М.Г. Корчажкин
Конспект лекций по курсу
«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ и ЛОГИстика»
Нижний новгород
2016 Г.
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Парк подвижного состава
Транспортный процесс — это процесс перемещения грузов или пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, их погрузку и выгрузку (посадку и высадку пассажиров), приемку грузов, подачу транспортных средств и др.
В результате транспортного процесса пассажиры или грузы транспортируются на определенное расстояние и при этом совершается транспортная работа Р, равная количественно произведению числа тонн груза или количества пассажиров Q на расстояние перевозки l г:
P= Q∙ l г
Циклом транспортного процесса называется законченный комплекс операций, необходимых для доставки грузов или пассажиров.
В настоящее время при планировании и учете работы подвижного состава различают списочный (инвентарный) и рабочий (ходовой) парки. Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы и т. д.) автотранспортного предприятия.
Списочным (инвентарным) парком подвижного состава называется подвижной состав, числящийся на балансе автотранспортного предприятия и занесенный в инвентарные книги.
Рабочим (ходовым) парком подвижного состава называется исправный, годный к эксплуатации парк автомобилей (тягачей и прицепов), которым можно осуществлять перевозки.
Ас = Асгэ + Аср,
где Ас - списочный парк подвижного состава;
Асгэ - рабочий парк подвижного состава в готовом к эксплуатации состоянии;
Аср - парк подвижного состава, находящийся в ремонте.
В свою очередь, Асгэ = Асэ + Асп
где Асэ - рабочий парк, находящийся в эксплуатации;
Асп - рабочий парк подвижного состава, находящийся в простое в готовом к эксплуатации состоянии.
Каждая единица подвижного состава из общего числа Ди календарных дней может находиться соответственно:
Ди =Дэ+Дп+Др
где Д э - дни в эксплуатации;
Д п - дни в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные и праздничные дни, простой по бездорожью, простой из-за отсутствия водителей, работы и т. д.);
Др - дни в ремонте и ожидания ремонта.
Для определения количественных показателей работы не одного автомобиля, а всего парка применяют показатель «автомобиле-дни» (АД), представляющий собой сумму всех дней нахождения подвижного состава в данном состоянии. Например, для определения автомобиле-дней простоя в ремонте и ожидании ремонта необходимо сложить количество дней каждого автомобиля в ремонте и ожидании ремонта за определенный период времени:
АДср = Др1 + Др2 +...+ Дрп,
где Др1Др2 Дрп- количество дней простоя в ремонте и ожидании
ремонта первого автомобиля, второго и т. д.
Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозки, является коэффициент технической готовности подвижного состава - αт. Коэффициентом технической готовности называется отношение количества автомобиле-дней нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии к общему количеству автомобиле-дней:
где
αт - коэффициент технической готовности;
АДсгэ - количество автомобиле-дней в готовом к эксплуатации состоянии;
АДср - количество автомобиле-дней в ремонте и ожидании ремонта;
АДс - количество инвентарных автомобиле-дней.
Практика работы автотранспортных предприятий показывает, что возможность подвижного состава автомобильного транспорта выполнять работу не всегда реализуется, так как автомобили и прицепной состав могут простаивать по так называемым организационно-техническим причинам.
Показателем, характеризующим выпуск подвижного состава на линию, является коэффициент выпуска – αв. Коэффициент выпуска αв представляет собой отношение количества дней работы подвижного состава к календарному возможному количеству дней пребывания его в автотранспортном предприятии за данный период, с учетом выходных и праздничных дней.

где αв - коэффициент выпуска;
АДсп - автомобиле-дни нормированного простоя (количество выходных и праздничных дней, в которые подвижной состав не работает).
Для характеристики использования подвижного состава автомобильного транспорта с учетом календарного времени применяется коэффициент использования подвижного состава αи, который определяется отношением количества дней работы подвижного состава к инвентарным дням

где αи - коэффициент использования парка;






