Парк подвижного состава

М.Г. Корчажкин

 

 

Конспект лекций по курсу

 «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ и ЛОГИстика»

 

 

Нижний новгород

2016 Г.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Парк подвижного состава

Транспортный процесс — это процесс перемещения грузов или пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, их погрузку и выгрузку (посадку и высадку пассажиров), приемку грузов, подачу транспортных средств и др.

В результате транспортного процесса пассажиры или грузы транспортируются на определенное расстояние и при этом совершается транспортная работа Р, равная количественно произведению числа тонн груза или количества пассажиров Q на расстояние перевозки l г:

P= Q∙ l г

Циклом транспортного процесса называется законченный комплекс операций, необходимых для доставки грузов или пассажиров.

В настоящее время при планировании и учете работы подвижного состава различают списочный (инвентарный) и рабочий (ходовой) парки. Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы и т. д.) автотранспортного предприятия.

Списочным (инвентарным) парком подвижного состава называется подвижной состав, числящийся на балансе автотранспортного предприятия и занесенный в инвентарные книги.

Рабочим (ходовым) парком подвижного состава называется исправный, годный к эксплуатации парк автомобилей (тягачей и прицепов), которым можно осуществлять перевозки.

Ас = Асгэ + Аср,

где Ас - списочный парк подвижного состава;

Асгэ - рабочий парк подвижного состава в готовом к эксплуатации состоянии;

Аср - парк подвижного состава, находящийся в ремонте.

 

В свою очередь, Асгэ = Асэ + Асп

где Асэ - рабочий парк, находящийся в эксплуатации;

Асп - рабочий парк подвижного состава, находящийся в простое в готовом к эксплуатации состоянии.

Каждая единица подвижного состава из общего числа Ди календарных дней может находиться соответственно:

Ди =Дэ+Дп+Др

где Д э - дни в эксплуатации;

Д п - дни в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные и праздничные дни, простой по бездорожью, простой из-за отсутствия водителей, работы и т. д.);

Др - дни в ремонте и ожидания ремонта.

Для определения количественных показателей работы не одного ав­томобиля, а всего парка применяют показатель «автомобиле-дни» (АД), представляющий собой сумму всех дней нахождения подвижного состава в данном состоянии. Например, для определения автомобиле-дней про­стоя в ремонте и ожидании ремонта необходимо сложить количество дней каждого автомобиля в ремонте и ожидании ремонта за определен­ный период времени:

АДср = Др1 + Др2 +...+ Дрп,

где Др1Др2 Дрп- количество дней простоя в ремонте и ожидании

ремонта первого автомобиля, второго и т. д.

Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозки, является коэффициент технической готовности подвижного состава - αт. Коэффициентом технической готовности называется отношение количества автомобиле-дней нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии к общему количеству автомобиле-дней:

           

где

αт - коэффициент технической готовности;

АДсгэ - количество автомобиле-дней в готовом к эксплуатации состоянии;

АДср - количество автомобиле-дней в ремонте и ожидании ремонта;

АДс - количество инвентарных автомобиле-дней.

Практика работы автотранспортных предприятий показывает, что возможность подвижного состава автомобильного транспорта выполнять работу не всегда реализуется, так как автомобили и прицепной состав могут простаивать по так называемым организационно-техническим причинам.

Показателем, характеризующим выпуск подвижного состава на линию, является коэффициент выпуска – αв. Коэффициент выпуска αв представляет собой отношение количества дней работы подвижного состава к календарному возможному количеству дней пребывания его в автотранспортном предприятии за данный период, с учетом выходных и праздничных дней.

          

где αв - коэффициент выпуска;

АДсп - автомобиле-дни нормированного простоя (количество выходных и праздничных дней, в которые подвижной состав не работает).

Для характеристики использования подвижного состава автомобильного транспорта с учетом календарного времени применяется коэффициент использования подвижного состава αи, который определяется отношением количества дней работы подвижного состава к инвентарным дням

                                                                

                                

где  αи - коэффициент использования парка;

 




double arrow
Сейчас читают про: