Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. [16]
Внеклассная работа органически связана с учебной деятельностью, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам младшего школьника. [16]
Требования к организации внеклассной работы:
1) При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.
2) Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.
|
|
3) В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата.
4) Педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога.
5) При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы. [11]
Важные принципы организации внеклассной воспитательной работы:
1. Принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеклассной работы должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности, поэтому педагоги должны подчинить этой цели всю свою работу.
2. Принцип преемственности, последовательности и систематичности,который направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию видов деятельности, при которой эти виды деятельности станут логическим продолжением ранее проводившейся работы, что позволит закрепить уже достигнутое и поднимет ученика на более высокий уровень развития.
|
|
3. Принцип добровольности. Суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов: кому-то нравится музыка, кому-то – танцы, кто- то увлекается историей, кто-то литературой и т.д. Важно учитывать желания школьников при организации внеклассной работы. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью.
4. Принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. [10]
Внеклассная работа в этом направлении может осуществляться в следующих формах:
-встречи с интересными людьми;
- праздники;
-викторины;
-театрализованные;
-кружок.
Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, особое внимание во внеклассной работе необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:
- организация обучения на добровольных началах: дети-родители-педагог;
- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы;
- возможность для детей сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени.
Из этого следует, что во внеклассной работе заложены огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. [16]
Предлагая методы развития личностных качеств и творческих способностей обучающихся, ученые рассматривают их как способности к – воображению, рефлексии, самостоятельности, в решении или разработке своих действенных программ, а также, способности идти на риск без страха перед возможной оплошности. Так, ученые выделяют методы, которые дают наибольший эффект:
1. Творческое задание.
2. Создание проблемной ситуации или постановка проблемы.
3. Дискуссия (организация обсуждения материала).
4. Создание креативного поля.
5. Перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень [19, с.40].
Рассмотрим, с помощью каких приемов возможна реализация данных методов во внеклассной деятельности.
Как уже было отмечено раннее, основным видом деятельности младшего школьника является игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры в художника и зрителя, подражательные игры, игры-драматизации, режиссёрские и художественные игры самым характером своей деятельности помогают развить эстетическое воспитание. Именно игра помогает ребенку в раннем возрасте сформировать воображение и художественное понимание, развить творческую фантазию, приобщиться в целом к художественной культуре и искусству. К творческим организованным игровым ситуациям и играм относятся следующие: «Мастерская художника», «Выставка», «Экскурсия». С помощью таких игр ребенок может взять на себя роль старшего и выполнять творческие задачи.
Участие в художественно организованной игре является эффективным средством творческого развития школьника. Содержание и сюжет игры, воображаемая ситуация, правила игры и игровые действия выстраиваются на основе погружения в образный язык изобразительного искусства.
Эффективно использование серии творчески развивающих игр, которые можно сгруппировать по разным видам изобразительного искусства: от живописи до декоративно-прикладного искусства. На основе данных видов учитель может организовать ситуации, способствующие игровой организации творческого процесса при рисовании или художественном труде.
|
|
Так, игра «Один сюжет, но разные формы воплощения» может организоваться вокруг рисунков с одного урока. Ученики делятся на команды (или группы). Основная задача игры – выбрать те рисунки, которые были выполнены на уроке. Тот, кто первый справится с заданием, тот и выиграл. При подведении итогов урока не стоит разделять работы на лучшие и худшие, или же просить учеников выразить свое отношение к неудачным работам. Лучше выделить что-то значительное в каждой работе.
Также возможно использование следующих игр во время любой формы внеклассной работы:
- Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т. д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие.
Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т. д.). Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы.
- Дидактические игры являются важным средством для развития познавательной деятельности учащихся, а также развивают их самостоятельность и мышление. Такие игры эффективно проводить во время прогулок, экскурсий. Также дидактические игры помогают обобщить знания, сформировать конкретные понятия. Педагогически организованные художественно-творческие игры решают важные образовательные задачи: приобщают к культурно-историческому художественному наследию и народной игровой традиции, способствуют передаче творческого продуктивного опыта, развивают фантазию и воображение.
Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей [шмаков, c. 224].
|
|
- Подвижные игры помогают сформировать в ребенке творческие и коммуникативные способности. Во внеклассной работе их можно применять в виде сюжетной игры, в ходе которой учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. В данном виде игры ребенок примеряет на себя чужую роль, что может помочь в раскрытии талантов.
- Игра-драматизация наиболее применима для развития творчества. В рамках внеклассной работы детям может быть предложено инсценировать какую-либо сказку, составить сценарий спектакля, создать постановку живых картин к сказке или какому-либо произведению, создать декорации и костюмы.
Организовывая внеклассные мероприятия, необходимо дать возможность младшему ученику в непринужденной форме реализовать свои желания, возможности, творческие способности. Так, в рамках городского фестиваля может быть проведен праздник с элементами игры «Широкая масленица». В форме игры-путешествия можно провести внеклассное мероприятие «Игра по станциям «Веселое путешествие». При изучении правил дорожного движения можно провести викторину «С дядей Степой в 1 класс».
Систематическая и настойчивая работа по развитию творческой инициативы учащихся через игру и игровые моменты является чрезвычайно полезной для самого учителя, ибо она вынуждает его всегда обдумывать и предвидеть самые различные варианты в решении задач, ситуаций, быстро в них ориентироваться, давать оценку каждому из них и умело направлять мысль младшего школьника по верному пути.
Также во внеклассной работе могут использоваться эвристический метод, заключающийся в создании какого-либо изобразительного, музыкального или поэтического произведения. Данный метод направлен на поэтапное развитие творческой деятельности детей.
Например, вместе со школьниками педагог прослушивает сказку по музыкальным фрагментам (например А.К.Лядов – «Кикимора»), знакомя их с музыкальной характеристикой её персонажей. После этого предлагает младшим школьникам передать движения Кикиморы и кота Бюна. Возникнувшие чувства и эмоции обучающиеся отражают в своих рисунках. Накопления музыкальных впечатлений развивают воображение детей, а значит творческие способности младших школьников.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Создание любого рода изображений стимулирует воображение ребенка, создает у него эмоционально положительный отклик. Для реализации этого метода можно предложить детям изобразить любимого книжного или мультипликационного героя в различных ситуациях, нарисовать эпизод из книги или жизни, например,на тему «Случай в школе», «Летние забавы» и т.д.
Также в рамках изобразительных методов могут использоваться такой прием, как составление рисованного диафильма. Реализация данного приема может быть оформлена в виде групповой работы. Детям предлагается нарисовать на рулоне бумаги, разделенного на «кадры», ситуацию из жизни, и объединиться для творческой работы.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Изготовление игрушек, подделок, аппликаций из пластилина, глины или соленого теста, изготовление макета и рассматривание иллюстраций также способствует развитию творческих способностей. Возможно реализовать в рамках внеурочной деятельности такие проекты, как «Сочиним сказку сами», «Загадки из бабушкиного сундучка», «Изготовление глиняной игрушки», которая предполагает как групповую, так и совместную с родителями работу.
Эффективной формой внеклассной работы по активизации творческого потенциала у младших школьников может быть выбрана форма школьного театра, который может удовлетворить такие потребности ребенка, как сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность и стремление к самореализации. Именно в театрализованной деятельности у детей проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формировать социальные навыки.
Театр готовит ребенка к новому этапу его жизни, когда на первый план выходят общение и сотрудничество, дает возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (ИЗО, музыка, хореография, театр и др.).
При создании школьного театра важно создать условия для реализации каждого учащегося. Для каждого ребенка необходимо выделить роль, создать такой сценарий, который задействует весь класс. Таким образом, достигается главная цель: воспитание нравственных качеств у детей, формирование творческой индивидуальности средствами театрального искусства.
Таким образом можно сказать, что развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе будет успешным в ситуации использования игровых, изобразительных, театрализованных и проблемных методов и средств для развития творческих способностей младших школьников.