Анализ психологических исследований тревожности как свойства личности

Начиная с XX века заметно вырос интерес как зарубежных, так и российских психологов к изучению тревожности. Так, среди психологов, посвятивших свои труды данной проблеме, можно назвать З. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Роджерса, Л. И. Божович, Ф. Б. Березина, А. М. Прихожан, Р. С. Немова, Е. И. Рогова и других. Все они придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, и рассматривают тревожность как свойство и состояние личности [24].

К. Cпилбергер выделяет две формы тревожности – тревога как состояние и как свойство личности [29]. Аналогичным образом предлагает различать тревогу и тревожность Левитов, с той разницей, что последняя рассматривается им как черта характера. Ситуативная тревога конгруэнтна временному эмоциональному состоянию, вызванному действием факторов, содержащих для индивида реальную или воображаемую опасность. Личностная тревожность представляет собой относительно стабильное индивидуальное свойство, определяющееся тенденцией субъекта воспринимать угрозу собственной личности и готовностью реагировать на это повышением ситуативной тревогой в условиях даже небольшой опасности или напряжения [7]. Иначе говоря, тревожность как свойство описывает относительно устойчивые индивидуальные различия в склонности индивида испытывать состояние тревоги.

Относительно соотношения двух названных форм тревожности указывается, что генетически первичной следует считать ситуативную тревожность, вторичной – личностную тревожность [29]. Жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование тревожности как черты личности. Личностная тревожность же определяет особенности функционирования ситуативной тревожности при ее актуализации и, значит, выступает базовой в подобном случае [7].

А.М. Прихожан рассматривает тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и константные формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. До подросткового возраста тревожность является производной широкого круга семейных нарушений. В подростковом возрасте обсуждаемый конструкт приобретает форму устойчивого личностного образования, опосредуясь при этом особенностями «Я – концепции», отношения к себе. Механизм закрепления и усиления тревожности представляется как «замкнутый психологический круг», ведущий к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности [20].

Отмечается также, что тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей (для каждого возрастного периода) вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей [20].

Тревога – эмоциональное состояние острого мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-либо важного, значительного для человека в условиях неопределенности, иначе, тревога – это вероятностное переживание неудачи [9].

В исследованиях (2019 г.) была показана связь тревожности и мотивации к обучению. Выявлены положительные корреляции между уровнем тревожности и социальными мотивами учебной деятельности, и между уровнем тревожности и мотивами избегания. А также снижение стремления к творческой самореализации и к общению в учебном процессе у студентов по мере нарастания уровня ситуативной и личностной тревожности. [8]

Проведенный зарубежными исследователями обзор влияния тревожных событий на человеческую жизнь показал, что существует тесная связь между тревогой и «сидячим» образом жизни, который, в свою очередь негативно сказывается на состоянии здоровья [30].

Другие исследования обнаружили, что существует прямая взаимосвязь между тревожностью и пессимистическими ориентациями в жизни индивида, а также обратная взаимосвязь тревожности с оптимизмом. [27]

 Проведенное недавно исследование, выявило негативные последствия влияния тревоги при столкновении людей с новой проблемой. Тревога отрицательно сказывалась на процессах рабочей памяти и на возможности использования приобретенных ранее знаний для поиска решений проблемы [28].

Важный сегмент исследований посвящен роли семьи и семейного контекста во взаимосвязи с тревогой. Например, в одном исследовании отмечается, что матери принадлежит главная роль в возникновении социальной тревоги своих детей, в то время как отцы больше склонны приучать их к уверенности в себе [30].

Другое исследование, включающее более 2000 учащихся, показало, что дети, выросшие без отцовской фигуры, имеют более высокий уровень тревожности, а также более низкий уровень самоуважения, чем население в целом [30].

Проведенные экспериментальные исследования показали, что тревога оказывает влияние на процесс принятия решений: например, если людям грустно, они склонны больше рисковать, предпочитая при этом высокую награду, в то время как тревожные люди принимают решения, которые предполагают низкий уровень риска, но и соответствующую низкую награду [30].

В исследовании спортсменов было обнаружено, что тревожность и как состояние, и как черта характера снижает спортивные достижения. Победителями в соревнованиях чаще становятся индивиды, регистрирующие самые низкие показатели тревоги [30].

Что касается исследования тревожности и здоровья, то доказана связь тревожности с изменением уровня холестерина, с курением, депрессией и инсультами. Гендерные различия заключаются в том, что, как правило, женщины страдают от тревожности чаще, чем мужчины [30].

Существует также тесная связь между беспокойством и употреблением алкоголя. Исследование показало, что люди, обладающие более высоким уровнем тревожности, имеют повышенный риск развития проблем, связанных с алкоголем [26].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: