Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики
Производственная практика
Научно-исследовательская работа. Семестр 6.
«Психологические особенности ответственности и личностной тревожности молодых людей, соблюдавших и не соблюдавших режим самоизоляции в период пандемии коронавируса»
Курсовая работа выполнена
студенткой 3 курса
факультета клинической психологии
Соболевой П.И.
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Лесин А.М.
Рязань
2020
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основания исследования ответственности и личностной тревожности молодых людей, соблюдавших и не соблюдавших режим самоизоляции 6
1. 1. Анализ психологических исследований тревожности как свойства личности 6
1. 2. Изучение ответственности как системного свойства личности. 9
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей тревожности и ответственности лиц, соблюдавших и не соблюдавших режим самоизоляции. 14
|
|
2. 1. Программа, методики и участники эмпирического исследования. 14
2. 2. Особенности ответственности, тревожности и толерантности к неопределенности всей выборки исследования. 17
2. 3. Определение особенностей в выраженности ответственности, тревожности и толерантности к неопределенности молодых людей, соблюдавших режим самоизоляции. 20
2. 4. Определение особенностей в выраженности ответственности, тревожности и толерантности к неопределенности молодых людей, не соблюдавших режим самоизоляции. 22
2. 5. Связь ответственности и тревожности молодых людей, соблюдающих режим самоизоляции с их уровнем толерантности к неопределенности. 24
2. 6. Связь ответственности и тревожности молодых людей, не соблюдающих режим самоизоляции с их уровнем толерантности к неопределенности. 27
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 33
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития личности, ее свойств всегда была актуальна для психологической науки и практики. Особую актуальность она приобретает в современном мире, предполагающем функционирование человека в условиях неопределенности. Современная жизнь характеризуется стремительным изменением социальной и физической среды, повышением темпов жизни и её стоимости, разрушением традиционных стереотипов сознания, социальными и экологическими потрясениями. На это большинство людей реагируют переживаниями тревоги, беспомощности и отчаяния. В связи с этим особенно важным представляется изучение механизмов и условий, позволяющих современному человеку «безболезненно» пребывать в условиях неопределенности.
|
|
Одним из таких условий является отсутствие высоких показателей личностной тревожности. Накоплено достаточно данных, демонстрирующих отрицательную роль высокой тревожности в функционировании когнитивных процессов, следствием чего становится неэффективность деятельности. Однако, в других исследованиях показано, что тревожность коррелирует с креативностью и с уровнем общего интеллекта. Авторами было замечено, что тревожный человек склонен к повышенной поисковой активности: ему нужно обозначить зоны и периоды опасности, упорядочить пространство и время. Другими словами, тревожный человек становится более ответственным.
Ответственность личности также является важным условием, облегчающим пребывание в ситуации неопределенности. Являясь одной из формой саморегуляции личности, ответственность влияет на эффективность ее жизнедеятельности, позволяет ощущать собственную значимость и самореализовываться в любых условиях. В связи с вышесказанным, исследование особенностей ответственности во взаимосвязи с другими личностными свойствами приобретает особую актуальность.
Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время пока не накоплено достаточно работ, посвященных системному изучению особенностей ответственности. Малоизученными остаются специфические особенности ответственности и тревожности личности, пребывающей в условиях неопределенности.
Цель исследования: выявить различия в особенностях ответственности и личностной тревожности молодых людей, соблюдавших и не соблюдавших режим самоизоляции в условиях неопределенности, продиктованной пандемией коронавирусной инфекции.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор подходов к рассмотрению ответственности и личностной тревожности, и существующих исследований данных феноменов.
2. Провести исследование особенностей ответственности и личностной тревожности у лиц, соблюдавших и не соблюдавших режим самоизоляции в период эпидемии коронавируса.
3. Провести анализ результатов исследования с помощью методов математической статистики.
4. Провести качественный анализ полученных результатов исследования.
5. Сделать выводы относительно полученных результатов.
Объект исследования: ответственность и личностная тревожность как психологические феномены.
Предмет исследования: психологические особенности ответственности и личностной тревожности молодых людей, соблюдавших и не соблюдавших режим самоизоляции в период пандемии коронавируса.
Гипотезы исследования:
1) Молодые люди, не соблюдавшие режим самоизоляции в период пандемии коронавируса, обладают более низким уровнем личностной тревожности по сравнению с теми, кто данный режим соблюдал.
2) Психологическая структура ответственности молодых людей, не соблюдавших режим самоизоляции в период пандемии коронавируса, имеет специфические особенности по сравнению со структурой этого свойства у лиц, придерживающихся правил введенного режима.
Практическая значимость исследования. Теоретические положения и эмпирические данные могут быть использованы специалистами психологами в процессе индивидуальной работы по формированию, развитию и коррекции волевых свойств личности, в частности ответственности.
Описание структуры курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основания исследования ответственности и личностной тревожности молодых людей, соблюдавших и не соблюдавших режим самоизоляции