 2017, 60 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Государственный экзамен по направлению подготовки [электронный ресурс] / Режим доступа: http://op.utmn.ru/.

Рекомендовано к изданию кафедрой биологии, географии и МП. Утверждено директором ИПИ им. П.П.Ершова (филиал) ТюмГУ.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Левых А.Ю., к.б.н., доцент

Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой

 

 

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2017.

© Левых А.Ю., 2017.

Ф.И.О. автора


СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 4
2.ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  ЭКЗАМЕНА  ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 5
2.1.Содержание государственного экзамена (ГЭ) по направлению подготовки и его соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ООП ВПО в целом 5
2.2. Содержание оценочных заданий в компетентностном формате для ГЭ 9
2.3. Методические рекомендации по выполнению оценочных заданий в компетентностном формате 42
2.4. Образцы выполнения заданий 43
2.5. Примеры билетов для ГЭ в компетентностном формате 54
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 54
3.1. Критерии оценки сформированности компетенций при выполнении оценочных заданий 54
3.2. Протокол оценки государственного экзамена по направлению подготовки 57
4.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И  ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 59




ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО           НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ.

Целью государственного экзамена по направлению подготовки является определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО).

Задачей государственного экзамена по направлению подготовки является определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.


2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

2.1. Содержание государственного экзамена по направлению подготовки (ГЭ) и его соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ОП ВО в целом

Коды

Компетенции выпускника вуза как

совокупный ожидаемый результат по завершении обучения

по ООП ВПО

Модуль «Биология»

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 Задание 20 Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25 Задание 26 Задание 27 Задание 28 Задание 29 Задание 30

Общекультурные компетенции (ОК)

ОК-3 способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК-1 готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК-1 готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

 

Коды

Компетенции выпускника вуза как

совокупный ожидаемый результат по завершении обучения

по ООП ВПО

Модуль «Химия»

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 Задание 20 Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25 Задание 26 Задание 27 Задание 28 Задание 29 Задание 30

Общекультурные компетенции (ОК)

ОК-3 способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК-1 готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК-1 готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Коды

Компетенции выпускника вуза как

совокупный ожидаемый результат по завершении обучения

по ООП ВПО

Модуль «Методика преподавания, педагогика, психология»

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 Задание 20 Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25 Задание 26 Задание 27 Задание 28 Задание 29 Задание 30

Общекультурные компетенции (ОК)

ОК-3 способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

ОПК-1 готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК-1 готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ПК-2 способность использовать современные методы            и технологии обучения         и + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

  диагностики                                                            
ПК-3 способность решать задачи воспитания и духовно- нравственного развития обучающихся  в учебной           и внеучебной деятельности + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ПК-4 способность использовать возможности образовательной среды           для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения         и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных дисциплин + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ПК-7 способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ПК-8 способность проектировать образовательные программы + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ПК-9 способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

2.2. Содержание оценочных заданий в компетентностном формате

 

Модуль 1 «Биология»

№ п/п

Проверяемые компетенции

Формулировка оценочного задания

Методические рекомендации по выполнению оценочных заданий

(план ответа)

ФГОС ВО
1 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Клетка как целостная система, еѐ структурно- функциональная организация и основные направления эволюции Прокариоты и эукариоты. Гипотезы их происхождения. Общий план строения клетки на световом и электронно- микроскопическом уровне. Гомология в строении клеток разных систематических групп.
2 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Половое и бесполое размножение. Особенности развития половых клеток у животных, человека и семенных растений. Двойное оплодотворение у растений Процесс развития половых клеток у животных и человека: сперматогенез, овогенез. Основные особенности морфологии и функциональной активности мужских и женских половых клеток. Развитие половых клеток у растений: мега и микроспорогенез, пыльцевое зерно, зародышевый мешок. Процесс оплодотворения, его сущность, биологическое значение, понятие о двойном оплодотворении у покрытосемянных растений.
3 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Структура, химический состав и молекулярная организация клеточных мембран. Функции плазматической мембраны Мембраны клетки. Общие свойства всех мембран. Плазматическая мембрана (плазмалемма), химический состав: липиды, белки, гликолипиды и гликопротеиды. Строение мембран: липидныйбислой, погружѐнные и пронизывающие белки. Свойства мембран – полупроницаемость, текучесть, качества диэлектрика. Функции плазматической мембраны – отграничение внутреннего содержимого клетки о внешней среды или от оболочки клетки (в растительных клетках), активный и пассивный транспорт, поддержание гомеостаза, эндо- и экзоцитоз, пиноцитоз, фагоцитоз, рецепторо- опосредуемый эндоцитоз. Рецепторные функции плазматической мембраны, понятие о гормонах и вторичных мессенджерах. Рост и обновление плазматической мембраны. Клеточная поверхность. Гликокаликс животной клетки. Клеточная оболочка растений: химический состав, строение и функции, роль плазматической мембраны в построении клеточной стенки. Капсулы бактерий. Межклеточные контакты и их типы у многоклеточных организмов: адгезионные, замыкающие и проводящие.                                 Специализированные        структуры межклеточных контактов (десмосомы, щелевидные контакты животных клеток и плазмодесмы растительных, синаптические контакты). Специализированные структуры клеточной поверхности (микроворсинки, особенности строения мякотного и безмякотного нервного волокна).
4 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Клеточный цикл и его регуляция. Митоз и мейоз. Норма и патология Клеточный цикл. Характеристика клеточного цикла, продолжительность в связи с пролиферативной активностью клеток разных тканей многоклеточных организмов. Периоды клеточного цикла в интерфазе: пресинтетический, синтетический и постсинтетический. Митоз – основной тип деления клеток эукариотов, его биологический смысл. Фазы митоза, их характеристика и продолжительность. Изменение морфологии клетки во время митоза, изменения ядерных структур, формирование митотического аппарат, изменения цитоплазмы, еѐ органелл. Механизм движения митотических хромосом. Цитокинез, его особенности  в клетках растений и животных. Открытый и  закрытый

      митоз. Эндомитоз. Соматическая полиплоидия. Политенные хромосомы, особенности организации и функционирования. Патология митоза, факторы, вызывающие патологические изменения в клетке во время митоза. Принципы регуляции размножения клеток. Злокачественный рост как пример нарушения регуляции размножения клеток. Мейоз, его биологическое значение. Отличие мейоза от митоза. Особенности процесса. Первое и второе деление мейоза. Фазы мейоза, их характеристика. Коньюгация гомологичных хромосом, синаптонемный комплекс, кроссинговер и его роль в индивидуальной изменчивости организма. Хиазмы, их происхождение. Хромосомы типа ламповых       щѐток,        строение,       особенности функционирования. Редукция числа хромосом, формирование гаплоидных клеток. Типы мейоза: зиготный, гаметный, промежуточный. Чередование гаплоидной и диплоидной фаз в жизненном цикле представителей разных систематических групп.
5 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Вакуолярная система клетки (ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы). Строение и роль в общем клеточном обмене Вакуолярная система клеток, еѐ компоненты, функции и их взаимосвязь. Эндоплазматическая сеть. Характеристика органоида, место еѐ локализации в клетке. Гранулярная эндоплазматическая сеть, морфологические характеристики, участие в синтезе белков, в накоплении белковых продуктов и их транспорте. Значение для клетки белков, синтезируемых в гранулярном эндоплазматическом ретикулуме. Участие в синтезе мембранных компонентов клетки. Гладкая эндоплазматическая сеть, строение, локализация в клетке, Транспортные        функции                                            гладкогоретикулума. Специализация       гладкого        эндоплазматического ретикулума в поперечнополосатых мышечных клетках, эпителии кишечника, интерстициальных клетках надпочечника и клетках печени. Многообразие функций гладкого ЭПР в этих клетках. Роль эндоплазматической сети в изоляции веществ в клетке. Вакуолярный аппарат клеток растений, строение, происхождение, функции. Центральная вакуоль; тонопласт, состав вакуолярного сока, функции вакуолей растений. Комплекс Гольджи, строение и расположение в клетках растений и животных. Ультраструктура диктиосом, цис- и транспозоны. Функции комплекса Гольджи: синтез полисахаридов, сегрегация, накопление и созревание секреторных продуктов, образование секреторных гранул и выведение их из клетки, образование лизосом, участие в постоянном процессе обновления плазматической мембраны. Маркировка мембранного потока в аппарате Гольджи. Роль комплекса Гольджи в формировании клеточной оболочки растений. Лизосомы. Морфология лизосом, их химическая организация. Гетерогенность лизосом в связи с их функциональной особенностью. Первичные, вторичные лизосомы, аутофагосомы и остаточные тельца. Функци лизосом: участие в обмене веществ, во внутриклеточном переваривании в связи с процессами эндо-, фаго- и пиноцитоза, участие в изоляции и удалении из клетки отмирающих структур, роль в процессах лизиса клеток. Образование лизосом и участие комплекса Гольджи в этом процессе. Сферосомы – мембранные пузырьки растений, накапливающие масла. Пероксисомы  – мембранные структуры клеток растений и животных, не связанные с вакуолярной системой клеток.  Особенности

      строения, способность к самоудвоению. Функциональная особенность – участие в метаболизме перекисей.
6 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Нуклеиновые кислоты. Структура и функции ДНК и РНК. Репликация ДНК и еѐ регуляция. Повреждения и репарация ДНК. Биосинтез и регуляция транскрипции РНК Первичная структура ДНК фагов, вирусов гепатита, аденовирусов и других ДНК-содержащих вирусов. Особенности структуры геномов ДНК-содержащих вирусов, их эволюции и форм существования. Болезни, вызываемые ДНК-содержащими вирусами. Структура геномов бактерии Escherichiacoli, Baccillussubtilis и др. Вторичная и третичная структуры ДНК. Сверхспирализация ДНК. Топоизомеразы. Банки нуклеотидных последовательностей. Картирование ДНК. Мозаичное строение генов эукариот. Мультигенные семейства (глобиновые гены) и уникальные гены (гены интерферонов и др.). Сателлитная ДНК. Использование гибридизации ДНК для идентификации видов, дифференциации внутривидовых различий отдельных особей. Геномная дактилоскопия. Программа «Геном человека». Успехи в изучении структуры генома человека, животных и растений. Молекулярные основы генетической рекомбинации и еѐ виды (общая и сайт-специфическая рекомбинация). Эволюция эукариотических геномов. Основные принципы репликации ДНК. Особенности репликации кольцевых ДНК. Однонаправленная и двунаправленная репликация. Репликоны. Репликативная вилка, еѐ организация и функционирование. Белковые факторы репликации. Роль РНК в регуляции репликации. Точность и ошибки репликации. Механизмы коррекции ошибок репликации и их биологическое значение. Теломерные последовательности ДНК. Структура и механизм действия ДНК теломераз. Регуляция активности ДНК-теломераз. Связь активности теломераз с числом генерации клеток и продолжительностью жизни организма. Виды повреждений ДНК и факторы окружающей среды их вызывающие. Естественный, химический и радиационный мутагенез. Мутагены и раковое перерождение клеток. Репарация ДНК и еѐ виды: прямая и эксцизионная репарация. SOS-системы. Ферменты репарации. Репарация и метилирование ДНК. Современные представления о структуре тРНК, рРНК и мРНК. Моноцистроновые и полицистроновыем РНК. Информомеры и информосомы как формы существования мРНК в ядре и цитоплазме клеток. Транскрипция и механизмы еѐ регуляции. Структура и функции РНК-полимераз. Транскриптоны и их строение. Инициация, элонгация и терминация транскрипции. Опероны бактерий, механизмы их репрессии и дерепрессии. Особенности транскрипции у эукариот. Разнообразие белков-регуляторов транскрипции уэукариот и их значение для функционирования промоторов, терминаторов, энхансеров, адаптерных элементов и других контролирующих элементов эукариотических геномов. Механизмы активации белков-регуляторов транскрипции. Значение гормонов в регуляции транскрипции. Процессинг первичных транскриптов. Процессинг тРНК и рРНК. Процессинг про-мРНК и созревание мРНК (сплайсинг,     кэпирование,    полиаденилирование). Механизмы сплайсинга и его виды.  Альтернативный

      сплайсинг и его значение для молекулярной эволюции. Низкомолекулярные ядерные РНК и их участие в сплайсинге. Аутосплайсинг. Природные и синтетические рибозимы (нуклеозимы, минизимы) и перспективы их использования.
7 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Митохондрии. Дыхание. Анаэробная и аэробная фазы. Гликолиз Митохондрии. Общая морфология и  ультраструктура. Многообразие форм митохондрий, митохондриальная сеть. Главная функция митохондрий синтез АТФ в результате процессов окисления органических субстратов и фосфорилированияAДФ. Роль матрикса и мембранных структур митохондрий в этих процессах. Понятие об электронно-транспортной цепи и АТФ-синтетазном комплексе в составе крист. ДНК, РНК, рибосомы митохондрий. Полуавтономность митохондрий. Образование новых митохондрий. Гипотезы о происхождении и эволюции митохондрий в  системе эукариотической клетки.
8 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Матричная система биосинтеза белков. Строение и модели рибосом. Белковая инженерия Трансляция. Матричный механизм биосинтеза белков. Современные представления о структуре рибосом. Прокариотические и эукариотические типы рибосом. Полирибосомы.   Этапы   трансляции  (инициация, элонгация, терминация), еѐ механизмы и регуляция у про- и эукариот. Позитивная и негативная регуляция трансляции. Регуляция трансляции у бактериофагов. Регуляция трансляции рибосомальных белков. Механизм воздействия бактериальных токсинов на биосинтез белка. Бесклеточные системы трансляции и перспективы их использования для внеклеточного синтеза    белков. Репликазы фагов   и их применение    в                     системах искусственного синтеза белка. Разнообразие структур и функции белков. Примеры связи структуры и функции белков у ферментов, иммуноглобулинов,        белков,                                              обеспечивающих двигательную функцию, белков-рецепторов, гормонов и др. Эволюция структуры белков (на примере глобинов, цитохромов и регуляторных белков). Доменный принцип структурной организации и эволюции белков. Прионизация белков и паталогические последствия этого явления. Роль разных групп белков (изоферментов, металлотионеинов, белков теплового шока, иммуноглобулинов и других) в развитии резистентности и адаптации к веществам, загрязняющим экосистемы. Конструирование каталитически активных антител (абзимов) и перспективы их применения. Понятие о белковой и ферментной инженерии.
9 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Хлоропласты. Уникальная роль процесса фотосинтеза на Земле. Роль хлоропластов. Фотосинтезирующие пигменты. Фотофизические и фотохимические процессы. Механизм фосфорилирования Хлоропласты. Общая морфология и ультраструктура: наружная и внутренняя мембраны, ламеллы, тилакоиды, граны, матрикс, ДНК, РНК, рибосомы, крахмальные зѐрна, пиреноид, жировые капли. Основная функция хлоропластов – фотосинтез. Роль хлорофилла и энергии солнечного света в процессе фотосинтеза. Значение фотосинтеза в природе. Световая фаза – фотоокисление воды, синтез АТФ и восстановленной формы НАДФ. Темновая фаза – синтез сложных органических соединений при поглощении углекислого газа с участием молекул АТФ. Полуавтономность хлоропластов. Гипотезы об их происхождении. Образование новых хлоропластов. Хроматофоры. Пластиды клеток растений. Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, пропластиды. Преобладание того или иного типа пластид в связи со спецификой ткани растения. Морфология,             ультраструктура,           функции.

      Взаимопревращения пластид.
10 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Классическое и современное представление о структуре гена и аллелизме. Генетический код Эволюция представлений о гене. Классические представления о гене как о единице функции, рекомбинации и мутации. Функциональный критерий аллелизма (цис-транс-тест). Внутригенная рекомбинация. Явление ступенчатого аллелизма. Анализ тонкой структуры гена на примере локуса 11 у бактериофага Т-4. Современные представления о структуре гена и аллелизме. Колинеарность гена и его белкового продукта. Внутригенная (межаллельная) комплементация. Ген как участок молекулы ДНК и РНК у некоторых вирусов. Молекулярные механизмы реализации наследственной информации. Генетическая организация ДНК – последовательность нуклеотидных пар как основа кодирования наследственной информации.
11 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Г. Менделя и их цитологическое обоснование. Понятие о генах, аллелях, фенотипе, генотипе, множественном аллелизме, взаимодействии аллельных генов Гибридологический метод как основа генетического анализа. Принципиальное значение метода генетического анализа, разработанного Г. Менделем: анализ наследования отдельных альтернативных пар признаков, использование константных чистолинейных родительских форм, индивидуальный анализ потомства гибридов, количественная оценка результатов скрещивания. Генетическая символика. Правила записи скрещивания. Наследование при моногибридном скрещивании. Понятие о реципрокных скрещиваниях. Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Понятия о генах и аллелях. Аллелизм. Множественный аллелизм. Взаимодействие аллельных генов (доминирования,          неполное                                           доминирование, кодоминирование).         Возможность         управления доминированием (работы И.В. Мичурина). Расщепление по генотипу и фенотипу во втором и третьем поколениях. Гомозиготность и гетерозиготность. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещиваниях. Значение анализирующего скрещивания. Второй закон Менделя – закон расщепления или чистоты гамет. Цитологический механизм расщепления. Анализ расщепления в гаплофазе жизненного цикла. Тетрадный анализ. Условия, обеспечивающие и ограничивающие проявление закона расщепления. Статистический характер расщепления. Особенности наследования при нерегулярных типах полового размножения.
12 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Типы взаимодействия между генами. Влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа. Понятие о целостности и дискретности генотипа Наследование при взаимодействии генов. Типы взаимодействия генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, модифицирующее действие генов. Изменение расщепления по фенотипу в зависимости от типа взаимодействия генов. Отличительные особенности наследования количественных признаков. Влияние факторов внешней среды на реализацию генотипа. Сочетание гибридологического, онтогенетического и биохимического методов как необходимое условие генетического анализа взаимодействия генов. Плейотроптное действие генов. Понятие о целостности и дискретности генотипа.
13 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Наследование при дигибридном скрещивании. 3-й закон Г. Менделя и его цитогенетическое обоснование. Формы расщепления при Наследование   при   дигибридном  скрещивании. Расщепление по генотипу и фенотипу при дигибридном скрещивании. Независимое наследование отдельных пар признаков. Третий закон Менделя. Цитологические основы независимого комбинирования генов, признаков. Закономерности      полигибридного       скрещивания. Комбинативная изменчивость, еѐ значение в селекции и  в

    полигибридных скрещиваниях. Принципы наследственности эволюции.  Общие  формулы  расщепления  при полигибридных скрещиваниях. Наследование   и    наследственность.    Принципы наследственности, втекающие из законов наследования, открытых Менделем.
14 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Сцепленное с полом наследование. Хромосомная и балансовая теория определения пола. Соотношение полов в природе Генетика пола и сцепленное с полом наследование. Биология пола у животных и растений. Первичные и вторичные половые признаки. Относительная сексуальность у разных организмов. Хромосомная теория определения пола. Гомо- гетерогаметный пол. Генетические и цитогенетические особенности половых хромосом. Гинандроморфизм. Балансовая теория определения пола. Половой хроматин. Генетическая бисексуальность организмов. Проявление признаков пола при изменении баланса половых хромосом и аутосом. Интерсексуальность. Дифференциация и переопределение пола в онтогенезе. Гены, ответственные за дифференциацию признаков пола. Естественное и искусственное (гормональное) переопределение пола. Соотношение полов в природе и проблемы его искусственной регуляции. Практическое значение регуляции соотношения полов в шелководстве и др. Наследование признаков, сцепленных с полом при гетерогаметности мужского и женского пола в реципрокных скрещиваниях. Наследование крест-накрест (крисс-кросс). Характер наследования признаков при не расхождении половых хромосом как доказательство роли хромосом в передаче наследственной информации.
15 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Хромосомная теория наследственности Т.Х. Моргана. Генетические и цитологические доказательства кроссинговера. Группы сцепления. Генетические карты растений, животных и микроорганизмов Явление сцепления генов. Расщепление в потомстве гибрида при сцепленном наследовании и отличие его от наследования при плейотропном действии гена. Основные положения хромосомной теории наследственности Т. Моргана. Генетическое доказательство перекреста хромосом. Величина перекреста и линейная генетическая дискретность хромосом. Одинарный и множественный перекресты хромосом. Понятие об интерференции и коинциденции. Определение силы сцепления. Соответствие числа групп сцепления гаплоидному числу хромосом. Локализация гена. Генетические карты растений, животных и микроорганизмов. Цитологическое доказательство кроссинговера. Учѐт кроссинговера при тетрадном анализе. Перекрест на хроматидном уровне. Гипотетические механизмы перекреста. Мейотический и соматический кроссинговеры. Соматический мозаицизм. Неравный кроссинговер. Сравнение цитологических и генетических карт хромосом. Влияние структуры хромосом, пола и функционального состояния организма на частоту кроссинговера. Генетический контроль коньюгации хромосом и частоты кроссинговера. Влияние факторов внешней среды на кроссинговер. Роль перекреста хромосом и рекомбинации генов в эволюции и селекции растений, животных и микроорганизмов.
16 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Спонтанный мутационный процесс и его причины. Классификация Мутационная изменчивость. Принципы классификации мутаций. Генеративные и соматические мутации. Классификация мутаций по изменению фенотипа – морфологические, биохимические,  физиологические.

    мутаций по характеру изменений в генотипе. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова. Различие мутаций по их адаптивному значению: летальные и полулетальные, нейтральные и полезные мутации; относительный характер различий мутаций по адаптивному значению. Понятие о биологической и хозяйственной полезности мутационного изменения признака. Генетические коллекции мутантных форм и их использование в частной генетике растений, животных и микроорганизмов. Значение мутаций для генетического анализа различных биологических процессов. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа: генные мутации, прямые и обратные. Множественный аллелизм. Наследование при множественном аллелизме. Хромосомные перестройки. Внутрихромосомные перестройки: нехватки (дефишенсии и делеции), умножение идентичных участков (дупликации), инверсии. Межхромосомные перестройки – транслокации. Транспозиции внутри- и межхромосомные. Мигрирующие генетические элементы у прокариот. Мигрирующие диспергированные гены у эукариот. Особенности мейоза при различных типах внутри- и межхромосомных перестроек. Цитологические методы обнаружения хромосомных перестроек. Механизмы возникновения хромосомных перестроек. Значение хромосомных перестроек в эволюции. Геномные мутации. Умножение гаплоидного набора хромосом – полиплоидия. Фенотипические эффекты полиплоидии. Искусственное получение полиплоидов. Автополиплоидия. Расщепление по генотипу и фенотипу при скрещивании автополиплоидов. Аллополиплоидия. Мейоз и наследование у аллополиплоидов. Амфидиплоидия       как       механизм       получения плодовитыхаллополиплоидов (Г.Д. Карпеченко). Ресинтез видов и синтез новых видовых форм. Полиплоидные ряды. Значение полиплоидии в эволюции и селекции растений. Естественная и экспериментальная полиплоидия у животных. Анеуплоидия (гетероплоидия): нуллисомики и моносомики, полисомики. Особенности мейоза и образования гамет у анеуплоидов. Жизнеспособность и плодовитость анеуплоидных форм. Цитоплазматические мутации, их природа и особенности.
17 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Модификационная изменчивость, еѐ роль в адаптации организмов и значение для эволюции и селекции. Понятие о норме реакции Модификационная изменчивость. Генетическая однородность материала как необходимое условие изучения           модификационной           изменчивости. Наследственная изменчивость как изменение проявления действия генов при реализации генотипа в различных условиях среды. Понятие о норме реакции. Математический анализ как основной при изучении модификационной        изменчивости.        Нормальное распределение – еѐ главная закономерность. Константы вариационного ряда и их использование для выявления роли генотипа в определении нормы реакции.
18 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Генетическая структура и наследование в популяциях. Закон Харди-Вайнберга. Факторы генетической динамики популяций Популяция и еѐ генетическая структура. Популяция организмов с перекрѐстным размножением и самооплодотворением. Учение Иогансена о популяциях и чистых линиях. Наследование в популяциях. Генетическое равновесие в панмиктической менделеевской популяции и его теоретический расчѐт в соответствии с законом Харди-Вайнберга. Факторы генетической динамики популяций. Роль инбридинга в динамике популяций. Процесс

      гомозиготизации. Роль мутационного процесса в генетической динамике популяций (С.С. Четвериков). Мутационный груз в популяциях. Возрастание мутационного груза в популяциях в связи с загрязнением окружающей среды физическими и химическими мутагенами. Ненаправленность мутационного процесса. Популяционные волны (дрейф генов), их специфичность и роль в динамике генных частот. Действие отбора как направляющего фактора эволюции популяций. Понятие об адаптивной (селективной) ценности генотипов и о коэффициенте отбора. Генетические факторы изоляции (хромосомные перестройки, авто- и аллополиплоидия). Генетический гомеостаз и его механизмы. Гетерозиготность в популяции. Наследственный полиморфизм популяций. Изоферменты и биохимический метод анализа полиморфизма популяций. Переходный и сбалансированный полиморфизм. Значение генетики в развитии эволюционной теории. Значение генетики популяций для экологии и биогеоценологии. Значение генетики популяций в комплексе проблем охраны природы. Меры по сохранению генофонда планеты.
19 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Основы клеточной и генетической инженерии Клонирование генов. Понятие о рекомбинантных молекулах ДНК и путях их получения. Векторные молекулы, их характеристика и функции. Практическое значение работ по клонированию генов. Клеточная инженерия. Основы генетической инженерии. Плазмиды и мобильные генетические элементы генома бактерий и эукариот и их роль в эволюции первичной структуры ДНК
20 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Основы аут- и синэкологии Понятие и классификация экологических факторов. Природные и антропогенные факторы. Биотические и абиотические факторы. Деление факторов на ресурсы условия. Роль отдельных абиотических факторов в жизни организмов (солнечный свет, температура, влажность, солевой режим, давление и др.) Количественная оценка экологических факторов. Закон оптимума как основа выживания организмов. Толерантность. Границы толерантности и многообразие видов. Изменение толерантности и положения оптимума в онтогенезе и по сезонам года. Явление акклимации. Эврибионтные и стенобионтные виды. Совместное действие факторов. Закон ограничивающего фактора. Правило минимума. Понятие биоценоза. Характеристика биоценоза как биологической системы. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Цепи разложения. Поток веществ и энергии в экосистемах. Пространственная структура биоценозов. Экологические ниши. Динамика экосистем. Суточные и сезонные аспекты экосистем. Экологические сукцессии. Гомеостаз на уровне экосистем.
21 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Организм – живая система. Основные признаки живых организмов. Системно- структурная организация, устойчивость и динамизм состояния жизни Организм  –  как  живая  открытая  система.  Уровни  его организации (молекулярный, клеточный, тканевый, органный, систем органов и целостно-организменный). Морфологические, физиологические и генетические связи в организме. Основные признаки живых организмов. Организм – открытая система. Обмен веществ, энергии и информации между организмом и внешней средой. Саморегуляция, надѐжность, пластичность  организма. Гомеостаз и его значение.
22 ОК-3 Гуморальная Гуморальная регуляция организма. Физиологически

  ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 регуляция. Гормоны животных, эффекты и механизмы их действия. Стресс. Гормоны растений и их функции. активные вещества и их роль в организме. Гормоны животных, и (метаболическое, морфогенетическое, пусковое, корригирующее, пермиссивное, модулирующее действие). Классификация гормонов. Механизмы их действия на клетки-мишени. Стресс-реакция, роль в еѐ развитии гормонов гипоталамуса, гипофиза и надпочечников. Общий адаптационный синдром, его стадии.
23 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Нервная регуляция и координация функций. Рефлексы. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции Нервная регуляция организма. Пусковое,  корригирующее и трофическое влияние нервной системы на организм. Роль соматической и автономной частей нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая части автономной (вегетативной) нервной системы, антагонизм их влияния на обмен веществ и функции организма. Понятие рефлекса. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Классификация рефлексов. Координация рефлекторной деятельности. Нейронные сети. Центральное торможение, его виды. Дивергенция, конвергенция, обратная связь с ЦНС.  Иррадиация, индукция, нервная доминанта как принципы координации нервных процессов.
24 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Кровь и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз, его значение и механизмы Понятие внутренней среды организма. Кровь, еѐ состав и физико-химические свойства. Гомеостаз внутренней среды, жѐстко и пластично регулируемые параметры. Постоянство осмотического давления, рН и электролитного состава плазмы крови, физиологические механизмы поддержания этих констант внутренней среды. Значение поддержания гомеостаза как условия адаптации организма к разнообразным условиям внешней среды.
25 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Историческое развитие понятия «вид» в биологии. Политипическая концепция вида. Критерии вида. Специфика вида у агамных форм Вид и видообразование. История учения о виде. Возникновение учения о виде в античное время. Значение работ Аристотеля и Теофраста. Возрастание интереса к описанию видов в период накопления и систематизции знаний. Работы Дж. Рея, К. Линнея и др. Морфотипическая концепция вида. Представления Ж.-Б. Ламарка о виде. Номиналистическая концепция вида. Представления Ч. Дарвина о виде. Развитие представлений о виде в первой половине XX века. Политипическая концепция вида, основные положения, значение в развитии систематики. Биологическая концепция вида Э. Майра. Основные положения. Доказательства реальности видов. Критерии вида: морфологический, физиолого-биохимический, эколого-географический,         цитогенетический         и репродуктивный. Общие признаки вида: численность, дискретность, целостность, историчность, устойчивость. Специфика вида у агамных, партеногенетических и самооплодотворяющихся форм. Стадии и способы видообразования. Гибридогенное видообразование и сетчатая эволюция. Филетическое и дивергентное (истинное) видообразование. Способы истинного видообразования: аллопатрическое и симпатрическое.
26 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Критерии и способы осуществления биологического прогресса и регресса. Взгляды А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена. Морфофизиологически Учение А.Н. Северцова о биологическом прогрессе и регрессе. Понятия и критерии биологического и морфофизиологического прогресса. Понятие и критерии биологического регресса. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение частных приспособлений в эволюции. Учение И.И. о морфологических закономерностях

    й прогресс. Частные приспособления в эволюции. Вымирание и тупики в эволюции. эволюции. Виды частных приспособлений: алломорфоз, теломорфоз, гипоморфоз, гиперморфоз, катаморфоз. Факторы, определяющие развитие группы в направлении биологического регресса. Пути достижения биологического регресса. Вымирание и тупики в эволюции.
27 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Понятие микро- и макроэволюции. Соотношение этих процессов. Основные закономерности и пути макроэволюции. Принципы моно- и полифилии в происхождении таксонов Понятия микро- и макроэволюции. Методы изучения микро- и макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Элементарные (филетическая эволюция, дивергенция) и сложные (конвергенция, параллелизм) пути макроэволюции. Основные правила эволюции групп (закономерности макроэволюции): необратимости эволюции,         прогрессирующей        специализации, происхождения от непециализированных предков, чередования фаз быстрой и медленной эволюции, усиливающейся интеграции биологических систем. Монофилетический и полифилетический пути происхождения таксонов.
28 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Возникновение жизни. Гипотезы панспермии и самозарождения жизни. Основные этапы биогенеза. Происхождение эукариотической клетки Развитие представлений о возникновении жизни. Современные гипотезы происхождения жизни на Земле. Управляемая панспермия. Научная теория возникновения жизни А.И. Опарина. Условия на первичной Земле. Основные этапы возникновения жизни и их экспериментальное доказательство: абиогенный синтез мономеров и биополимеров, возникновение пробионтов (коацерватов). Возникновение клеточной организации. Эволюция энергетических процессов: возникновение автотрофного питания и аэробного дыхания. Гипотезы происхождения эукариотической клетки: симбиогенез, инвагинация и др.
29 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Соотношение онто- и филогенеза. Учение о филэмбриогенезах. Направления эволюции онтогенеза: автономизация и эмбрионизация развития Эволюция онтогенеза: история вопроса и  современные взгляды. Общая характеристика онтогенеза. Биогенетический закон. Соотношение онто- и филогенеза. Палингенезы. Рекапитуляция. Теория филэмбриогенезов                                           А.Н.       Северцова.       Виды филэмбриогенезов: анаболии, девиации, архаллаксисы. Редукция органов с позиций теории филэмбриогенезов. Автономизация онтогенеза. Эмбрионизация онтогенеза. Неотения и еѐ значение.
30 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Элементарная единица и элементарные факторы эволюционного процесса Популяция как единица микроэволюции. Определение популяции. Особенности популяций у скрещивающихся и   агамных форм. Экологические   характеристики популяции: ареал, численность, возрастная, половая структура. Значение экологических характеристик в эволюции. Генетическая  структура                         популяции. Адаптационный  и    гетерозиготный    полиморфизм. Значение генетической структурированности популяции. Мутационный  процесс  как  фактор     поставщик элементарного                        эволюционного                   материала. «Обезвреживание» мутаций в эволюции. Изоляция как фактор усиливающий различия. Биологическая и географическая изоляция. Пре- и постзиготические репродуктивные изолирующие механизмы. Волны жизни (популяционные волны) как фактор резко и не направленно изменяющий генетическую структуру популяции. Классификация популяционных волн. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции. Дарвиновское и современное определения отбора. Индивидуальный и групповой отбор. Формы индивидуального             естественного                                               отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный. Условия

      действия и результаты разных форм отбора. Количественные характеристики естественного отбора: адаптивная ценность (дарвиновская приспособленность), коэффициент отбора.

Модуль 2 «Химия»

п/п

Проверяемые компетенции

Формулировка

оценочного задания

Методические рекомендации по выполнению оценочных

заданий (план ответа)

ФГОС ВО
1 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Химия, как фундаментальная наука Предмет и задачи химии. Место химии в ряду фундаментальных наук. Значение химии как производительной силы общества в формировании естественнонаучного мышления, в изучении природы. Химическое производство и охрана окружающей среды. Основные понятия и законы химии. Эквивалент, закон эквивалентов.
2 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Строение атома, электронные формулы атомов и ионов Атом как сложная микросистема. Атомное ядро как динамическая система протонов и нейтронов. Радиоактивность. Влияние радиоактивного излучения на живые организмы. Модели атома Томсона, планетарная модель Резерфорда. Постулаты Бора. Ядерные реакции и превращения химических элементов. Искусственная радиоактивность. Меченые атомы и их применение. Использование ядерной энергии в мирных целях. Корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц. Характеристикаэлектрона в атоме. Квантовые числа, их физический смысл. Квантовые числа как параметры, определяющие состояние электрона в атоме. Главное, орбитальное, магнитное, спиновое квантовые числа. Понятие об электронном облаке. Атомные орбитали. Принципы заполнения атомныхорбиталей электронами. Виды атомныхs-, ρ-, d-, f- орбиталей. Три принципа заполнения орбиталей в атомах. Принцип наименьшей энергии. Принцип (запрет) Пауля, правила Гунда. Порядок заполнения атомныхорбиталей. Ёмкость энергетических уравнений и подуровней в атоме. Электронные формулы атомов (символическая и графическая форма записи электронных формул). Основное и возбужденное состояние атома. Правило Клечковского. Количественные характеристики основных свойств атомов. Атомные радиусы. Энергия ионизации. Сродство к электрону.  Электроотрицательность.                      Относительная электроотрицательность. Условные ионные радиусы.
3 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Открытие периодического закона Д.И. Менделеева. Формулировка периодического закона. Принцип построения естественной системы элементов. Современная формулировка периодического закона. Периодичность изменения химических свойств элементов как проявление периодичности изменения электронных конфигураций атомов. Периодическая система химических элементов. Периоды, группы, подгруппы, порядковый номер, их физический смысл. Связьположения элемента в периодической системе с электронным строением его атома.

      Особенности электронных конфигураций атомов элементов вглавных и побочных подгруппах. Элементы S-, ρ-, d-, f- семейств. Особенность заполнения электронами элементов малых и больших периодов периодической системы химических элементов. Изменение радиусов, энергии ионизации и энергии сродства к электрону атомов в группах и периодах (?). Периодичность изменения свойств элементов как проявление периодичности изменения электронных конфигураций атомов. Значение открытия периодического закона в развитии науки.
4 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Химическая связь, природа еѐ возникновения, типы химической связи. Типы  химической  связи:  ковалентная  и  ионная;  их свойства. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования связи. Квантово-химические методы описания химической связи: метод валентных связей и метод молекулярных орбиталей (МО ЛКАО). Сигма (σ)- и пи (π)-связи. Представления о гибридизации атомных орбиталей при описании химической связи в молекулах. Основные характеристики ковалентной связи. Химическая                                 связь          в                                 кристаллических телах.Металлическая связь. Металлы, проводники, полупроводники  и диэлектрики. Водородная связь, межмолекулярные взаимодействия.
5 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Законы термодинамики Внутренняя энергия и энтальпия систем. Первый закон термодинамики. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения процессов. Энтальпии образования химических соединений. Закон Гесса и следствия из него. Понятие об энтропии и ее изменении в химических превращениях.   Энергия Гиббса    и  ее изменение в химических процессах.
6 ОК-3 ОПК-1 ОПК-5 ПК-1 Окислительно- восстановительные процессы в природе. Определение и классификация растворов. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Способы выражения концентрации растворов. Растворы электролитов и неэлектролитов. Водные растворы электролитов. Особенности воды как растворителя. Водородный показатель среды (рН). Методы определения величины рН. Электролитическая диссоциация в водных растворах. Сильные        (неассоциированные)       и                         слабые (ассоциированные) электролиты. Константа и степень диссоциации слабого электролита. Буферные растворы.Идеальные и реальные растворы. Гидролиз солей. Уравнения реакций гидролиза. Степень гидролиза, константа гид

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow