Рассмотрим теперь удар по конструкции горизонтально движущимся со скоростью телом с массой M (рис. 15.46).
В этом случае
А) б)
Рис. 15.46
Закон движения:
представлен на рис. 15.46, б.
Зная можно всегда найти в упругой системе возникающие динамические напряжения.
Продольные колебания стержня
Перейдем теперь к изучению колебаний упругих систем с непрерывно распределенной массой, т.е. к системам с бесконечным числом степеней свободы. Простейшим примером такой системы является однородный стержень (рис. 15.47), в котором возбуждены продольные колебания, например, ударом по его концу.
Рис. 15.47
Пусть - плотность материала. Тогда масса элемента стержня длиной d z равна:
Осевое перемещение сечения:
w=w (z, t)
является функцией двух аргументов – координаты произвольного сечения x и времени t.
Используя принцип Даламбера, напишем уравнение движения элемента стержня:
или, с учётом (15.149),
Поскольку
то, исключив с помощью (15.151) из (15.150) усилие N, находим уравнение:
|
|
где
Уравнение (15.152) называется волновым уравнением. Оно описывает динамические процессы в стержне, такие как распространение волн и колебания. Величина называется скоростью распространения упругой волны. Для стали c= 4900 м/с, для алюминия c = 5100 м/с.
Решение уравнения (15.152) ищем в виде:
Подставляя (15.154) в (15.152), получим:
или, после разделения переменных:
откуда для функций T(t), Z(z) получаем обыкновенные дифференциальные уравнения:
Общий интеграл уравнения (15.156):
откуда видно, что - это круговая частота свободных колебаний.
Общий интеграл уравнения (15.157) имеет вид:
Постоянные находятся из граничных условий на концах стержня.
Пусть, например, стержень закреплен неподвижно на нижнем конце и свободен на верхнем (рис.15.48, а).
А) б)
Рис. 15.48
При Z =0 имеем W =0, а при Z=l имеем
Тогда получаем:
Если , то колебания отсутствуют. Если , то и тогда:
Стержень имеет бесконечное множество частот собственных колебаний. Низшая частота или частота основного тона имеет место при n=1:
Рассмотрим теперь колебания стержня, у которого один конец защемлён, а другой несет груз массы M (рис.15.48, б). На закрепленном конце при Z=0 по-прежнему имеем Z=0, из (15.159) следует .
На свободном конце с прикрепленной массой M на основании принципа Даламбера имеем:
или с учетом (15.104), (15.156):
Подставляя (15.159) при в граничное условие (15.164), находим:
Если , никаких колебаний нет. Если то колебания есть. Для удовлетворения условия (15.165) следует приравнять нулю квадратную скобку. В результате находим:
где через обозначена масса стержня. Решение уравнения (15.166) можно найти графически (рис. 15.49). Для этого необходимо найти точки пересечения двух функций:
|
|
Рис. 15.49
При малых частотах, когда - малая величина, уравнение (15.166) упрощается:
откуда следует:
Этот результат соответствует задаче, когда массой стержня m можно пренебречь по сравнению с массой M груза.
Чтобы приближенно учесть массу стержня, удержим в разложении в уравнении (15.166) два слагаемых:
Тогда получим:
откуда
При больших значениях гипербола проходит близко к оси абсцисс, а точка пересечения с тангенсоидой мало отличается от Следовательно,
Тема: Механические передачи
Механическая передача – механизм, превращающий кинематические (n) и энергетические параметры (P) двигателя в необходимые параметры движения рабочих органов машин и предназначенный для согласования режима работы двигателя с режимом работы исполнительных органов.
Двигатели работают в узком диапазоне частот вращения и моментов, рабочие машины - в широком.