В исследовании приняли участие 16 чел., 9 мальчиков и 7 девочек. Исследование дало следующие результаты.
В начале мы провели диагностику уровня развития зрительной памяти и объема памяти. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Исследование по методу напряжения памяти
Количество названных предметов | Абсолютное значение | Относительное значение | |
высокий | 9-10 | 2 | 12,5 |
средний | 7-8 | 14 | 87,5 |
низкий | 0 | 0 | 0 |
С тестом № 1 справились все испытуемые. 2 испытуемых назвали 9-10 предметов, остальные – 7-8 предметов. В основном забывали дерево и певца. Дошкольники 4-5 лет, как показало исследование, запоминают произвольно достаточный объем материала. Графическое изображение результатов приведено на рисунке 2.
Рис. 2. Исследование зрительной памяти и объема памяти
С данным тестом справились все воспитанники, низкий уровень не показал никто.
Далее мы исследовали ассоциативную зрительную память. Тест № 2 вызвал трудность у 5 детей, т.е. 5 детей имеют низкий уровень выполнения теста (таблица 2).
|
|
Таблица 2
Результаты исследования ассоциативной памяти
Результаты | Абсолютное значение, чел. | Относительное значение, % |
Справились полностью (высокий уровень) | 2 чел. | 12,5 % |
Справились частично (средний уровень) | 9 чел. | 56,3 % |
Не справились (низкий уровень) | 5 чел. | 31,2 % |
У 1 испытуемого плохо развита ассоциативная память (не смог ассоциировать фигуры), у 2 испытуемых проблемы возникли чисто механические (не смогли нарисовать). Правильно выполнили задание 2 ребенка (12,5 %). Графически результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Исследование ассоциативной зрительной памяти
Как видно из рисунка, большая часть детей имеют средний уровень, низкий уровень развития ассоциативной памяти у 30% (т.е. приблизительно 1/3 детей).
Результаты исследования по методике 3 (метод парных ассоциаций) отражены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования слуховой памяти
Результаты | Абсолютное значение, чел. | Относительное значение, % |
высокий уровень | 2 чел. | 12,5 % |
средний уровень | 6 чел. | 37,5 % |
низкий уровень | 8 чел. | 50 % |
В ходе выполнения теста № 3, 2 испытуемых назвали 10 пар слов, 4 испытуемых – 8, 2 испытуемых – 7 пар, 8 испытуемых – лишь 6 пар (плохо развиты внимание и слуховая память). Следовательно, на низком уровне слуховая память развита у 8 воспитанников (рис. 4).
Рис. 4. Исследование слуховой памяти
Сводные результаты исследования приведены в таблице 4.
Таблица 4
Сводная таблица результатов исследования
Результаты | Метод напряжения памяти | Метод попарного воспроизведения | Метод парных ассоциаций |
высокий уровень | 12,5 % | 12,5 % | 12,5 % |
средний уровень | 87,5 % | 56,3 % | 37,5 % |
низкий уровень | 0 % | 31,2 % | 50 % |
|
|
По результатам исследования можно констатировать, что из 16 испытуемых 18,7 % детей имеют высокий уровень развития памяти, 50 % - средний уровень, 31,3 % - низкий уровень (рис. 5).
В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованной памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминание, одни рисуют условные рисунки, другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом, когда понятия абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением.
Рис. 5. Уровни развития памяти у детей
Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта, т.е. от испытуемого требуется использование логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.
Таким образом, появляется необходимость проведения дополнительных мероприятий по развитию памяти детей.