Вариант Анализ и описание результатов исследования

В исследовании приняли участие 16 чел., 9 мальчиков и 7 девочек. Исследование дало следующие результаты.

В начале мы провели диагностику уровня развития зрительной памяти и объема памяти. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исследование по методу напряжения памяти

  Количество названных предметов Абсолютное значение Относительное значение
высокий 9-10 2 12,5
средний 7-8 14 87,5
низкий 0 0 0

 

С тестом № 1 справились все испытуемые. 2 испытуемых назвали 9-10 предметов, остальные – 7-8 предметов. В основном забывали дерево и певца. Дошкольники 4-5 лет, как показало исследование, запоминают произвольно достаточный объем материала. Графическое изображение результатов приведено на рисунке 2.

Рис. 2. Исследование зрительной памяти и объема памяти

 

С данным тестом справились все воспитанники, низкий уровень не показал никто.

Далее мы исследовали ассоциативную зрительную память. Тест № 2 вызвал трудность у 5 детей, т.е. 5 детей имеют низкий уровень выполнения теста (таблица 2).

Таблица 2

Результаты исследования ассоциативной памяти

Результаты Абсолютное значение, чел. Относительное значение, %
Справились полностью (высокий уровень) 2 чел. 12,5 %
Справились частично (средний уровень) 9 чел. 56,3 %
Не справились (низкий уровень) 5 чел. 31,2 %

 

У 1 испытуемого плохо развита ассоциативная память (не смог ассоциировать фигуры), у 2 испытуемых проблемы возникли чисто механические (не смогли нарисовать). Правильно выполнили задание 2 ребенка (12,5 %). Графически результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Исследование ассоциативной зрительной памяти

 

Как видно из рисунка, большая часть детей имеют средний уровень, низкий уровень развития ассоциативной памяти у 30% (т.е. приблизительно 1/3 детей).

Результаты исследования по методике 3 (метод парных ассоциаций) отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования слуховой памяти

Результаты Абсолютное значение, чел. Относительное значение, %
высокий уровень 2 чел. 12,5 %
средний уровень 6 чел. 37,5 %
низкий уровень 8 чел. 50 %

 

В ходе выполнения теста № 3, 2 испытуемых назвали 10 пар слов, 4 испытуемых – 8, 2 испытуемых – 7 пар, 8 испытуемых – лишь 6 пар (плохо развиты внимание и слуховая память). Следовательно, на низком уровне слуховая память развита у 8 воспитанников (рис. 4).

Рис. 4. Исследование слуховой памяти

 

Сводные результаты исследования приведены в таблице 4.

Таблица 4

Сводная таблица результатов исследования

Результаты Метод напряжения памяти Метод попарного воспроизведения Метод парных ассоциаций
высокий уровень 12,5 % 12,5 % 12,5 %
средний уровень 87,5 % 56,3 % 37,5 %
низкий уровень 0 % 31,2 % 50 %

 

По результатам исследования можно констатировать, что из 16 испытуемых 18,7 % детей имеют высокий уровень развития памяти, 50 % - средний уровень, 31,3 % - низкий уровень (рис. 5).

В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованной памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминание, одни рисуют условные рисунки, другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом, когда понятия абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением.

Рис. 5. Уровни развития памяти у детей

 

Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта, т.е. от испытуемого требуется использование логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.

Таким образом, появляется необходимость проведения дополнительных мероприятий по развитию памяти детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: