Дополнительное образование детей и тенденции образовательной политики в России

Лекция 3: Особенности дополнительного образования детей в условиях современной системы образования

ПЛАН:

1. Принципы дополнительного образования детей.

2. Дополнительное образование детей и тенденции образовательной политики в России.

3.  Модернизация дополнительного образования детей.

4. Особенности образовательного процесса в ДОД.

5. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования.

 

Принципы дополнительного образования детей

Система дополнительного образования базируется на следующих принципах:

· принцип ориентации на личностные интересы, потребности и способности индивида – создание условий реализации интересов каждого обучающегося;

· принципы дифференциации и индивидуализации, или иначе принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

· принцип комплексного воздействия – развитие когнитивной, эмоциональной и практической сфер деятельности личности обучающихся;

·  принцип активности и самодеятельности – предоставление учащимся возможности самостоятельно проявлять свои способности и развивать их;

· принцип гуманизации – признание равенства всех граждан, уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию и уважение, доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека;

· принцип креативности – творческий подход педагога к своей деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся;

· принцип развития  творческих способностей детей, выражающийся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;

· принцип преемственности –  возможность изучения многоуровневой программы и продолжения обучения в другом учреждении дополнительного образования или высшем учебном заведении;

·  принцип параллельности – одновременность освоения нескольких образовательных программ в одном или разных учреждениях дополнительного образования;

· принцип вариативности – функционально-целевой отбор учебного материала, вариативное построение учебных планов и программ;

·  принцип конкурентоспособности и гибкости – способность быстро и своевременно реагировать на изменяющиеся потребности каждого обучающегося, а также социума в целом;

· принцип опережения – научное прогнозирование, быстрое реагирование на изменения, использование новых форм, методов и средств обучения;

· принцип учета реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами.

 

 

Дополнительное образование детей и тенденции образовательной политики в России

 

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, что обусловливает необходимость существенных изменений в дополнительном образовании детей. Современные тенденции развития учреждений дополнительного образования детей, основанные на принципах фундаментализации, индивидуализации, демократизации, гуманитаризации и гуманизации, усиливают значимость навыков профессионального мастерства педагога дополнительного образования. Данные навыки необходимо рассматривать в соответствии с закономерностями восприятия педагогической реальности.

Основной тенденцией развития дополнительного образования является его неуклонная актуализация в современном обществе. Ведь современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Все это обуславливает важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. В связи с этим другой тенденцией системы дополнительного образования является расширение пространства, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Собственно, опора на содержание основного образования и является главной тенденцией развития дополнительного образования детей общеобразовательных учреждениях. Интеграция основного и дополнительного образования детей, как очевидная образовательная тенденция, позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другая важная тенденция дополнительного образования детей  – усиление его воспитательной доминанты, поскольку именно в сфере свободного выбора

видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяют такую тенденцию системы дополнительного образования детей как возрастание его компенсаторной (или

психотерапевтической) составляющей, поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе.

Поскольку система дополнительного образования призвана оказать содействие подрастающему поколению в успешной социализации, то ведущей тенденцией дополгительного образования выступает активизация его ппрофессионально-ориентирующей составляющей. Роль дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный жизненный и профессиональный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле- и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, и мн.др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета, менеджмента организации и т.п.).

 Таковы основные тенденции развития современной системы дополнительного образования детей, ориентированной  на создание единого образовательного пространства и формирование у учащихся целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей формирующейся личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: