Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования

Понятие «поддержка» введено в отечественную педагогику относительно недавно и получило развитие в работах А.С. Белкина, О.С. Газмана, В.А. Горского, И.Ф. Дементьева, Ф.И. Кевля, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, Л.Я. Олиференко, Б.Е. Фишман и других исследователей, которые рассматривают ее как педагогическую деятельность, направленную на оказание помощи ребенку в решении его проблем. Определение понятия «педагогическая поддержка». Само слово «поддержка» в русском языке трактуется как оказание помощи, содействие, поэтому различные виды поддержки (социальная, педагогическая, психологопедагогическая, социально-педагогическая) следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи. Слово «поддержка» в словарях русского языка трактуется идентично словам «помощь» и «содействие». В отечественной научной педагогической литературе для обозначения педагогической и образовательной деятельности, ориентированной на личность, индивидуальность ребенка, утвердилось понятие «поддержка».

Виды и этапы педагогической поддержки. Выделяется несколько видов социально-педагогической поддержки:  

– по степени участия взрослого (непосредственная и опосредованная); 

– по времени оказания (опережающая, оперативная, поддержкапоследствие); 

– по длительности (единовременная, пролонгированная, дискретная). Исходя из сфер педагогической поддержки, логично было бы классификацию видов расширить за счет содержания деятельности ребенка, например, коммуникативная поддержка, поддержка его творческой, исследовательской деятельности и т.п. 

Факторы социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическая поддержка как вид педагогической деятельности зависит от внешних и внутренних факторов, влияющих на ее эффективность. Исследователи проблем педагогической поддержки опираются на факторы межличностного взаимодействия педагога и ребенка, выделенные                    О.С. Газманом: добровольное согласие ребенка на помощь и поддержку со стороны педагога; вера педагога в позитивный потенциал, способности и возможности личности ребенка; субъект-субъектные отношения педагога и ребенка, основанные на уважении достоинства и прав личности, доверии, сотрудничестве; рефлексивно-аналитический подход педагога к процессу и результатам педагогической поддержки. Для социально-педагогической поддержки в дополнительном образовании этого явно недостаточно. Кроме внутренних факторов, включающих профессиональную и личностную ориентацию педагога на развитие индивидуальности и самореализацию старшеклассника, его потребность в самореализации с помощью значимого для него взрослого, педагога, необходимо рассматривать и внешние факторы. К ним относится профессиональная компетентность педагога в вопросах социальнопедагогической поддержки самореализации ребенка, создание в образовательном учреждении необходимых условий для социальнопедагогической поддержки. Однако эта проблема требует разработки в рамках концепции социально-педагогической поддержки самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования.

Методы социально-педагогической поддержки. Социально-педагогическая поддержка, как любая педагогическая деятельность, осуществляется посредством определенных методов. Исследуя методы педагогической и социально-педагогической поддержки, все исследователи проблемы подчеркивают необходимость использования интерактивных методов, способствующих формированию ребенка как субъекта деятельности. Последователями О.С. Газмана предлагаются: методика позитивного принятия, социальной интеграции и партнерства М.Н. Осиновского и Н.С. Степанова; методика саморазвития Г.А. Цукерман; методика поддержки выхода ребенка в режим саморазвития «лидер – ведомый»; деловые, ролевые игры; метод разрешения проблемных ситуаций: арт-терапия и т.п. Эти методы ориентированы на саморазвитие ребенка, что собственно и определяется в качестве основной цели педагогической поддержки. С.Н. Чистякова, занимающейся проблемами педагогической поддержки самоопределения старшеклассников, в качестве основных предлагаются методы проектирования, лекции, коллоквиумы, дискуссии, творческие конкурсы, метод профессиональных проб, практика на предприятиях и т.п. Эти методы широко применяются в дополнительном образовании и могут быть эффективны не только для самоопределения, но и для самореализации детей, особенно в той части, где речь идет о создании конкретного продукта деятельности. 

Следует отметить, что социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого,диагностико-проектировочного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов, а также мировоззренческого компонента как ведущего.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на осуществление процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка. Данный процесс решает такие задачи как: участие в разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки, организация повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга, материально-техническое обеспечение процесса, установление внешних связей с социокультурной средой города.

Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий структурных подразделений учреждения для разработки программы развития, ориентированной на социальнопедагогическую поддержку ребенка, в создании на основе интеграции детских коллективов (школы, студии, ансамбли и т.п.)

Внешняя интеграция заключается в установлении постоянного взаимодействия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях достижения учреждением целей социально-педагогической поддержки. Вариативность состоит в возможности наличия вариантов разработки программы развития, внутренней структуры учреждения в зависимости от ее целей.

Диагностико-проектировочный компонент ориентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, обеспечивающей успешность процесса социализации школьников. При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности.

Интегративность на данном этапе заключается в интеграции видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), интеграции видов диагностик (социологической, психологической, педагогической), интеграции деятельности психологов, педагогов, методистов с деятельностью ребенка по его диагностике и определению индивидуального пути социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных вариантов деятельности исходя из потребностей ребенка.Мировоззренческий компонент - развитие гуманной этической позиции субъектов среды, в том числе доброты, эмпатии, толерантности, готовности прийти на помощь другому, эстетического восприятия жизни и деятельности.

Мировоззрение детей активно формируется и развивается в процессе деятельности. Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире; и мировосприятия, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Мировоззрение всегда связано с чувственными отношениями, т.е. ощущением удовлетворенности или неудовлетворенности окружающей реальностью. Поэтому может возникать пессимистическое или оптимистическое мировоззрение, догматическое, или скептическое. Поэтому основной задачей педагога является привитие у ребенка хороших жизненных и мировоззренческих позиций.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка ребенка в дополнительном образовании представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность, ориентированную на помощь ребенку в решении проблем саморазвития, самоопределения и самореализации, обусловленную спецификой педагогических условий дополнительного образования. Педагогическая и социально-педагогическая поддержка наряду с воспитанием и обучением является составной частью образования, решающей проблемы саморазвития, самоопределения, самореализации ребенка. Дополнительное образование является предпочтительной сферой для социально-педагогической поддержки в силу отсутствия образовательных стандартов, добровольности участия ребенка в образовательном процессе, вариативности образования.

Задания для самостоятельной работы:

1. В чем отличие принципов дополнительного образования от принципов воспитания в традиционной школе?

2. Выделите основные отличия социально-педагогической поддержки в учреждениях дополнительного образования от педагогической поддержки в общеобразовательном учреждении.

3. В чем состоит значение и сущность технологии педагогической поддержки в становлении личности обучающегося в учреждении дополнительного образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: