| Годы | в порты Финляндии (тыс. тонн) | из портов Финляндии (тыс. тонн) | ||||
| из России | из других стран | Итого | в Россию | в другие страны | Итого | |
| 2017 г. | 168,1 | 4,7 | 172,8 | 0,6 | 24,9 | 25,5 |
| 2018 г. | 166,9 | 3,7 | 170,6 | - | 17,8 | 17,8 |
Источник: Минтранс России, март 2019 г
32. Номенклатура перевезенного в 2018 году груза: нефть наливом (10285,0 тыс. тонн), нефтепродукты наливом (965,5 тыс. тонн), уголь каменный (2363,7 тыс. тонн), лесные грузы (95,0 тыс. тонн), химические и минеральные удобрения (294,7 тыс. тонн), металлы (17,6 тыс. тонн), металлоизделия (39,4 тыс. тонн), промышленное сырье (11,1 тыс. тонн), комбикорма (103,4 тыс. тонн), пищевые продукты наливом (2,3 тыс. тонн), металлолом (15,3 тыс. тонн), химические грузы (2,2 тыс. тонн) зерно и продукты перемола (6,5 тыс. тонн), и прочие сухогрузы (131,3 тыс. тонн).
33. С финской стороны регулярные рейсы выполняет авиакомпания Finnair по маршруту по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург – 20 рейсов в неделю, Хельсинки – Екатеринбург с частотой 4 рейса в неделю; по маршруту Хельсинки – Казань – с частотой 3 рейса в неделю; по маршруту Хельсинки – Самара – с частотой 3 рейса в неделю. Также Авиакомпания Nordic Regional Airlines выполняет рейсы по маршруту Хельсинки – Москва с частотой 21 рейс в неделю.<…>
По данным, представленным ПАО «Транспортная клиринговая палата», российскими назначенными авиакомпаниями регулярными рейсами перевезено: за 2017 год. – 135 тыс. 899 пассажиров и 691,299 тонн грузов; за январь – октябрь 2018 г. – 145 тыс. 849 пассажиров и 482 тонны грузов (пассажиропоток увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., грузопоток снизился на 2 %).
Источник: VR Group, март 2019 г. <…>
С финской стороны регулярные рейсы выполняет авиакомпания Finnair по маршруту по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург – 20 рейсов в неделю, Хельсинки – Екатеринбург с частотой 4 рейса в неделю; по маршруту Хельсинки – Казань – с частотой 3 рейса в неделю; по маршруту Хельсинки – Самара – с частотой 3 рейса в неделю. Также Авиакомпания Nordic Regional Airlines выполняет рейсы по маршруту Хельсинки – Москва с частотой 21 рейс в неделю. <…>
По данным, представленным ПАО «Транспортная клиринговая палата», российскими назначенными авиакомпаниями регулярными рейсами перевезено: за 2017 год. – 135 тыс. 899 пассажиров и 691,299 тонн грузов; за январь – октябрь 2018 г. – 145 тыс. 849 пассажиров и 482 тонны грузов (пассажиропоток увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., грузопоток снизился на 2 %).
34. [150] Одним из экономистов, занявшихся этим вопросом, стал Якоб Винер (Джейкоб Вайнер). В своей работе “Проблема таможенного союза” он кроме всего прочего ввёл такие понятия как “создание торговли” (trade creation) и “переориентация торговли” (trade diversion), которыми он описывал два типа возможных эффектов от создания таможенного союза. Первый он определял как “обращение потребителей к товарам, поставляемым производителями с меньшими, чем у прежних поставщиков, издержками” [Винер, 2006: 697–698], а второй – “обращение потребителей к производителям с большими издержками” [Винер, 2006: 698]. Другими словами, Винер предполагал, что при создании таможенного союза в рассматриваемой стране произойдёт или переход на потребление товаров с меньшими издержками производства за счёт исчезновения существовавших ранее торговых барьеров или переход на потребление товаров с большими издержками производства за счёт исключения торговли со странами, не входящими в данный таможенный союз. При этом Винер отмечал, что позитивным или негативным может быть признан каждый из этих двух эффектов в зависимости от того, является или исследователь протекционистом или фритрейдером.
35. По предварительным подсчетам, строительство железной дороги обойдется в 2,9 млрд. евро. Доля Финляндии составит 2 млрд. евро, а Норвегии – 0,9 млрд. евро. Возможно привлечение софинансирования со стороны ЕС. Одним из отклоненных вариантов был путь от Кемиярви до Мурманска. Этот маршрут поддерживали, в особенности, муниципалитеты Восточной Лапландии.
Железная дорога из портового города Киркенеса через финские населенные пункты Ивало и Саариселька в Рованиеми, вероятно, станет важным транзитным маршрутом для азиатских грузовых перевозок в Южную Финляндию. [151]
36. Влияние через международные организации является важной частью внешней политики Финляндии. Страна является членом 78 международных организаций, в том числе многих международных экономических организаций.
С 1 января 1995 года страна стала полноправным членом ЕС.
С присоединением к ЕС Финляндия получила свободный доступ своих товаров и услуг на крупнейший в мире рынок, а также на рынки капиталов и рабочей силы, передовых знаний, компетенций, инноваций, технологий. Финляндия получила доступ к субсидиям из бюджета ЕС на поддержку сельского хозяйства (которые очень важны для северной страны) и своих наименее развитых регионов. При этом Финляндия является государством-донором Евросоюза.
Участие в деятельности ЕС – основа всей, в т.ч. внешнеэкономической, политики Финляндии. Работа всех органов власти Финляндии определяется ее членством в ЕС, строится на принципах деятельности Евросоюза и проводится в строгом соответствии с решениями, принятыми в рамках союза совместно с другими странами-членами. Финляндия принимает самое активное участие в деятельности всех главных органов Евросоюза – Совета Европейского союза, Европейского парламента, Комиссии Европейских сообществ, Европейского суда.
Финляндия поддерживает усилия ЕС по либерализации международной торговли. Страна выступает за снятие барьеров в торговле товарами на общем рынке ЕС и дальнейшую гармонизацию правил, а также за устранение препятствий (в первую очередь, технических) в торговле с третьими странами, для чего предлагает всем третьим странам перейти на технические регламенты и стандарты, принятые в Евросоюзе.
Торговая политика страны строится в соответствии с Общей торговой политикой (ОТП) ЕС (Common Commercial Policy, CCP), которая проводится в целях сохранения Общего рынка ЕС и защиты общих интересов Сообщества.
В стране действует Ассоциация по стандартизации Финляндии (СФС), координирующая работы в области стандартизации на национальном уровне и оказывающая информационные услуги. СФС - это независимая, некоммерческая организация, сотрудничающая с профсоюзными объединениями, промышленностью, научно-исследовательскими учреждениями, организациями рынка труда, потребительскими организациями, органами государственной и местной власти.
СФС является членом Международной организации по стандартизации, а также Европейского комитета по стандартизации.
Ассоциация по стандартизации Финляндии (СФС), координирующая работы в области стандартизации на национальном уровне и оказывающая информационные услуги Такое членство означает, что любой европейский стандарт после его утверждения соответствующей организацией должен быть в течение шести месяцев введен в действие как национальный стандарт. [152]
37. [153] Отсутствие необходимости проводить конвертацию валют в ходе осуществления международных сделок должно было сократить транзакционные издержки при проведении торговых и инвестиционных операций. По данным Еврокомиссии до введения евро они составляли от 0,3 до 0,4% ВВП Евросоюза, что было эквивалентно 20–25 млрд евро в год. Во-вторых, и физические, и юридические лица стран – участниц еврозоны должны были почувствовать преимущества доступа к более широкому единому европейскому рынку товаров, услуг и капитала. Это в свою очередь, с одной стороны, должно было повысить уровень конкуренции на панъевропейском рынке, с другой стороны, расширить возможности доступа к финансовым ресурсам и для компаний, и для домохозяйств, сокращая стоимость заимствований и расширяя возможности инвестирования. В-третьих, активное использование евро для осуществления международных расчетов за пределами еврозоны и приобретение единой европейской валютой статуса резервной было призвано приумножить перечисленные выше экономические выгоды для европейцев. При этом, по мнению Еврокомиссии, членство страны в ЕВЭС должно было расширить возможности лоббирования собственных интересов в рамках дискуссий по экономическим и финансовым вопросам на глобальном уровне. Наконец, в долгосрочной перспективе вся перечисленная совокупность факторов должна была, по замыслу «архитекторов» европейской валютной интеграции, обеспечить не только стабильно низкие, комфортные цены в странах еврозоны, но и способствовать устойчивому экономическому развитию и росту уровня занятости в регионе
38. [154] В 2014–2015 гг. разрыв между потенциальным и реальным значениями ВВП (так называемый output gap) был в Финляндии одним из самых больших в ЕС, существенно превышая, в частности, показатели Дании, Швеции и Великобритании. Что же касается такого ключевого в современных условиях индикатора, как безработица, то в Финляндии она была не просто выше, но и росла на фоне более низких значений и тенденции к снижению в трех указанных странах.
39. Темпы прироста реального ВВП* (в %)
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Еврозона 2,1 1,5 –0,9 –0,3 1,1 2,0
Германия 4,0 3,7 0,7 0,6 1,6 1,5
Финляндия 3,0 2,6 –1,4 –0,8 –0,7 0,2
Великобритания 1,9 1,5 1,3 1,9 3,1 2,2
Швеция 6,0 2,7 –0,3 1,2 2,3 4,2[155]
40. [156] Великая рецессия обнажила существенные внутренние противоречия, которые изначально были заложены в основу европейской валютной интеграции. 2007–2009 гг. и последовавший за ними кризис, по сути дела, «съели» бóльшую часть тех выгод, ради которых европейские страны пожертвовали своей монетарной автономией. В результате начала меняться и риторика относительно оценки эффективности и перспектив развития еврозоны.
Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц. Его исходный центральный тезис, который автор затем подробно обосновывает на без малого четырехстах страницах, сформулирован следующим образом: «Проблемы, которые переживает Европа, имеют многочисленные причины, но в их основе лежит одна ошибка: создание единой валюты, евро» [7. – P. 5].
Как считает американский ученый, наглядно свидетельствует о том, что даже страну, достаточно строго придерживающуюся правил еврозоны, членство в ней не защитило от серьезных экономических потрясений [8. – Р. 296–297].
Показательна в данном отношении позиция Дж. Стиглица, предлагающего фактически альтернативные варианты решения проблемы – либо последовательное углубление интеграционного сотрудничества («больше Европы»), либо обратное перераспределение полномочий в пользу национальных регуляторов («меньше Европы»).
В конце 2016 г. в связи с 15-летием вхождения Финляндии в еврозону крупнейшая центральная газета Helsingin Sanomat провела опрос среди 29 ведущих экономистов страны. В их число вошли Веса Вихреяля и Маркку Котилайнен из Исследовательского института финской экономики (ETLA), Веса Каннийнен из Университета Хельсинки, главный экономист OP-Ryhmä Рейо Хейсканен, Ари Хюютинен из Университета Ювяскюля и др. Респондентам было предложено ответить на два следующих вопроса:
1. Пошло ли Финляндии на пользу вхождение в еврозону или нанесло ущерб по сравнению с гипотетическим вариантом сохранения собственной валюты, в отношении которой действовал бы режим свободного плавания?
2. Начиная с 2012 г. Финляндия погрузилась в стагнацию, выход из которой происходит чрезвычайно медленно. Привела бы собствен- ная валюта к более быстрому подъему экономики?
В ответ на первый вопрос почти половина респондентов (14 человек) однозначно оценили переход на евро как негативный фактор, семеро затруднились ответить и только 8 высказались в пользу членства в еврозоне. На этом фоне результаты ответа на второй вопрос выглядят, как нам представляется, несколько парадоксально. Действительно, только один из опрошенных высказался в рассматриваемом контексте 1 однозначно против собственной валюты, 24 эксперта дали положительный ответ, четверо затруднились ответить. Основные претензии к евро связаны с тем, что в условиях большого количества различных несимметричных шоков у национального регулятора отсутствовала возможность влиять на ситуацию с помощью изменения процентной ставки и валютного курса. При этом традиционная для финнов ссылка на опыт соседней Швеции позволяет говорить о преимуществах самостоятельной монетарной политики1.
О том, что перед страной стоит реальный выбор оставаться в еврозоне или вернуться к собственной национальной валюте, пишет пресса Ирландии. При этом в, частности, отмечается, что устанавливаемая ЕЦБ единая процентная ставка в условиях ощутимых различий между экономиками зоны евро по отношению к одним из них разогревает инфляцию, одновременно стимулируя дефляцию у других.
41. Что же касается такого ключевого в современных условиях индикатора, как безработица, то в Финляндии она была не просто выше, но и росла на фоне более низких значений и тенденции к снижению в трех указанных странах.[157]
42. В качестве крайнего примера можно привести Гонконг, где доля реэкспорта во всем экспорте начиная с 1960-х гг. выросла примерно с 20% до более чем 90% Гонконг является ярким примером; доля производства в ВВП в специальном административном регионе упала с 24% в 1980 г. до 7% в 1996 г.
43. [158] В реэкспорте сегодня активно участвуют десятки стран мира, к крупнейшим из которых относятся Гонконг, Нидерланды и США. В относительном выражении реэкспорт также играет значительную роль в экспорте небольших островных стран, таких как Кипр и Багамские острова
По оценкам [13], добавленная стоимость экспорта отечественной голландской продукции составляет 65%, в то время как соответствующий показатель по реэкспорту —10%.
44. Немецкий экономист Синн [19] подчеркивает очевидный парадокс бурно растущего экспорта Германии на фоне вялого внутреннего экономического роста. Он утверждает, что Германия трансформировалась в «базарную экономику», специализирующуюся на торговой деятельности.
Многие продукты, экспортируемые Германией, фактически производятся в Восточной Европе? Синн обсуждает импортный компонент экспорта в более широком контексте, однако реэкспорт может рассматриваться как крайний или ограниченный пример «базарной» торговли
45. Мы определили, что в 2004 г. около четверти финского экспорта в Россию являлось реэкспортом. В настоящей работе расчет за 2005 г. дается в приложении, где указывается, что доля реэкспорта в финском экспорте в Россию составила не менее 28%. Таможня Финляндии [8] дает свою первую оценку по реэкспорту лишь за 2005 г., составляющую 21-25% финского экспорта в Россию.
Согласно оценке [159]
- Финского эксперта реэкспорта в Россию, проведенной в исследовании [24], 22% объемов экспорта являлись реэкспортом.
- финских экспертов реэкспорт в Россию в 2004 г. составлял около четверти финского экспорта в Россию
- таможни за 2005 г., составляющую 21-25% финского экспорта в Россию
- других экспертов доля реэкспорта в финском экспорте в Россию составила не менее 28%.
- экспертов ВШЭ доля реэкспорта в финском экспорте в Россию составила 25%
- Центрального банка России: в 2006 г. 25% объема российского импорта поступало в виде экспорта или транзита; в 2003 г. 33% российского импорта поступала через Финляндию.
46. Оба фактора развития реэкспорта — роль Финляндии в качестве транспортного узла и наличие асимметричной информации — давно признаны. Например, по оценке финского реэкспорта в Россию в исследовании [24], 22% объемов экспорта в 1996 г. являлись реэкспортом. [160]
47. Логически, если отечественное производство меньше, чем экспорт в Россию, по крайней мере, какая-то часть экспорта должна состоять из импорта. Этот метод дает лишь минимальную оценку реэкспорта, так как часть отечественной продукции, как правило, потребляется внутри страны, в результате чего разница между объемом экспорта и объемом производства становится больше.
Мы рассмотрим 30 крупнейших групп товаров в финском экспорте в Россию, вместе составляющих почти две трети экспорта. Наши расчеты основаны на показателях промышленного производства за 2000-2005 гг. Хотя показатели промышленного производства за 2006 г. еще не опубликованы, мы сделали предварительную оценку за 2006 г. исключительно на основе данных по экспорту. Мы просто учитываем экспорт товаров, реэкспортированных в предыдущие годы. Реэкспорт состоит, главным образом, из товаров либо вовсе не произведенных в Финляндии, либо произведенных в стране в маргинальных объемах ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Наш расчет показывает, что стоимость реэкспорта росла в среднем на 53% в год в период с 2000 по 2005 гг., что намного быстрее роста всего финского экспорта в Россию. В тот же период экспорт в Россию товаров финского производства рос в среднем лишь на 19% в год.
48. Асимметричная информация также часто упоминается как причина реэкспорта (см., например, [10]). Такая концепция касается промежуточного торговца с лучшими знаниями о рынке происхождения или назначения товаров.
Финны имеют долгую историю торговли с Россией, и даже сегодня многие крупные международные компании считают финнов одними из тех, кто лучше всего разбирается в российском рынке. В результате товары часто сначала импортируются в Финляндию финским филиалом многонациональной компании, а затем часть груза следует в Россию.[161]
Наиболее распространенной схемой является использование двойных инвойсов, когда фальшивые документы предъявляются только на российской таможне
Согласно схеме двойных инвойсов, экспортер показывает настоящий документ властям страны-экспортера, а затем подменяет документы после того, как товар покинул страну.
Во втором комплекте предъявляемой таможне документации указывается значительно более низкая стоимость товара либо указывается другая классификация товара, чтобы уклониться от уплаты высоких импортных пошлин в стране назначения. [162]
Через трансфертное ценообразование финская материнская компания способна репатриировать доходы из своего филиала в зарубежной стране. Трансфертное ценообразование может отражаться в виде разницы между импортной и экспортной ценой товара
Уклонение от уплаты российских таможенных пошлин также является довольно распространенным явлением, так как многие фирмы пытаются избежать их уплаты, указывая в декларации заниженную стоимость товара на российской таможне. Наиболее распространенной схемой является использование двойных инвойсов, когда фальшивые документы предъявляются только на российской таможней. В случаях, когда огромные разницы в ценах на финляндско-российской границе легко могут вызвать подозрение властей мошенники могут производить передачу права собственности на товар.[163]
Наконец, использование реэкспорта многонациональной компанией может быть мотивировано налоговыми льготами или уклонением от налогов. Они используют реэкспорт в сочетании с трансфертным ценообразованием в целях глобальной оптимизации налогов, расходов и доходов. Внутрифирменный реэкспорт может использоваться для перевода дохода в подразделение в стране с более низкими налогами.
Тарифы, квоты и налогообложение служат дополнительным стимулом для реэкспорта. Во-первых, если страна применяет дискриминационные импортные тарифы в отношении отдельных стран, реэкспорт может легально использоваться для минимизации тарифных платежей. Во-вторых, там, где применяются квоты к отдельным странам, с помощью реэкспорта можно ввозить больше товаров через промежуточные страны. Так, например, китайские производители текстиля могли обходить европейские и американские квоты путем реэкспорта через другие рынки.
Финляндия является важной страной для транзита в Россию. Автотранспортом перевозится основная часть транзитных грузов, стоимость которых почти в пять раз превышает весь финский экспорт в Россию. Стоимость транзитных автоперевозок в 2006 г. составила 25 млрд. евро.
Транзитные перевозки в Россию стремительно росли в первые годы последнего десятилетия, однако в последние годы их темпы роста несколько замедлились. Стоимость транзитных автоперевозок через Финляндию в пересчете в евро росла за период с 2004 по 2006 гг. в среднем на 12%
Финляндия специализируется на транзите в Россию ценных товаров. В регионах Финляндии, прилегающих к границе с Россией, находятся огромные складские комплексы по обслуживанию транзита. Большинство грузов прибывает в Финляндию морем, а затем перевозится в Россию автотранспортом. Некоторые товары перевозятся поездом по Транссибирской магистрали или самолетом, а затем, как правило, доставляются автотранспортом
Наиболее значительной категорией транзитных товаров в последнее время являются легковые автомобили — в 2006 г. около 530 тыс. штук было перевезено транзитом или экспортировано через Финляндию в Россию, что соответствовало почти 2/3 от всего импорта легковых автомобилей в Россию. [164]
49. Положение Финляндии как реэкспортера несколько отлично от стран, активно участвующих в реэкспорте. В отличие от Нидерландов и Гонконга, Финляндия не является центром мирового реэкспорта. Финский реэкспорт сосредоточен на поставке товаров для потребительского рынка России.
Реэкспорт в Россию в некоторой степени мотивирован той же всеобъемлющей причиной, по которой большие объемы транзитных грузов проходят через Финляндию в Россию — Финляндия имеет безопасную, эффективную систему транспортировки и хранения, которая способна конкурировать в сфере перевозок дорогостоящих товаров в Россию.
В некоторых случаях реэкспорт более гибок по сравнению с транзитом.
Так как реэкспортируемый товар декларируется на Таможне Финляндии как обычный импорт, он не должен быть приписан к конечном назначения, как при транзите. Транзитные грузы обычно хранятся на таможенных складах и перед отгрузкой в Россию переупаковываются в более мелкие партии. Обычные склады могут быть дешевле, чем таможенные и могут предлагать лучшие возможности для переупаковки.[165]
В 2000—2006 гг. стоимость финского экспорта в Россию почти утроилась, при этом доля реэкспорта в этом росте составила почти половину
Транзит, в свою очередь, дает лишь небольшие доходы (например, продажи топлива) в Финляндии. Около 95% автоперевозок из Финляндии в Россию осуществляется иностранными (в основном российскими) транспортными
На данный момент Финляндия служит транзитным узлом для России. Россия, однако, имеет свои порты на Балтике, и сухопутные маршруты в Центральную Россию, ведущие из порта Роттердама и большинства крупных стран Европы, очевидно, короче через страны Восточной Европы, чем маршруты через Финляндию. Преимущество Финляндии объясняется нехваткой логистических услуг и подходящих портов на северо-западе России и тем, что Финляндия установила надежный крупный маршрут для импорта дорогостоящих товаров в Россию.
50. К таковым относятся меры государственного регулирования на национальном и региональном уровнях, кредитование экспорта, выравнивание процентных ставок, гарантирование и страхование экспортных кредитов и экспортных операций, меры организационного и информационного содействия продвижению экспорта.
Для целей поддержки финских экспортеров, под контролем Министерства занятости и экономики действует государственное агентство по кредитованию экспортной деятельности «Финнвера», предоставляющее экспортные займы, кредитные и специальные гарантии. Государство субсидирует Агентство по операциям, связанным с предоставлением займов и возмещением потерь по кредитам и гарантиям. Во избежание возможных нарушений международных норм и правил финансирования экспорта, эти операции проводятся под контролем Еврокомиссии и в соответствии с рекомендациями ОЭСР.
В 2017 году спрос на предоставленных государственных гарантий по экспортным сделкам значительно вырос, составив 7,5 млрд. евро, что почти на 80% больше, чем в 2016году, при этом основная часть гарантий предоставлена по сделкам со странами Северной Америки (рисунок 43). Объем экспортных кредитов также значительно увеличился: экспортные кредиты, выданные «Финнвера», достигли 6,6 млрд. евро.
51. В рамках потенциальных переговоров ЕС и ЕАЭС особое внимание необходимо уделить вопросам технических нормативов и стандартов производства промышленной продукции, санитарным и фитосанитарным нормативам производства сельскохозяйственной продукции, действующим на территориях ЕС, ЕАЭС и соседних стран. Нужно достичь их совместимости и проанализировать издержки их соблюдения. Также важно учитывать проблемы гармонизации различных национальных и региональных стандартов друг с другом и с международными стандартами, а также аккредитации и оценки соответствия.[166]
52. В компании «Арктех Хельсинки Шипъярд» работает около 600 человек. Здесь создано свое конструкторское бюро, что позволяет реализовывать собственные уникальные технические решения.
На данный момент из-за мер санкционного давления, наложенных США и другими странами Запада, верфь переживает не лучшие времена. В связи с возникшими проблемами в финансировании проектов и кредитовании в европейских банках, а также отсутствием заказов из-за опасений потенциальных заказчиков, рассматривается вопрос о продаже контрольного пакета акций верфи.[167]
STX Finland и российская Объединенная судостроительная корпорация создали совместный Арктический центр судостроительных технологий Arctech Helsinki Shipyard Oy, который специализируется на проектировании и строительстве сложных судов ледового класса. Деятельность совместного предприятия будет сфокусирована на кооперации между российским и финским морскими кластерами и удовлетворении потребностей заказчиков, которым требуется обновление и усиление их арктического флота. В первую очередь, это строительство высокотехнологичных судов, таких как ледоколы,суда-снабженцы, другие специализированные суда.[168]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Коровкин А. Г., Комков Н. И. и др. Экономический потенциал и национальное богатство // Большая российская энциклопедия. Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 477-483
[6] Там же.
[7] Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств-участников СНГ. — Ялта: 2009.
[8] Голованов, Н.М. Коммерческое право (Н. М. Голованов, 2010) /Н.М. Голованов. — 2010.
[9] Гольц Г.А. Транспорт и расселение. - М.: Транспорт, 1981. - 223 с.
[10] Территориальная структура хозяйства староосвоенных районов / Ред. Г.А. Приваловская, С.А. Тарахов.- М.: Наука, 1995, с. 146
[11] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
[12] Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков от 26 октября 1993 г.// Портфель конкуренции и управление финансами. - М.: - 1996 с.329.
[13] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
[14] Там же.
[15] Оллус С., Симола X. Финский реэкспорт в Россию // Экономический журнал ВШЭ. 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finskiy-reeksport-v-rossiyu (дата обращения: 16.03.2020).
[16] Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 392
[17] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] Там же.
[21] Там же.
[22] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. — 2018; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Статья 238. Содержание и применение таможенной процедуры реэкспорта. — 2018.
[23] Там же.
[24] Там же.
[25] Там же.
[26] Там же.
[27] Там же.
[28] А.М. Прохоров - Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. обложка книги Автор: Прохоров А.М. Издательство: Норинт, 2004 г.
[29] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
[30] Там же.
[31] Там же.
[32] Там же.
[33] Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
[34] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
[35] Там же.
[36] Там же.
[37] Там же.
[38] Там же.
[39] Там же.
[40] Там же.
[41] Там же.
[42] Там же.
[43] Там же.
[44] Там же.
[45] Территориальная структура хозяйства староосвоенных районов / Ред. Г.А. Приваловская, С.А. Тарахов.- М.: Наука, 1995, с. 146
[46] Тархов С.А. Транспортная освоенность территории // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnaya-osvoennost-territorii (дата обращения: 16.03.2020).
[47] География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина.2006
[48] Научные принципы географии: Избр. тр. / Н. Н. Баранский; [Предисл. и коммент. В. А. Анучина]. - Москва: Мысль, 1980. - 239 с.
[49] Там же.
[50] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
[51] Там же.
[52] Там же.
[53] Там же.
[54] Там же.
[55] Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. — 10 с.
[56] Краткий словарь экономиста. — М.: Инфра-М. Н. Л. Зайцев. 2007.
[57] Бияков, О.А Экономическое пространство: сущность, функции, свойства / О.А Бияков. –: Экономические науки, – с.102
[58] Коровкин А. Г., Комков Н. И. и др. Экономический потенциал и национальное богатство // Большая российская энциклопедия. Том Россия. Москва, 2004, стр. 477-483
[59] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М." (ИНФРА-М, 2011)
[60] Там же.
[61] Путеводитель для бизнеса: Финляндия – экономический партнер России— Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019.
[62] Там же
[63] Там же
[64] Уровень жизни в странах мира, рейтинг 2019 года //[электронный ресурс]. 2020 – Режим доступа: https://www.numbeo.com/quality-of-life/rankings_by_country.jsp/ (дата обращения: 22.03.2020)
[65] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019. — с. 5
[66] Там же
[67] Там же, с. 23
[68] Там же
[69] Там же, с. 24
[70] Там же, с. 28
[71] Там же, с 25
[72] Там же, с 44
[73] Там же, с 50
[74] ОСК продает верфь Arctech Helsinki Shipyard владельцам «Невского CCЗ» [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2019/05/15/065/ (дата обращения: 22.03.2020)
[75] Путеводитель для бизнеса: Финляндия – экономический партнер России— Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019. – с 83
[76] Там же, с. 91
[77] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019. — с.15
[78] Там же
[79] Там же, 241
[80] Волков, А Тенденции развития торговли стран северной Европы – членов ЕС с государствами ЕАЭС / А Волков. – : Экономика и политика – с. 178
[81] Там же, 179-180
[82] Там же, 182-185
[83] Кузнецов А.В. Результативность экономических «контрсанкций» России против ЕС // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2016. № 3 (9). С. 136–153.
[84] Путеводитель для бизнеса: Финляндия – экономический партнер России— Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019. – 21
[85] Там же, 22
[86] Мюллер, А. М. Финляндско-китайские отношения на новом пути развития № 5 / А. М. Мюллер, Ли Цзинчэн. –: Международные Отношения и Диалог Культур, 2016. – с. 151-152.
[87] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019. — 152
[88] Там же, 154
[89] Там же, 156
[90] Там же, 162-163
[91] Там же, 170
[92] Там же, 153
[93] Там же, 149
[94] Там же, 143
[95] Там же, 167
[96] Там же, 154
[97] Выступление Генерального секретаря ШОС В.И.Норова на «Smart China Expo 2019» [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс — 2019. — Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20190829/570285.html (дата обращения: 22.03.2020)
[98] China icebergs: Forces that could reshape the world [Электронный ресурс] /. — October 09, 2019. — Режим доступа: https://eiuperspectives.economist.com/economic-development/china-icebergs-forces-could-reshape-world (дата обращения: 05.04.2020)
[99] Там же
[100] Там же
[101] Винокуров, Е. Экономический пояс Шелкового пути: шапкозакидательство неуместно / Евгений Винокуров, Евгений Винокуров. –: РЖД·Партнер, 11.06.2016. – с. 16
[102] "Новый шелковый путь" и евразийские логистические проекты XXI столетия [Электронный ресурс] / Базаров Виктор Борисович. — Электронный ресурс. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/17847983 (дата обращения: 05.03.2020)
[103] Винокуров, Е. Экономический пояс Шелкового пути: шапкозакидательство неуместно / Евгений Винокуров, Евгений Винокуров. –: РЖД·Партнер, 11.06.2016. – с. 16
[104] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019. — 24
[105] Нестеров Игорь Олегович, Сутырин Сергей Феликсович Экономика Финляндии перед лицом новых вызовов: валютный аспект // Международная торговля и торговая политика. 2017. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-finlyandii-pered-litsom-novyh-vyzovov-valyutnyy-aspekt (дата обращения: 19.04.2020).
[106] Там же, 71
[107] Международная торговля и торговая политика, № 2 (10) / Международная торговля и торговая политика. –:, 2017. – 142 с. – 75-76
[108] Плюснин Роман Михайлович Эффекты создания и отклонения торговли после вступления Финляндии в ЕС effects of trade creation and trade diversion in the Finland’s import // Современная Европа. 2018. №4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effekty-sozdaniya-i-otkloneniya-torgovli-posle-vstupleniya-finlyandii-v-es-effects-of-trade-creation-and-trade-diversion-in-the-finland-s (дата обращения: 19.04.2020).
[109] ULJAS Foreign Trade Statistics [электронный ресурс]: http://uljas.tulli.fi (дата посещения 24.03.2020 г.)
[110] Оллус С., Симола X. Финский реэкспорт в Россию // Экономический журнал ВШЭ. 2007. №4. – с 541. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finskiy-reeksport-v-rossiyu (дата обращения: 16.03.2020).
[111] Там же, 540
[112] Там же, 543
[113] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019. — 223
[114] Там же
[115] Интервью Чрезвычайного и полномочного посла Финляндии в РФ Матти Анттонена // Сайт журнала «EUROMAG. Все о Европе». Эл. ресурс: http:// www.euromag.ru/finland/8762.html (дата обращения: 26.03.2020)
[116] «Газпром» рассказал о принудительном отключении импортной техники через спутник [Электронный ресурс] / «Газпром» рассказал о принудительном отключении импортной техники через спутник. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4126468
"Газпрому" принудительно отключили импортную технику через спутник [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс. — 2019. — Режим доступа: https://rg.ru/2019/10/15/gazpromu-prinuditelno-otkliuchili-importnuiu-tehniku-cherez-sputnik.html (дата обращения: 14.03.2020)
[117] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019.
[118] Согласно докладу «Трансатлантическая экономика 2014» университета Джона Хопкинса, в плане инвестиций Финляндия страдает от санкций больше, чем Россия.
[119] Волков А.М. Экономические отношения России с Финляндией на современном этапе // Вестник Института экономики РАН. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-otnosheniya-rossii-s-finlyandiey-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.04.2020).
[120] Финские фермеры потеряли 400 млн евро из-за контрсанкций РФ [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс. — 2015. — Режим доступа: http://fontankafi.ru/articles/22661/ (дата обращения: 18.04.2020).
[121] Финский министр — о российской экономике: Не видно света в конце тоннеля [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс. — 2015. — Режим доступа: http://fontankafi.ru/articles/21924/ (дата обращения: 10.04.2020).
[122] Тенденции развития торговли стран северной Европы - членов ЕС с государствами ЕАЭС [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс. — Москва: Национальный исследовательский Институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, 2018. — Режим доступа к журн.: https://elibrary.ru/item.asp?id=35361705 (дата обращения: 12.04.2020).
[123] Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016. —15-16 с
[124] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019 – с. 48.
[125] Там же, с 337
[126] "Газпром" продал долю в финской Gasum за 251 млн евро [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс — ИТАР-ТАСС, 2016. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/3247790 (дата обращения: 12.04.2020).
[127] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2017 – с. 84
[128] Финская Gasum поглотила СПГ-оператора Норвегии Skangas [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://teknoblog.ru/2018/11/28/94865 (дата обращения: 02.04.2020).
[129] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2017
[130] Там же
[131] Там же
[132] Там же
[133] Там же, с. 27
[134] Там же, с. 38
[135] ОСК продает верфь Arctech Helsinki Shipyard владельцам «Невского CCЗ» [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2019/05/15/065/ (дата обращения: 22.03.2020)
[136] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2017 – с. 83
[137] Там же, с. 85
[138] Там же, с. 28
[139] Там же, с. 40
[140] Там же, с. 107
[141] Там же, с. 107-108
[142] Сутырин Сергей Феликсович, Воробьева Ирина Валентиновна Крупные финские компании на российском рынке // Современная Европа. 2019. №3 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krupnye-finskie-kompanii-na-rossiyskom-rynke (дата обращения: 19.04.2020).
[143] Лидеры финского бизнеса — 2017 [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.fontanka.ru/longreads/business_fi/ (дата обращения: 20.03.2020).
[144] Финский бизнес – 2018 [Электронный ресурс] /. — Электронный ресурс. — 2018. — Режим доступа: https://www.fontanka.ru/longreads/finnish_business_2018 (дата обращения: 14.03.2020).
[145] Волков А.М. Экономические отношения России с Финляндией на современном этапе // Вестник Института экономики РАН. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-otnosheniya-rossii-s-finlyandiey-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.04.2020).176
[146] Там же
[147] Там же
[148] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019 – с. 154
[149] Там же
[150] Плюснин Роман Михайлович Эффекты создания и отклонения торговли после вступления Финляндии в ЕС effects of trade creation and trade diversion in the Finland’s import // Современная Европа. 2018. №4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effekty-sozdaniya-i-otkloneniya-torgovli-posle-vstupleniya-finlyandii-v-es-effects-of-trade-creation-and-trade-diversion-in-the-finland-s (дата обращения: 19.04.2020).
[151] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019 – с. 151-153
[152] Там же, 24
[153] Нестеров Игорь Олегович, Сутырин Сергей Феликсович Экономика Финляндии перед лицом новых вызовов: валютный аспект // Международная торговля и торговая политика. 2017. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-finlyandii-pered-litsom-novyh-vyzovov-valyutnyy-aspekt (дата обращения: 19.04.2020).
[154] Там же, 74
[155] IMF, World Economic Outlook, October 2016. – URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2016/02/pdf/tblparta.pdf (дата обращения: 19.04.2020).
[156] Financial Sense. –
URL: http://www.financialsense.com/contributors/christopher-quigley/europe-continuesdisintegrate- politically (дата обращения: 19.04.2020).
URL: http://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/vyayuryunen_peredal_v_parlament_
grazhdanskuyu _initsiativu_o_ vykhode_iz_yevrozony/8735147 (дата обращения: 19.04.2020).
[157] Нестеров Игорь Олегович, Сутырин Сергей Феликсович Экономика Финляндии перед лицом новых вызовов: валютный аспект // Международная торговля и торговая политика. 2017. №2 – с.74 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-finlyandii-pered-litsom-novyh-vyzovov-valyutnyy-aspekt (дата обращения: 19.04.2020).
[158] Оллус С., Симола X. Финский реэкспорт в Россию // Экономический журнал ВШЭ. 2007. №4. – с.540.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finskiy-reeksport-v-rossiyu (дата обращения: 16.03.2020).
[159] Там же, 541
[160] Там же, 551
[161] Там же, 550
[162] Там же, 552
[163] Там же, 551
[164] Там же, 544
[165] Там же, 550
[166] Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Финляндии. — Хельсинки: Торговое представительство Российской Федерации в Финляндии, 2019 – с.18
[167] Там же, 48
[168] Нарышкин А. А. Развитие внешнеэкономических связей между Россией и Финляндией в современных условиях // ПСЭ. 2012. №1. – с. 336 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vneshneekonomicheskih-svyazey-mezhdu-rossiey-i-finlyandiey-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 19.04.2020)






