Методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеклассной воспитательной работе

 

В требованиях основной образовательной программы начального общего образования особое место уделяется развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста, которые готовят ребенка к сложным учебным и жизненным задачам, развивают способность выбрать оптимальный путь решения проблемы. Проявляя творчество, младший школьник будет уверенней ощущать себя и при установлении контактов с окружающими, в проявлении своих личностных особенностей, поиске выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций.

Сегодня многие педагоги (один из которых А.Н. Лука) уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. [21] Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Успех внеклассной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.

При развитии потребностей и интересов в творчестве педагоги используют различные методы внеклассной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Данные методы помогают разнообразить деятельность, изучаемого материала. Это побуждает детей к творческой активности.

Также следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы необходимо учитывать, как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе. Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассной воспитательной работы.

Реализовать задачу развития творческих способностей можно используя следующие формы внеклассной работы

• индивидуальная работа учащихся;

• групповые занятия в кружках, клубах, студиях, обществах и других творческих объединениях по интересам;

• массовые мероприятия.

Формы и методы работы по развитию творческих способностей учащихся во внеклассной работе:

1. Обеспечение условий для проявления творческой активности учащихся:

-проведение творческих конкурсов;

-проведение творческих отчетов;

-выпуск школьных предметных газет и оформление стендов

2. Разработка совместно с учащимися программ клубов по интересам, кружков, творческих объединений; привлечение школьников и выпускников к созданию авторских программ учебных курсов в соответствии с интересами, склонностями детей.

3. Участие в городских, районных конкурсах, смотрах, программах, способствующих развитию творческих способностей обучающихся. [11]

Данные формы и методы направлены на выявление творческих способностей учеников и развитие их с учётом индивидуальных задатков и особенностей личности.

Сложные и многообразные задачи развития творческих способностей можно решать только путем комплексного использования различных форм и методов организации внеклассной воспитательной работы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы и методы, тем эффективнее процесс развития творческих способностей.

Методы развития творческих способностей рассмотрены А.Н. Луком в работе «Мышление и творчество». Ученым выделяются такие методы, как брейнсторминг (мозговой штурм), как метод группового решения поставленной проблемы, с помощью которой активизируется творческий потенциал.

По мнению ученого «активизация творческой активности возможна при соблюдении четырех правил» [16, с. 63]:

1) исключение критики – человек без всякой боязни может говорить все то, что у него на душе и в уме;

 2) поощрение необузданности – придуманная идея, чем глупее она будем, тем лучше должна восприниматься;

3) чем больше предлагаемых идей, тем лучше;

4) комбинирование идей – предложенные идеи, могут изменяться и комбинироваться другими участниками.

Следует рассмотреть, по мнению А.Н. Лука, и такой метод, как синектика. Главной целью этого метода является сделать привычное – чуждым и знакомое – незнакомым. При превращении знакомого в  незнакомое – это значит, что после изучения проблемы нужно просто к ней привыкнуть, и лишь после этого, сделать обратную операцию, то есть – сделать привычное чуждым. Данная цель достигается с помощью таких операций, как:

- личное сравнение;

- прямое сходство – поиск аналогичных процессов;

- символическая аналогия, т.е. использование метафор и аллегорий для решения задачи;

- фантастическая аналогия – все проблемы решаются мысленно с помощью воображения [16, с. 68].

Также А.Н. Луком предлагаются следующие сознательно-выбранные приемы, с помощью которых происходит переброс идей:

1. Установление принудительных взаимоотношений – это попытка объекта установить смысловую связь с другим, взятым наугад, объектом.

2. Свежий взгляд в необычных обстоятельствах — это представление, в необычной обстановке, данного объекта. При таком представлении, проще выявить не броские свойства объекта и тем самым преодолеть «инерционный эффект» мышления.

3. Вопросы – сущность этого приема в том, чтобы как можно больше было сформулировано вопросов к данному объекту, но в тоже время, на них были и ответы.

4. Фиксация – большое значение имеет письменное фиксирование идей. А.Н. Лук еще рекомендует переносить временные записи в общую тетрадь или блокнот, а когда он (она) будут заполнены, то считает он: «…, интуиция подскажет, что делать с идеями, обилие которых окажется поразительным»

5. Отсрочка – этот прием заключается в отложении не поддающихся в решении сложных задач. Нужно на некоторое время отвлечься от проблемы и заняться другим делом, а спустя какой-то промежуток времени вернуться. В большинстве случаев происходит то, что, в новых условиях, человек возвращаясь к казалось-бы непреодолимой задаче, сразу находит решение. Мозг человека непредсказуем, поэтому узнать в какой момент, время или месте он начнет активно проявлять себя, заранее не узнаешь [16, с. 67].

В российской педагогике при развитии творческих способностей используется метод проблемного обучения во внеклассной работе. Технология проблемного обучения приобретает форму творческого диалога, в котором происходит развитие психики учащихся. Выделяют два вида творческого диалога:

- побуждающий диалог - стимулирование, которое помогает творчески развиваться и работать ученикам;

-  подводящий диалог – это, своего рода, посильная система, которая при выполнении или решении каких-либо заданий, у ученика активно развивается логическое мышление [19, с. 7].

При таком диалоге происходит пошаговое подведение учеников к формулированию ответов или тем. Положительные результаты проявляются в том, что учащиеся имеют возможность – наблюдать, сравнивать, делать соответствующие выводы, отстаивать свое мнение и убеждаться, что ответы на заданные вопросы могут быть неоднозначными или иметь уже готовый ответ.

Предлагая методы развития творческих способностей, обучающихся во внеклассной работе, ученые выделяют наиболее эффективные:

- использование игровых методов. Игра является ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте и может быть сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной и т.д.;

- использование метода театрально-игровой деятельности. Театрализация объединяет такие средства, как сочинительство, создание подделок, красочное художественное оформление, музыка и т.д.

- метод декоративно-прикладного творчества; На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства учащиеся учатся создавать творческие работы своими руками.

- метод проектов. Исследовательская и проектная деятельность позволяют развить в ребенке качества, необходимые для творческой личности – самостоятельность в решении проблем, умение презентовать свой проект и себя, развитие навыков самовыражения [20, с. 207].

Таким образом, для развития творческих способностей во внеклассной работе необходимо включать задания, побуждающие школьников к самостоятельности, поиску новых путей решения проблемных задач, развитию воображения и активизации творческого потенциала. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: