Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

                                      Факультет психологии и педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

«Методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе»

Курсовая работа

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование,

 Направленность «Начальное образование»

                              

                                                                                             Исполнитель: Хомицкая А.А.

                                                                           Студентка группы Б-8021 очного отделения

___________

                                                                                                                                   (подпись)

                                                                       Научный руководитель: Абрамовских Н.В.,

                                                                                                                    д.п.н., профессор

                                                                                                                                ___________

                                                                                                                                (подпись)

                                                                   Заведующий кафедрой: Абрамовских Н.В.,

                                                                                                               д.п.н., профессор

                                                                                                                                ___________

                                                                                                                              (подпись)
          

            

                                      Сургут 2020г.                         

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности.
1.1 Сущность и содержания понятия «Творческие способности» по отношению к младшему школьному возрасту
1.2 Потенциал организации внеклассной работы для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
1.3 Методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеклассной воспитательной работе






Глава 2. Практические подходы к развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе.

2.1 Описание практического опыта учителей начальной школы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе.

Заключение ………………………………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложения ………………………………………………………………………


   

 

 




Введение

В условиях модернизации российского образования выделяется проблема развития индивидуальности каждого растущего гражданина. Преобразования, происходящие в социально-экономической, нравственной и культурной среде, определяют новое понимание личности. Личности, социально-адаптированной, способной к активным и творческим преобразованиям окружающей действительности, в любом виде деятельности, поиску оптимальных, оригинальных решений на поставленные задачи. В связи с этим происходит переориентация целей образовательной и воспитательной деятельности.

Современное динамично развивающееся общество все чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет задачи образования. Главная цель, стоящая перед школой, на данном этапе состоит в том, чтобы воспитать активную творческую личность, осознающую глобальные проблемы человечества, готовую посильно участвовать в их решении. Таким образом, успешными признаются люди, мыслящие не шаблонно, способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет обучающихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды деятельности, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Вопрос о развитие творческих способностей был рассмотрен на государственном уровне и в приказ Министерства просвещения РФ вступил с 18 мая 2015 года N 373. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.  Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.  [26]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения нагрузка внеклассной работы составляет до 10 часов в неделю. Это большая возможность для развития творчески активной личности, реализовать которую можно опираясь на различные методы. Развитие творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей начального образования. [26]

Воспитание творчески активной личности является приоритетной целью воспитания в организациях образования (Профессиональный стандарт педагога). В условиях гуманизации образования учитель нуждается в знаниях о творческой личности, сущности творческой активности и процесса ее формирования у младших школьников. [27]

Среди зарубежных исследователей проблемы развития детского творчества, следует отметить Дж. Гилфорда, П. Торренса, С.А.Медника и др. В отечественной психологии и педагогике проблему творческих способностей затрагивали Л.С.Выготский, Н.Ф. Зеленцова, Е.П. Ильин, Н.В. Кондратьева, А.Н. Лук, А.М.Матюшкин и др. [4]

Несмотря на то, что проблеме развития творческих способностей у школьников посвящено множество трудов заслуженных педагогов, педагогическая практика показывает, что их реализация традиционными формами и методами обучения не позволяет в полной мере раскрыть творческий потенциал младших школьников, что говорит о необходимости поиска новых нестандартных методов и приемов, чем обуславливается актуальность исследования.

Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каковы основные методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе.

Целью исследования является теоретическое обоснование результативных методов развития творческих способностей у младших школьников во внеклассной работе.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методы развития творческих способностей младших школьников во внеклассной работе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выделяются следующие задачи:

- Раскрыть психолого-педагогические аспекты понятия «творческие способности»;

 - Рассмотреть возможности внеклассной деятельности младших школьников по развитию творческих способностей младших школьников.

 - описать основные методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности;

- охарактеризовать методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности

Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, конспектирование педагогической литературы, составление библиографического списка, анализ деятельности учителя и учащихся.

Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 


 


Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности

1.1 Сущность и содержания понятия «Творческие способности» по отношению к младшему школьному возрасту

Закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на повышение качества отечественного образования. Современная гуманистическая модель образования учитывает внутренние условия развития личности, которые способствуют личностному и профессиональному развитию. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования подразумевает создание необходимых условий для индивидуального развития всех обучающихся, а также разнообразие организационных форм, которые будут обеспечивать рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [18].

Своевременное развитие творческих способностей является приоритетной задачей начальной школы нового поколения и диктует необходимость разработки иного содержания образования, а также выявления и развития творческого потенциала всех учащихся.

По мнению автора Ф. Гальтон, в настоящее время творческими определяют способности к созданию чего-то принципиально нового. Творческие способности состоят из способности к творческому мышлению, воображению и наблюдению и опираются на умения человека. [20]

Творческие способности тесно связаны непосредственно с понятиями «творчество» и «творческая деятельность». Так, у ученых возникают противоречия и по поводу определения понятия «творчество». Так, творчеством называют:

1) деятельность в области искусства (Т.А. Саломатова),

2) конструирование, созидание, реализацию новых проектов (А.Е. Алексеева),

3) созидание разума как вид научного познания (Л.Н. Столович),

4) высшая форма мышления, которая выходит за рамки необходимого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы (В.Н. Марков) [цит. по 10, с. 189].

В словаре Ожегова дано следующее описание понятия «творчества»: «Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [19, с. 456].

В гуманистическом направлении творчество рассматривается как характеристика личности, которая способствует процессу самовыражения и самоактуализации. Э. Фромм определил творчество как способность познавать и умение находить нестандартные решения, стремиться к открытию нового [цит. по 7, с. 120]. Важным аспектом гуманистической теории служит положение о том, что творчество является врожденной характеристикой личности, она заложена в каждом и не требует специальных талантов. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование [12, с. 123].

По Н.Ф. Зеленцевой, с обьективной точки зрения, творчество рассматривается как высший уровень познания и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, знаний, жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил, уровень, который определяется его конечным продуктом, научным открытием или новизной научного исследования, изобретением, рационализацией и т. д. [11, с. 90].

Масштаб творчества может быть весьма различным, но при этом социальная ценность и новизна будут его обязательными условиями. Если для творчества ведущим критерием, отделяющим его от явлений нетворческого характера, является новизна, то понятие «творческая активность» в большей степени отражает характер творческого процесса, начиная с побудительных механизмов, действующих в соответствующих условиях.

Д.Б. Богоявленская рассматривает творчество как ситуативную активность, которая проявляется в стремлении выйти за пределы стандартного решения заданной проблемы [1].

В настоящее время в педагогической науке большой интерес вызывает понятие творческого потенциала, у которого есть определение в узком и широком смысле, которое зависит от направления исследования. В широком смысле это особенности личности, которые способствуют реализации творческих способностей, а в более узком смысле это способности к воображению и креативному мышлению.

Понятие «деятельность» рассматривается как «созидание, обнаружение, проявление и определение субьекта» [23, с. 321].

 По мнению С.Л. Рубинштейна, деятельность характеризуется следующими особенностями:

 – это всегда деятельность субьекта, точнее, субьектов, осуществляющих совместную деятельность;

 – должно осуществляться взаимодействие субьекта с предметом;

 – она всегда творческая и самостоятельная [23, с. 238].

Деятельностью в широком смысле можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некий смысл.

Творческая деятельность – это такой вид деятельности человека или коллектива, результатом которой является создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческая деятельность возникает, если имеется проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др.

Возможность развитию творческих способностей дает формирование творческого потенциала у ребенка. В рамках развивающего подхода творческий потенциал рассматривается как определенный уровень развития реальных возможностей, умений и навыков. А с точки зрения деятельностного подхода феномен творческого потенциала определяется как качество, которое характеризует меру возможностей личности осуществлять творческую деятельность.

 В рамках онтологического направления М.В. Копосова дает определение понятию «творческий потенциал» как свойству индивида, которое определяет меру его возможностей в творческой самореализации [17, с. 56]. А.М. Матюшкин определяет творческий потенциал с точки зрения интегративного подхода как личностную характеристику человека, которая выражает отношение человека к творчеству (позицию, установки, направленность) [15, с. 90].

Изучением творческих способностей занимались многие отечественные педагоги и психологи. В рамках культурно-исторической концепции творческие способности рассматриваются как основа успешной деятельности, а младший школьник – как субъект данной деятельности.

Б.М. Теплов рассматривал творческие способности как качество личности, приводящее к успеху в определенной деятельности [13, с.107]. Он считал, что способности возникают на основе врожденных задатков человека, и они не могут возникнуть вне деятельности. Б.М. Теплов выделил факторы, влияющие на развитие способностей человека: темперамент, мотивация и самооценка [4, с. 108].

Способность к творчеству у всех детей разная и зависит от уровня развития мышления и интеллекта. Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах, как [4, c. 14]:

- беглость – способность к порождению числа идей, которые выражены в вербальных формулировках или в виде рисунков;

- гибкость и подвижность – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одной проблемы к другой, использовать различные стратегии решения;

- глубина мышления – отсутствие скованности, стереотипности;

- оригинальность – способность к прохождению идей, отличающихся от простейших или чётко установленных.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников [15, c.292]:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Ученый А.Н.Лук выделяет следующие компоненты творческого процесса: зоркость в поисках проблем, способ кодирования информации, способность к сворачиванию умственных операций, способность к перенесению, побочное мышление, целостность восприятия, готовность памяти, гибкость мышления, интеллекта, способность к оценочным характеристикам, легкость генерирования идей, способность доводить дело до конца [16, с. 90].

Таким образом, (В.А. Сластенин, А.Н.Лук) под творческими способностями понимается сочетание индивидуальных особенностей личности, которые определяют возможность успешного выполнения какого-либо конкретного вида творческой деятельности. Творческие способности проявляются в интересах, стремлениях и к эмоциональному творчеству.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: