Описание практического опыта учителей начальной школы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе

     Развитие творческих способностей учащихся является одним из приоритетных направлений в педагогике. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, толерантности, критичности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Данные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе, помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, развивает уровень творческих способностей школьников.

Внеклассная воспитательная работа должна быть рассчитана на учеников с разными способностями и талантами. Каждый ребенок должен познать себя, знать свои наклонности, а учитель тем более должен знать ребенка, его способности и развивать их. Поэтому ребенок под руководством учителя самосовершенствуется, саморазвивается.

  Как было отмечено ранее, для развития творческих способностей во внеклассной работе необходимо включать задания, побуждающие школьников к самостоятельности, поиску новых путей решения проблемных задач, развитию воображения и активизации творческого потенциала.

В статье В.Н. Каскова «Развитие творческих способностей на уроках и во внеклассной работе» рассматривается, важность использование внеклассных работ с целью развития творческих способностей. Внеклассная работа помогает организовать воспитательный процесс радостным, интересным, тем самым запоминающимся для детей, поэтому использование нестандартных подходов при организации и проведении внеклассных работ, благоприятны для развития творческого потенциала ребенка. Творческая работа требует самостоятельности ученика, активности, увлеченности, способствует становлению его личности. [21] Автор уделяет особое внимание тому, что насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависят в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Рассмотрев статью В.Н. Касковой, невозможно не согласиться с ее мнением, так как действительно, внеклассная работа способствует радостному и интересному проведению воспитательного процесса. Использование нестандартных методов проведение внеклассных мероприятий пробуждают у детей увлеченность.

  «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» известная многим цитата, зачастую приписываемая отечественному педагогу В.А. Сухомлинскому, в виду частого цитирования им, и произнесенная еще мыслителем Древней Греции Плутархом.

   Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление.

Также В.Н. Каскова в своей статье рассказывает, как повысить интерес школьников к учебному процессу с помощью внеклассных работ. Многие учителя, ищу способы, «оживляющие» уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. [21]

Действительно применение оригинальных приемов способствуют развивают творческих способностей учащихся. На таких уроках дети заинтересованы, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.

Обратилась к статье «Упражнения для развития творческих способностей во внеклассной работе», в которой Н.В, Ефимовой рассказывает, что в настоящее время, когда активно развивается наука и техника, небывалыми темпами увеличиваются знания, необходимо учить детей творчески мыслить. Особое внимание уделяет тому, используя возможности данного возраста, можно активизировать развитие творческих способностей детей на занятиях в кружке. Пример упражнения: «Нарисуй лицо одного и того же человека по-разному. [22].

Приведенный пример одного из упражнений Н.В. Ефимовой, позволяет выделить преимущество упражнения «Нарисуй лицо одного и того же человека по-разному». Данное упражнения позволяет детям научиться видеть человека абсолютно по-разному, тем самым развивается творческое видение.  В процессе упражнения, учащейся без вмешательства педагога могут узнать свои способности, а также развить талант рисования.

В статье «Творческая самореализация младшего школьника» рассматривается одна из наиболее результативных форм внеклассной работы.

Автор О.Н. Костышина  отмечает, что младший школьный возраст-наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности.

По мнению О.Н. Костышина, для него характерны:

-активность протекания всех процессов;

-потребность в игровой деятельности;

-свобода воображения и фантазии.

О.Н. Костышина пишет, во внеклассной работе одной из самых результативных форм развития творческих способностей, являются литературные гостиные! Поистине, каждый ребёнок – это чудо! В них прячется неиссякаемая возможность фантазировать и творить. Для меня значительно, чтобы каждый мог выразить себя и как исполнитель, и как организатор. Эта форма внеклассной работы мне очень близка. [23]

Приведенный пример формы «Литературные гостиные», вырабатывает организаторских навыки, развивает творчество, формирует потребности в самовыражении и самосовершенствовании и стимулирует инициативу учащихся.

В статье «Развитие творческих способностей младшего школьного возраста во внеклассной работе» рассматриваются формы внеклассных мероприятий, используемые педагогом начальной школы. Внеклассная работа, которую проводит М.В. Куварина, направлена на развитие творческих и познавательных способностей.  С целью развивать способности детей, педагог проводит внеклассные мероприятия в форме игр, конкурсов, викторин. Для примера автор уделил внимание мероприятиям, которые проводит в своем классе, такие как праздник «Посвящение в первоклассники», «Осенний калейдоскоп», «Я славлю руки матери своей…», «Новогодний огонек», «Для наших мама», посвященный 8 марта и т.д. в этих мероприятиях активное участие принимают и родители. [24]

Данные формы «Игра, конкурс, викторина» способствуют пробуждению интереса у детей. Ребята активно участвуют, проявляют и развивают свои творческие способности.

Также в своей статье «Развитие творческих способностей младшего школьного возраста во внеклассной работе» М.В. М.В. Куварина рассказывает о своем опыте. Самое высокое творчество-это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Это можно реализовать через проведение праздников. Творческий праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Если раньше под проведением праздника подразумевалось выступление ребят на определённую тему, то сейчас праздник – это не только набор стихов, песен, но и организация разнообразных видов деятельности: конкурсы, викторины, спортивно - театральные этюды, литературно- музыкальная композиция и т.д. [24]

  Опыт М.В. Куваринй о проведение внеклассной работы в форме «Праздник», говорит о том, что у ребят поднимается настроение. Ведь праздник – это интересное событие, которое вызывает желание и стремление поучаствовать в нем, поэтому использование такой формы внеклассной работы, позволяет развить творческие способности детей.

Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе зависит от хорошо подобранных методов и средств.  Внеклассные работы позволяют детям побывать в разнообразных ролях, таких как организатор, автор, член команды, оформитель. Каждая из перечисленных ролей является эффективным инструментом развития творческих способностей. Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста возможно только в целостном педагогическом процессе, включающей не только предметные уроки, но и разнообразные внеклассные работы.

 

Заключение

В условиях постоянно изменяющегося современного общества ребенок постоянно находится в ситуации переизбытка информации, которая диктует необходимость структурировать информацию и находить новые пути решения задач. Особую важность в этой связи приобретает развитие творческих способностей, которые позволяют найти противоречивые ситуации и способы выхода из них. Таким образом, необходимо с раннего детства, а особенно в младшем школьном возрасте заниматься развитием творческих способностей ребенка, что подчеркивается и в федеральном государственном образовательном стандарте ФГОС НОО.

Умение и способность современного человека к оригинальному, нестандартному взгляду на сложившуюся природу вещей, раскованность и восприимчивость к различным подходам в решении жизненных проблем, это, как утверждают ученые, неоценимый капитал, это творческий потенциал не только отдельной личности, но и всего социума.

В ходе исследования по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности были решены следующие задачи: раскрыты психолого-педагогические аспекты понятия «творческие способности»; рассмотрены возможности внеурочной деятельности младших школьников по развитию творческих способностей младших школьников; описаны основные методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности; охарактеризованы методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Для решения проблемы исследования была изучена и проанализирована педагогическая литература, а также определена сущность ключевых понятий: творчество, творческий потенциал, творческие способности, на основе которых и были выделены особенности обучающихся младшего школьного возраста с точки зрения развития у них творческих способностей, выявить эффективные приемы и методы развития творческих способностей младших школьников в контексте реализации требований ФГОС.

Так, творческие способности характеризуются как определенные индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Развитию творческих способностей во внеурочной деятельности способствуют методы и приемы игрового, театрализованного и декоративно-прикладного характера.

Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы учителями начальных классов для развития у младших школьников творческих способностей во внеурочной деятельности. Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования, решены поставленные задачи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: