Основные типы коммуникабельности людей

В процессе коммуникации люди проявляют по-разному. В психологии общения

выделяются основные типы коммуникабельности людей, которые различаются в

зависимости от преобладания таких речевых характеристик:

 доминантность;

 мобильность;

 ригидность;

 интровертность.

Доминантный собеседник пытается завладеть инициативой в речевой

коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он довольно часто бывает резким,

насмешливым, говорит немного громче, чем другие. Чтобы достичь цели общения,

особенно в деловой сфере, не рекомендуется перехватывать у доминантного партнера

инициативу, перебивать, использовать выражения речевого давления («Хватит!"

"Замолчи!" И др.).. Следует применить стратегию «речевого изматывания». Дождавшись

паузы, быстро и четко сформулировать свои интересы. Вступление в беседу через паузу

не выглядит внешне как перехвата инициативы, хотя по сути и является. С каждой паузой

ваша позиция становится все более четкой, доминантный собеседник вынужден уже с ней

считаться и как-то оценивать. Вы добились главного - вас внимательно слушают.

Мобильный собеседник не испытывает никаких трудностей в речевой

коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит, охотно, иногда интересно, часто

перескакивает с темы на тему, не теряется в незнакомой компании. Это один из лучших

типов для бытового общения. Однако в деловой сфере постоянное желание мобильного

собеседника менять тему снижает эффективность речевой коммуникации. Поэтому

следует через резюме, вопросы, выводы возвращать его к теме. Иначе можно с

удовольствием проговорить весь день и разойтись без выяснения даже основных

моментов темы.

Ригидный собеседник испытывает трудности обычно при вступлении в речевую

коммуникацию. Когда этап вступления позади, ригидный собеседник четко и логично

формулирует свою позицию. Этот тип наиболее подходит для плодотворного делового

общения. Чтобы речевая коммуникация с ригидным партнером была продуктивной, его

следует «разогреть». В данном случае рекомендуется сразу переходить к предмету

речевой коммуникации, лучше расширить вводную часть, поговорить на отвлеченную

тему, создать ситуацию этикетного общения.

Если с мобильным партнером вы начнете речевой контакт с разговора на

отвлеченную тему, то очень быстро горько пожалеете об этом. Но если с ригидным

партнером вы перейдете к теме без вступления, то сначала на ваши вопросы будете

получать ответы «возможно», «надо подумать» и др.

Интровертированный собеседник не пытается завладеть инициативой и готов

отдать ее без особых возражений. Он довольно часто застенчивый, скромный, склонный

унижать свои возможности, не любит разговоров на интимные темы. Резкие, грубые

фразы могут выбить его из колеи, а присутствие во время беседы посторонних (особенно

незнакомых) лиц заметно сковывает его. Для того чтобы речевое контакт с интровертным

партнером проходил нормально, необходимо постоянно вербально (через похвалы

этикета) и невербально (взглядом, кивком головы) показывать, что вы уважаете его как

интересного собеседника, цените его высказывания. Не следует перебивать интроверта,

опровергать его доводы без мотивации - речевой контакт может внезапно и надолго

прерваться. Каждый тип общения чем-то интересен, но незнание особенностей любого из них

может привести к негативным последствиям. Конечно, далеко не всегда мы имеем дело с

абсолютным проявлением у человека того или иного типа речевой коммуникации, но

всегда один из названных типов будет определяющим.

 

Теория трансактного анализа Э. Берна. Эго-состояния собеседника и их


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: