Развитие лексико-грамматического строя 11 часов

Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. 1 час. (Уточнение знаний учащихся о лексическом значении слова, о многозначности слов; формирование у учащихся представления о том, что многозначными могут быть слова, относящиеся к различным частям речи; расширение и обогащение словарного запаса, развитие языкового чутья, памяти, связной речи)

Прямое и переносное значение слов. 1 час. (Уточнение знаний учащихся о прямом и переносном значении слова; развитие умения различать прямое и переносное значение слов; развитие умения находить в тексте слова с переносным значением)

Антонимы. 1 час. (Уточнение знаний учащихся об антонимах; формирование умения находить в тексте слова с противоположным значением; развитие умения самостоятельно подбирать антоним к заданному слову; расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов)

Синонимы. 1 час. (Уточнение знаний учащихся о синонимах; развитие коммуникативных навыков путем введения в речь синонимов как средства выразительности и точности речи; активизация и обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения распознавать синонимы в тексте; развитие умения отбирать синонимы из ряда слов; развитие умения самостоятельно подбирать синонимы к заданным словам)

Синонимы и антонимы. 1 час. (Дифференциация синонимов и антонимов; закрепление знаний о синонимах и антонимах; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь синонимов и антонимов)

Омонимы. 1 час. (Уточнение знаний учащихся об омонимах; формирование понимания того, что значения слов-омонимов не связаны между собой, как это наблюдается у многозначных слов; дифференциация омонимов и многозначных слов; формирование понимания важности различения значений слов-омонимов; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь омонимов; демонстрация на примере различных шуточных стихов и каламбуров возможности использования омонимов для обогащения речи)

Словосочетание. 1 час. (Уточнение представлений о словосочетании; развитие умения устанавливать связь слов в словосочетании; развитие умения различать словосочетание, слово и группу слов, которая не составляет словосочетания; развитие умения составлять словосочетание из данных слов)

Словосочетание и фразеологические обороты. 1 час. (Уточнение представлений о фразеологических оборотах; развитие умения объяснять лексическое значение фразеологических оборотов)

Словосочетание и предложение. 2 часа. (Дифференциация словосочетаний и предложений; развитие умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять словосочетания и предложения; формирование умения находить в предложении словосочетания)

Проверочная работа по всему блоку. 1 час. (Проверка усвоения знаний учащимися по III блоку программы; формирование навыка применения полученных знаний; развитие орфографической зоркости; повышение уровня самостоятельности и самоконтроля)

Итого часов по программе: 64 часа.

 

Подходы к оцениванию планируемых результатов обучения

Диагностика

Стартовая диагностика устной речи, письма и чтения проводится в начале учебного года (с 1 по 15 сентября). Итоговая диагностика проводится в конце учебного года (с 15 по 31 мая) и предполагает анализ итоговых проверочных работ, списывания и итоговых диктантов.

Формы контроля

Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, — систематические текущие и тематические проверки, с помощью которых учитель-логопед оценивает степень усвоения материала детьми. Текущий контроль осуществляется в виде регулярной проверки тетрадей для логопедических занятий, устного опроса в начале и конце урока, анализа классных и домашних работ, в ходе выполнения заданий на занятии, экспресс-проверок, тестов. Тематический контроль предполагает проверку усвоения материала по каждой значимой теме. Проверочные работы после прохождения определенных тем и разделов программы позволяют определить степень усвоения пройденного материала учениками, и, в случае необходимости, внести коррективы в тематическое планирование и распределение часов. Итоговый контроль проводится в конце учебного года и предназначен для проверки усвоения программного материала и мониторинга специфических ошибок в письменных работах учащихся. Формы итогового контроля: диктант, списывание, анализ итоговых классных контрольных работ.

Рефлексия

В конце занятия обязательно проводится подведение итогов занятия, оценка деятельности учащихся (поощрение успевающих, ободрение отстающих), а также рефлексия, так как очень важно развивать у учащихся умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Логопед просит каждого ученика проанализировать работу на занятии по заданным критериям (отметить самое интересное, самое легкое и самое трудное задание, обвести смайлик определенного вида (возможно введение других условных обозначений), написать несколько слов о своей работе и т.д.) Ученик (по желанию) может прокомментировать свою работу на уроке, сделать вывод о причинах неуспеха (недостаточное старание, невнимательность и пр.), что воспитывает чувство ответственности, стремление преодолеть возникшие трудности, формирует адекватную реакцию на неуспех. Анализ причин неудач позволяет ребенку учиться делать выводы, контролировать свои действия, прилагать усилия для преодоления возникших трудностей, осознавать свои возможности.

Для проведения занятий используются различный учебно-наглядный материал (специально изготовленные плакаты, схемы, символы, условные обозначения, таблицы, памятки, алгоритмы, карточки с заданиями, учебная литература, словари различного типа (орфографические, толковые, словообразовательные, синонимов, антонимов), раздаточный материал, дидактические игры и пособия, кроссворды, ребусы, изографы, предметные и сюжетные картинки, цифровые и буквенные ряды, индивидуальные зеркала, песочные часы, мячи, классная доска, магнитная доска, фланелеграф, рабочие тетради и тетради для проверочных работ, ручки разных цветов, простые и цветные карандаши, цветные мелки и т.д.) и средства ИКТ (ПК, проектор, интерактивные доски и т.д.), цифровые образовательные ресурсы (учебно-демонстрационные материалы, тренажеры, тестирующие программы и т.д.).

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: