Образы и символы легче воспринимаются и запоминаются. Картинки можно использовать для разрядки, чтобы не было слишком скучно. Но постарайтесь никогда не использовать банальные, чрезмерно распространенные в Сети клипартовские рисунки. Будьте оригинальнее.
3. «20 = 10».
Не перегружайте свое выступление слайдами. За 20 минут человеческое сознание способно воспринять от 7 до 10 уникальных слайдов. К сожалению, остальные пойдут «в корзину». В среднем, для 15 – 20-минутного выступления можно допустить визуальное сопровождение из 7 – 20 (максимум!) слайдов. Однако, если у вас много демонстрационного материала, можно поступить следующим образом: на основном слайде новую информацию выводить постепенно, блоками. Это не будет считаться новым слайдом.
4. «3 + 3».
На одном слайде допустимо использовать не более 3 цветов и не более 3 шрифтов. Имейте в виду, что в данном случае курсив и жирный вариант тоже считаются отдельными шрифтами. Речь в данном пункте идет о способности к восприятию информации, а шрифты и цвета – это тоже информация. Оформляйте все слайды в едином стиле.
|
|
Шрифты без засечек».
Старайтесь использовать шрифты без засечек. Засечки – это элементы украшения. Не используйте витиеватые шрифты. Смотрится красиво, но совершенно невозможно прочитать.
Не дублировать информацию».
Не дублируйте на слайдах то, что вы говорите. Помните, что скорость чтения у аудитории гораздо выше, чем скорость вашей речи. Слайд должен проиллюстрировать ваши слова, закрепить ключевые моменты.
7. «Заключительный = первый»
Заключительный слайд «Спасибо за внимание» вряд ли приемлем для визуальной презентации, поскольку ее завершение еще не является окончанием публичного выступления. Будет намного нагляднее и полезнее, если заключительным слайдом будет первый слайд вашей визуальной презентации. Таким образом, вы еще раз напомните аудитории тему выступления, фамилию докладчика. Здесь также можно указать контактную информацию, адрес сайта. А после вы или перейдете к ответам на вопросы аудитории, или поблагодарите слушателей и завершите свое выступление.
Существуют примерные критерии оценивания презентаций. Обратите на них внимание.
№ п/п | Критерии оценки | Содержание |
1. | Содержательный | Выбор темы, соответствующей общей направленности мероприятия. Знание темы и свободное владение текстом. Грамотное использование научной терминологии, речевой этикет. |
2. | Логический | Логико-композиционное построение речи, детализация, конкретизация, доказательность, аргументированность. |
3. | Речевой | Импровизация, использование языковых (метафоры, фразеологизмы) средств выразительности. Фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические, смысловые паузы и ударения, вариации громкости и темпа речи, тембра голоса. |
4. | Психологический | Использование неязыковых (поза, жесты, манеры) средств выразительности, улучшающих взаимодействие с аудиторией, прямую и обратную связь. Знание и применение на практике законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения, удерживания и активизации внимания аудитории. |
5. | Дизайн-эргономический | Следование основным пунктам стратегии создания эффективных слайдов. Соблюдение последовательности слайдов и информации на них. Достаточное количество фото- и видеоматериалов, с учетом особенностей восприятия графической информации. Эстетически корректное сочетание фона и графики, дизайна визуальной презентации и содержания доклада. Отработанное, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения. Общее благоприятное впечатление от презентации |
|
|
И в заключение - несколько советов докладчикам.
Не пренебрегайте своим внешним видом.
Говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. Но шансов блеснуть умом у вас может не быть, если внешний вид не будет соответствовать формату мероприятия.
Отработайте позы и жестикуляцию.
У вас должен быть вид уверенного человека: расправленные плечи, прямая спина. В руки можно взять карандаш или указку. Жестикулируйте, но не чрезмерно. Помните, что скрещенные руки, сжатые кисти настораживают, а открытые ладони вызывают доверие.
Проявляйте уважение к публике.
Даже если вы – супер-профессионал, выступающий перед новичками, покажите, насколько приятно вам работать с такими внимательными слушателями, как сильно бы вам хотелось удовлетворить моральные запросы аудитории!
Не начинайте презентацию «с места в карьер».
Установите зрительный контакт с аудиторией. Людям требуется какое-то время, чтобы настроиться на вашу волну. Если слышны разговоры, не начинайте выступление.
Следите за дыханием и темпом речи.
Говорите четко, не слишком быстро, но и не слишком медленно.
Четко придерживайтесь логики повествования.
Постоянные отвлечения от темы утомляют и раздражают.
Поддерживайте зрительный и эмоциональный контакт и диалог с аудиторией.
Однако будьте очень осторожны с шутками и лирическими отступлениями.
8. Не затягивайте выступление!
9. Говорите «И в заключение» только один раз!