Модернизация дополнительного образования детей

Как отмечается в Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

– совершенствование законодательной базы в части дополнительного образования детей, приведение нормативного правового обеспечения системы в соответствие с российским законодательством;

– сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;

–обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и качества дополнительного образования детей;

– сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;

– сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования детей;

– совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

– создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей;

– совершенствование системы государственной аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей;

– гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей;

– разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения дополнительного образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ;

– повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, поддержка Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;

– разработка социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;

– развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

С целью модернизации дополнительного образования необходимо создание условий для повышения качества дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично. В каникулярный период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся. Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для развития личности условиях. Для создания необходимых условий достижения современного качества дополнительного образования детей предусматривается:

– обновление содержания на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей;

– регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;

– экспертиза программно-методического обеспечения, разработка программ нового поколения и их экспериментальная проверка;

– активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста;

– создание и функционирование федеральных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования детей;

– разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору за курс основной средней школы итогов реализации программ дополнительного образования детей соответствующей направленности;

– развитие методической службы учреждений дополнительного образования детей;

– разработка программы «Основные направления информатизации системы дополнительного образования детей»;

– обеспечение государственной поддержки и развития одарённых детей.

С целью модернизации дополнительного образования необходимо создание условий для повышения качества профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования детей.

Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа. В учреждениях дополнительного образования детей сегодня работает около 440 тыс. руководящих и педагогических кадров, в том числе в системе образования - около 300 тыс. педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, методистов. За последние три года значительно возросло число педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории. Меры, направленные на повышение профессионального уровня педагогов дополнительного образования призваны способствовать модернизации системы дополнительного образования детей. Приоритетными из них являются:

– активизация и актуализация подготовки выпускников средних профессиональных образовательных учреждений Российской Федерации по специальности «Педагогика дополнительного образования», разработки и утверждения дополнительной квалификации «Педагогика дополнительного образования» для высших профессиональных образовательных учреждений;

– разработка государственного заказа на повышение квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей;

– создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;

– разработка государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области дополнительного образования детей для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования всех уровней;

– планирование в бюджетах всех уровней финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей;

– создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов дополнительного образования детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания.

С целью модернизации дополнительного образования необходимо формирование эффективных экономических отношений в дополнительном образовании детей. Важными элементами формирования эффективных экономических отношений в дополнительном образовании детей являются:

– разработка рекомендаций по методике расчёта нормативного финансирования и материально-технического обеспечения с учётом направленности дополнительных образовательных программ, широкое использование рекомендаций в практике работы;

– выделение средств из бюджетов всех уровней на приобретение материалов, инструментов, лабораторного, компьютерного оборудования, снаряжения;

– актуализация опыта многоканального финансирования учреждений дополнительного образования детей;

– поддержка учреждений дополнительного образования детей через участие в реализации федеральных целевых программ на условиях софинансирования бюджетов всех уровней.

Для совершенствования системы дополнительного образования необходимо наладить качественное управление развитием системы дополнительного образования детей. Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы дополнительного образования детей – совершенствование управления, создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного образования детей. В числе первоочередных мер, направленных на развитие управлением системы дополнительного образования детей:

– изучение и обобщение опыта органов управления образованием субъектов Российской Федерации по реализации региональных требований к условиям функционирования учреждений дополнительного образования детей;

– разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования учреждений по результатам аттестации и аккредитации, а также педагогических и руководящих работников, добившихся высоких результатов в своей работе Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

Реализация концепции модернизации развития системы дополнительного образования детей призвана способствовать:

– позитивным изменениям, направленным на реализацию прав ребёнка, улучшение положения детей, социально-экономическую защищённость семьи;

– повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, формированию здорового образа жизни;

– обеспечению доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей на основе государственных гарантий;

– увеличению удельного веса детей, обучающихся по программам дополнительного образования с 37,8 до 50%;

– увеличению доли одарённых детей в различных областях знаний и творческой деятельности, которым оказана помощь и поддержка со стороны государства, от 1,8 до 4% (от общей численности детей от 7 до 14 лет);

– созданию современной законодательной базы, нормативного правового обеспечения, разработке механизмов развития системы дополнительного образования детей;

– обеспечению роста социального статуса, улучшению качественного состава педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей в Российской Федерации;

– функционированию системы дополнительного образования детей в режиме устойчивого бескризисного развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: