Изучение ответственности как системного свойства личности

По признанию большинства ученых, ответственность является сложным и многоаспектным личностным образованием. Это понимание отразилось структурном подходе к ответственности, в рамках которого разными авторами выделяются когнитивный, эмоциональный, волевой, динамический мотивационный, поведенческий и результативный компоненты (J. Piaget, L. Kohlberg, В.Ф. Сафин, В.П. Прядеин, E.H. Сидорова и др.). Общепризнанными в зарубежной и отечественной литературе являются когнитивный и эмоциональный компоненты.

А.И. Крупнов в своей концепции считает необходимым рассматривать каждое свойство личности отдельно, образуя тем самым целостную характеристику личности. [16]

Базовые свойства личности, изучаемые в рамках системно-функционального подхода, включают в себя: целевой, эмоционально-экспрессивный, операционально-динамический, рефлексивно-оценочный, мотивационно-потребностный, продуктивно-селективный и когнитивно-смысловой компоненты. Данные компоненты свойств личности являются взаимосвязанными и совместно образовывают многомерную структуру определенных актов взаимодействия личности с окружающей средой, характеризуя реальные способы поведения и формы деятельности человека.

А.И. Крупнов, что каждое свойство личности рассматривается как «инструментально-смысловая система психологических признаков, обеспечивающих готовность субъекта к реализации того или иного предметного отношения определенным способом» [17].

Основное содержание целостно-функционального подхода А.И. Крупнова заключается в том, что личностные свойства в процессе исследования рассматриваются как целостные, системные образования. Современная схема анализа личностных свойств включает в себя восемь компонентов, каждый из которых, содержит две переменные. Гармонические переменные облегчают проявление изучаемого свойства личности, в то время как агармонические затрудняют его проявление.

Рассмотрим более подробно характеристики переменных, входящих в состав компонентов личностных свойств.

Переменная общественно-значимые цели установочно-целевого компонента отражает намерения, интересы, цели, и установки общественного характера, на которые направлено изучаемое свойство личности, а переменная личностно-значимые цели учитывает намерения, интересы, установки и цели, носящие личный характер.

Эргичность динамического компонента характеризует разнообразие способов реализации свойств личности (силу, устойчивость, постоянство проявления различных отношений к действительности) в то время, как аэргичность означает отсутствие или слабую выраженностью данных признаков.

Мотивационный компонент содержит переменные социоцентричность (побуждения, связанные с чувством долга, с желанием помочь окружающим, со стремлением реализовать намерения других людей, заслужить уважение и т.п.) и эгоцентричность (побуждения, связанные со стремлением быть самостоятельным и независимым, с намерением проявить свои способности и возможности, улучшить свое материальное положение и т.п.).

Когнитивный компонент включает переменные осмысленность (представления человека о чертах характера, отличающиеся глубиной и целостностью, осознанностью их основных признаков и т.п.) и осведомленность (представления индивида о каких-либо конкретных функциях изучаемого свойства, его проявлениях в деятельности, носящие неспецифический характер).

Предметность продуктивного компонента характеризует результаты, которых человек достиг при помощи конкретной черты характера в учебе, работе, во взаимоотношениях с окружающими. Субъектность продуктивного компонента – это результаты, полученные в процессе разрешения личных проблем, при самовоспитании, создании благополучия и т.п.

В эмоциональный компонент входят переменные стеничность (преобладание оптимистичных эмоций, гордости, радости, предчувствие положительного исхода задуманного и т.п.) и астеничность (преобладание пессимизма, апатии, тревоги и страха и т.п.).

Переменная интернальность регуляторного компонента определяет убежденность человека в том, что все его неудачи или удачи или в делах зависят только от него самого, от его стремлений добиться всего самостоятельно, не полагаясь на обстоятельства или на других людей. Переменная экстернальность свидетельствует о неуверенности человека в собственных способностях и придании большего значения судьбе, случаю или везению.

К операциональным трудностям рефлексивно-оценочного компонента относится несформированность волевых, коммуникативных или интеллектуальных навыков и привычек и т.п. К эмоционально-личностным трудностям относится неуверенность в себе, заниженная самооценка, тревожность и т.п.).

Таким образом, динамический компонент указывает на наличие индивидуальной силы того стремления в проявлении свойства, его интенсивность, приемы и способы его реализации; на инициацию стремлений различными мотивами указывает мотивационный компонент; когнитивный компонент указывает но осознание и осмысливание субъектом стремлений в проявлении свойств; эмоциональный компонент выражает переживания, эмоции в процессе деятельности; продуктивный и регуляторный выявляют промежуточный и итоговый результаты. В единстве данных компонентов и проявляется целостная картина личностного свойства как функциональной системы. Нами было проведено исследование ответственности как свойства личности в рамках данного подхода.

Ответственность является одним из основных волевых свойств человека, которое синтезирует в себе проявления различных волевых и морально-нравственных качеств личности и является обобщающей характеристикой волевого поведения.

Теняевой О. В. (2011) описаны особенности ответственности подростков с девиантным поведением. Отмечается недостаточная выраженность содержательно-смысловых характеристик ответственности, хотя реализация данного свойства осуществляется прежде всего в общественно значимых сферах. По сравнению с подростками без нарушений поведения у подростков с девиантным поведением средние значения эргичности в мотивационном компоненте ниже, а аэргичности, астенических эмоций и простой осведомленности об этом свойстве личности выше. Также были выявлены индивидуально-типологические особенности ответственности подростков с девиантным поведением: аэргично-экстернальный тип, представители которого не стремятся браться за выполнение порученных дел, даже несмотря на значимость для них общественной (групповой) сферы, и перекладывают ответственность за их выполнение (невыполнение) на других людей; эргично-экстернальный, свойственный в основном девочкам, которые стремятся к выполнению ответственных поручений (прежде всего общественно значимых), но обладают недостаточно активной саморегуляцией, и эргично-социоцентрический, который составляют немногочисленные подростки, сознательно стремящиеся к участию в важных и ответственных делах ради группы. [22]

Алейкин А. Г. (2012) изучал особенности общительности, ответственности и организованности управленцев. Формированию общительности, организованности и ответственности способствуют доминирующие гармонические инструменталъно-стнлевые составляющие динамического, эмоционального и регуляторного компонентов (эргичность, стеничность, интернальность) и содержательно-смысловые (осмысленность) всех исследованных свойств, а также социоцентричность ответственности. А затрудняют этот процесс преобладание личностно значимых целей всех свойств, эгоцентрической мотивационной направленности организованности и субъектности общительности. [ 2]

Беспалова Т. М. (2008) исследовала проявления ответственности старшеклассников и курсантов военного вуза в речевой деятельности. Структурная организация ответственности курсантов военного вуза как системного свойства их личности имеет некоторую специфику, которая, объясняется влиянием условий военной службы, способствующих формированию их волевой сферы в целом и ответственности как профессионально важного морально-нравственного свойства личности в частности. Было выявлено, что в структуре ответственности старшеклассников наиболее выражены агармонические составляющие динамического, эмоционального и регуляторного компонентов (аэргичность, астеничность и экстернальность), а ответственность курсантов военного вуза отличалась высокими показателями гармонических переменных большинства компонентов ответственности (эргичности, стеничности, интернальности, социоцентричности и адаптивности). [3]

Семенова Г. В. (2006), изучая проявления ответственности личности в контексте жизненных ситуаций заключила, что личность характеризуется более низким уровнем интернальности в ситуации соматической болезни, по сравнению с ситуацией повседневных жизненных трудностей. В частности - меньшей интернальностью в суждениях о жизни вообще, в межличностном общении, в сфере семейных отношений и в области здоровья. [21]

Быков, С. В. (2006) исследуя социально-психологическую регуляцию ответственности пришел к выводу, что развитие ответственности личности является фактором, обуславливающим психологические особенности и успешность обучения и воспитания, а также профессиональной деятельности. Им же была описано изменение динамики ответственности и доказано, что с возрастом происходит повышение уровня ответственности, а показатели экстернальности снижаются. [4]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: