Потенциал организации внеклассной работы для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. [16]

Внеклассная работа органически связана с учебной деятельностью, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам младшего школьника. [16]

Требования к организации внеклассной работы:

1) При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

2) Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

3) В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.

4) Педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога.

5) При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы. [11]

       Важные принципы организации внеклассной воспитательной работы:

1. Принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеклассной работы должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности, поэтому педагоги должны подчинить этой цели всю свою работу.

2. Принцип преемственности, последовательности и систематичности,который направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию видов деятельности, при которой эти виды деятельности станут логическим продолжением ранее проводившейся работы, что позволит закрепить уже достигнутое и поднимет ученика на более высокий уровень развития.

3. Принцип добровольности. Суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов: кому-то нравится музыка, кому-то – танцы, кто- то увлекается историей, кто-то литературой и т.д. Важно учитывать желания школьников при организации внеклассной работы. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью.

4. Принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. [10]

Внеклассная работа в этом направлении может осуществляться в следующих формах:

-встречи с интересными людьми;

- праздники;

-викторины;

-театрализованные;

-кружок.

Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, особое внимание во внеклассной работе необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:

- организация обучения на добровольных началах: дети-родители-педагог;

- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы;

- возможность для детей сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени.

Из этого следует, что во внеклассной работе заложены огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. [16]

Предлагая методы развития личностных качеств и творческих способностей обучающихся, ученые рассматривают их как способности к – воображению, рефлексии, самостоятельности, в решении или разработке своих действенных программ, а также, способности идти на риск без страха перед возможной оплошности. Так, ученые выделяют методы, которые дают наибольший эффект:

1. Творческое задание.

2. Создание проблемной ситуации или постановка проблемы.

3. Дискуссия (организация обсуждения материала).

4. Создание креативного поля.

5. Перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень [19, с.40].

Рассмотрим, с помощью каких приемов возможна реализация данных методов во внеклассной деятельности.

Как уже было отмечено раннее, основным видом деятельности младшего школьника является игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры в художника и зрителя, подражательные игры, игры-драматизации, режиссёрские и художественные игры самым характером своей деятельности помогают развить эстетическое воспитание. Именно игра помогает ребенку в раннем возрасте сформировать воображение и художественное понимание, развить творческую фантазию, приобщиться в целом к художественной культуре и искусству. К творческим организованным игровым ситуациям и играм относятся следующие: «Мастерская художника», «Выставка», «Экскурсия». С помощью таких игр ребенок может взять на себя роль старшего и выполнять творческие задачи.

Участие в художественно организованной игре является эффективным средством творческого развития школьника. Содержание и сюжет игры, воображаемая ситуация, правила игры и игровые действия выстраиваются на основе погружения в образный язык изобразительного искусства.

Эффективно использование серии творчески развивающих игр, которые можно сгруппировать по разным видам изобразительного искусства: от живописи до декоративно-прикладного искусства. На основе данных видов учитель может организовать ситуации, способствующие игровой организации творческого процесса при рисовании или художественном труде.

 Так, игра «Один сюжет, но разные формы воплощения» может организоваться вокруг рисунков с одного урока. Ученики делятся на команды (или группы). Основная задача игры – выбрать те рисунки, которые были выполнены на уроке. Тот, кто первый справится с заданием, тот и выиграл. При подведении итогов урока не стоит разделять работы на лучшие и худшие, или же просить учеников выразить свое отношение к неудачным работам. Лучше выделить что-то значительное в каждой работе.

Также возможно использование следующих игр во время любой формы внеклассной работы:

- Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т. д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие.

Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т. д.). Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы.

- Дидактические игры являются важным средством для развития познавательной деятельности учащихся, а также развивают их самостоятельность и мышление. Такие игры эффективно проводить во время прогулок, экскурсий. Также дидактические игры помогают обобщить знания, сформировать конкретные понятия. Педагогически организованные художественно-творческие игры решают важные образовательные задачи: приобщают к культурно-историческому художественному наследию и народной игровой традиции, способствуют передаче творческого продуктивного опыта, развивают фантазию и воображение.

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей [шмаков, c. 224].

- Подвижные игры помогают сформировать в ребенке творческие и коммуникативные способности. Во внеклассной работе  их можно применять в виде сюжетной игры, в ходе которой учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. В данном виде игры ребенок примеряет на себя чужую роль, что может помочь в раскрытии талантов.

- Игра-драматизация наиболее применима для развития творчества. В рамках внеклассной работы детям может быть предложено инсценировать какую-либо сказку, составить сценарий спектакля, создать постановку живых картин к сказке или какому-либо произведению, создать декорации и костюмы.

Организовывая внеклассные мероприятия, необходимо дать возможность младшему ученику в непринужденной форме реализовать свои желания, возможности, творческие способности. Так, в рамках городского фестиваля может быть проведен праздник с элементами игры «Широкая масленица». В форме игры-путешествия можно провести внеклассное мероприятие «Игра по станциям «Веселое путешествие». При изучении правил дорожного движения можно провести викторину «С дядей Степой в 1 класс».

Систематическая и настойчивая работа по развитию творческой инициативы учащихся через игру и игровые моменты является чрезвычайно полезной для самого учителя, ибо она вынуждает его всегда обдумывать и предвидеть самые различные варианты в решении задач, ситуаций, быстро в них ориентироваться, давать оценку каждому из них и умело направлять мысль младшего школьника по верному пути.

Также во внеклассной работе могут использоваться эвристический метод, заключающийся в создании какого-либо изобразительного, музыкального или поэтического произведения. Данный метод направлен на поэтапное развитие творческой деятельности детей.

Например, вместе со школьниками педагог прослушивает сказку по музыкальным фрагментам (например А.К.Лядов – «Кикимора»), знакомя их с музыкальной характеристикой её персонажей. После этого предлагает младшим школьникам передать движения Кикиморы и кота Бюна. Возникнувшие чувства и эмоции обучающиеся отражают в своих рисунках. Накопления музыкальных впечатлений развивают воображение детей, а значит творческие способности младших школьников.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Создание любого рода изображений стимулирует воображение ребенка, создает у него эмоционально положительный отклик. Для реализации этого метода можно предложить детям изобразить любимого книжного или мультипликационного героя в различных ситуациях, нарисовать эпизод из книги или жизни, например,на тему «Случай в школе», «Летние забавы» и т.д.

Также в рамках изобразительных методов могут использоваться такой прием, как составление рисованного диафильма. Реализация данного приема может быть оформлена в виде групповой работы. Детям предлагается нарисовать на рулоне бумаги, разделенного на «кадры», ситуацию из жизни, и объединиться для творческой работы.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Изготовление игрушек, подделок, аппликаций из пластилина, глины или соленого теста, изготовление макета и рассматривание иллюстраций также способствует развитию творческих способностей. Возможно реализовать в рамках внеурочной деятельности такие проекты, как «Сочиним сказку сами», «Загадки из бабушкиного сундучка», «Изготовление глиняной игрушки», которая предполагает как групповую, так и совместную с родителями работу.

Эффективной формой внеклассной работы по активизации творческого потенциала у младших школьников может быть выбрана форма школьного театра, который может удовлетворить такие потребности ребенка, как сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность и стремление к самореализации. Именно в театрализованной деятельности у детей проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формировать социальные навыки.

Театр готовит ребенка к новому этапу его жизни, когда на первый план выходят общение и сотрудничество, дает возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (ИЗО, музыка, хореография, театр и др.).

При создании школьного театра важно создать условия для реализации каждого учащегося. Для каждого ребенка необходимо выделить роль, создать такой сценарий, который задействует весь класс. Таким образом, достигается главная цель: воспитание нравственных качеств у детей, формирование творческой индивидуальности средствами театрального искусства.

Таким образом можно сказать, что развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе будет успешным в ситуации использования игровых, изобразительных, театрализованных и проблемных методов и средств для развития творческих способностей младших школьников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: