Предмет и задачи нейропсихологии. Теоретическое и практическое значение нейропсихологии (НПС)

НПС – наука и дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, нейрофизиологии, неврологии, нейрохирургии.
С одной стороны, нейропсихология как раздел психологии анализирует формирование, структуру, осуществление, а также распад и пути восстановления высших

психических функций (ВПФ) и психических состояний. С другой - уделяет внимание исследованию мозговых механизмов психической деятельности.
НПС использует понятийный аппарат общей психологии (модифицируя его) и проверяет определенные её гипотезы (патология обнажает то, что скрыто в норме).
Предмет НПС – закономерности протекания высших психических функций (ВПФ), из мозговой организации, принципы работы мозга как субстрата психических процессов, особенности их нарушений при патологии.
Задачи, которые ставятся в НПС:
> теоретические:
 - что есть ВПФ, её субстрат, каковы принципы его устройства.

 - как соотносится ВПФ и мозг (речь о локализации ВПФ).
> практические:

- диагностика нарушенных ВПФ и их реабилитация.

Метод НПС – синдромный факторный анализ нарушений ВПФ, предложенный А.Р. Лурия = Луриевская батарея нейропсихологической диагностики.


Нейропсихологический подход к анализу ВПФ может быть использован и при

работе со здоровыми людьми. В частности, при исследовании детей практический запрос

может состоять в оценке функциональной недостаточности отдельных систем

развивающегося мозга, специфики их гетерохронного становления, учета зоны

ближайшего развития. Анализируются индивидуальные различия в темпе

созревания, развития психических функций и факторы, обусловливающие эти различия. Это дает возможность обосновать заключение о готовности ребенка к школе,

необходимости тех или иных коррекционных или реабилитационных мероприятий,

обосновывать учебные программы в общих и специализированных образовательных

учреждениях и т.п.

4. Современные представления о психической функции как функциональной системе. Теория системной динамической локализации ВПФ.

- высшие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ функции, высшие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ процессы, высшие процессы поведения, высшие интеллектуальные функции и тд. – термины, используемые в своих работах Выготским, т.е. высшие психические функции им никогда не использовалось, а введено впервые было В. Вундтом.
* ВПФ в литературе еще называются высшими корковыми функциями.
Тем не менее, оно в истории науки оно приелось и обозначает психические процессы, которые надстраиваются над элементарными психическими функциями и социальны по своей природе. ВПФ не врожденны, не обусловлены наследственно закрепленной организацией мозга, а формируется в процессе овладения языком и присвоения культурно-исторического опыта человека (поэтому эта концепция связана напрямую с теорией Выготского).
Основным механизмом образования ВПФ является интериоризация – вращивание внешних объектов (знаков) во внутренние процессы/ переход внешнего действия в умственное.

Стадии интериоризации:
Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать.
Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. На втором этапе ребенок обнаруживает, что Деятельность имеет сигнальное значение для окружающих.
Третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя, ребенок интериоризует эти сигналы, с помощью этих сигналов начинает управлять самим собой.

 

ВПФ – это память, мышление, речь, восприятие.

Каждая ВАФ обеспечивается совместной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой вклад в реализацию звена функциональной системы. Т.е. локализация ВПФ – системна – предполагает многоэтапную иерархическую мозговую организацию.
Таким образом понятие Анохина «Функциональная система» - это основа, обеспечивающая ВПФ. ФС обладают пластичностью и гибкостью – взимозаменяемостью звеньев. Это означает, что при нарушении ВПФ происходит их компенсация.
Кстати ВПФ пересекаются между собой в звеньях, которые являются общими для различных видов психической деятельности. Т.е., к примеру, для копирования рисунка, понимания словосочетания «Дочкина мама» и повторений движений сидящего рядом человека нужно осуществление пространственных синтезов (работа зоны ТРО).
 Локализация ВПФ не только системна, но и динамична – это означает, что включение тех или иных звеньев зависит от поставленной задачи и возраста человека. 

Как (считали Лурия и Выготские и все остальные) можно изучать ВПФ?
1. Через анализ закономерностей их формирования в онтогенезе.
2. Через анализ закономернойстей их нарушения при различных патологиях.


5.Концепция А.Р.Лурии о трёх основных структурно-функциональных блоков мозга.

                    
1. Энергетический – блок неспецифической активации, регуляции тонуса и бодрствования. Включает след.структуры:
- РФ мозга
- неспецифические структуры среднего мозга

- лимбическую систему

- медиобазальные части лобных и височных долей


Главная роль принадлежит всё же РФ, она характеризуется вертикальным строением, градуальным (то есть постепенным) распространением возбуждения, разделением на нисходящую и восходящую части.
Нисходящий отдел:
Вегетативные центры:

дыхательный;

сосудодвигательный;

слюноотделительный и др.

Двигательные центры:

специфические центры, формирующие специфические ретикулоспинальные пути;

неспецифические центры, формируют неспецифические ретикулоспинальные пути двух видов — активирующие, тормозные
Восходящий отдел:
Ретикулоталамические

 

Ретикулогипоталамические

Ретикуломозжечковые

Ретикулокортикальные: активирующие; гипногенные
-> ВОЛОКНА.

 

Соответ-но РФ имеет свои те самые «неспецифические» ядра:
 латеральное и парамедианное ретикулярное ядра
ретикулярное ядро покрышки моста
ретикулярное гигантоклеточное ядро
ретикулярное мелкоклеточное ядро
ретикулярное вентральное и латеральное ядра
а еще и  голубое пятно (locus ceruleus) и ядра тройничного нерва (каудальное, интерполярное, оральное ядра), нижнее и медиальное вестибулярные ядра, медиальная часть бокового ядра, ядра шва, ядро одиночного пути, комиссуральное ядро, ядро Эдингера-Вестфаля и дорсальное ядро блуждающего нерва, ретикулярноеядро таламуса, слюноотделительные ядра, дыхательный и сосудодвигательный центры продолговатого мозга.
И именно поэтому, 1 блок во главе с РФ, выполняет следующие функции:
- регуляция процессов активации.
- регуляция процессов «сон-бодрствование».

- регуляция вегетативных функций.

- регуляция потребностно-мотивационных сферы.

- обеспечение модально-неспецифического внимания и модально неспецифической памяти (запечатления, хранения, переработки информации).

- обеспечение эмоциональных явлений.

- обеспечение сознания в целом.


2 блок – блок получения, переработки, хранения экстероцептивной (внешней) информации.
Он включает в себя конвекситальные (т.е. внешние) зоны коры, в частности:
- затылочную
- височную
- теменную

ну схему ты знаешь)

Нейроны этих зон обладают большой модальной специфичностью и соотв-но реагируют только на определенные раздражители. Сами зоны представлены:

Первичными (они же проекционные) – являются корковыми концами анализаторов. Импульсы к ним поступают после реле-ядер таламуса. Эквивалент отражения стимулов – ощущение. Поля 17, 41, 3 – корковые концы анализаторов – первичные поля. Эти поля характеризует, что называет соматотопический принип работы, т.е. каждый участок рецепторной поверхности соответствует определенному участку в коре, а функциональная значимость органа определяет величину зоны его участка в коре – вся эта тема активно исследовалась У.Г. Пенфильдом и выразилось в виде гомункулуса (2 штук).
 вторичными (они же гностические) – надстраивающимися над первичными и получающими от них сигналы, а также от ядер таламуса. Вторичные поля обеспечивают восприятие (или по другому - гнозис), то есть менее выраженную модальную специфичность. В них происходит последовательное последовательное усложнение переработки (поступающей) информации.
Вторичные поля- это: 18, 19 (зрительные); 22,42 (слуховые); 1,2,5,7 (кожно-кинестетические);

Первичные и вторичные поля – это ЯДЕРНЫЕ ЗОНЫ анализаторов.

 и третичными (они же ассоциативные) полями/ ЗОНАМИ ПЕРЕКРЫТИЯ – теми полями, которые находятся вне ядерных зон. Они расположены на границе затылочного, теменного и височного отделов коры и не имеют непосредственного выхода на периферию. Психологический эквивалент их деятельности – широкое, мультимодальное восприятие. Это поля 21,37,39,40. Соответ-но работа в них организуется за счёт мультимодальных нейронов.
Главной функцией третичных полей является интеграция возбуждений, переходящих от вторичных полей и обеспечение символического восприятия или «надмодального синтеза» (гланвным образом за счёт работы зоны ТРО – 37 и 39 полей).

 

2 блок мозга осуществляет следующие функции:
- обеспечение модально-специфических синтезов.

- обеспечение сложных форм входящей из вне (экстероцептивной) информации.
- обеспечение символических синтезов.

Работа блока главным образом является афферентной.

 

Правила (законы) работы 2 блока:
-  иерархическое строение корковых зон – соотношение первичных, вторичных, третичных зон коры осуществляет сложный синтез информации. Более сложно-организованные зоны коры обеспечивают более сложные функции. У взрослого и ребёнка соотношение этих зон различно. Поэтому поражение у ребёнка первичных вызовет нарушение формирования всех остальных, или их полную несформированность. У взрослого же всё сформировано и поражение будет затрагивать в большей степени только поздне-созревшие зоны. Поэтому, можно сказать, что у взрослого взаимодействие зон коры осуществляется сверху вниз.

- правило убывающей модальной специфичности иерархически построенных корковых зон – означающее снижение проявления специфичности при переходе от первичных к третичным зонам.

- правило прогрессивной латерализации функций – означающее разницу функций коры обоих полушарий. Если первичные зоны обоих равноценны, то часть вторичных уже дифферинцируется, а третичные уж тем более.

 

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.
Представлен главным образом лобными долями коры – префронтальными, премоторными и моторными зонами. Данные зоны представлены первичными, вторичными и третичными полями.
Первичное – поле 4

Вторичное – 6 и 8

Третичное - 9,10,11,12 45,46,47 


Иерархия в этом блоке также присутствует, но в обратном порядке. То есть сигналы происходят от третичных к вторичным и потом уже к первичным в двигательную зону. Поэтому, этот блок – эфферентный.
Первичная кора здесь – это 4 поле, моторное, работающее по тем же соматотопическим принципам, что и вторичные.
Вторичные – это соответственно премоторные поля, обеспечивающие детализацию и обработку планов получаемых из префронтальных отделов.

И третичные – собственно префронтальные отделы или передний ассоциативный центр – надстраиваются над всеми отделами мозга. Эти поля созревают наиболее поздно в онтогенезе, проходя 2 скачка: от 3,5 до 4 лет и от 7 до 8 лет. По факту созревают до 21 года.
Функциями 3 блока явлются:
- формирование и обеспечение планов, программ действий и психической деятельности.

- контроль и сличение ошибок за указанными действиями.

 

Любая высшая психическая деятельность обеспечивается всеми блоками, что выглядит следующим образом:

- потребность/ мотив (1 блок в большей степени)
- формирование программы психической деятельности, формирование образа результата (3блок)
- осуществление программы с помощью операций (2 блок)

- сличение полученных результатов с образом результата. Деятельность завершается, в случае несовпадения программа формулируется заново (это 3 блок). Эмоциональное подкрепление обеспечивает, при этом, 1 блок.

6. Понятие нейропсихологического симптома, синдрома, фактора, первичных и вторичных нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга.
а также  8. Фактор, как структурно-функциональная единица работы мозга. Три уровня анализа нейропсихологических факторов: морфологический, физиологический и психологический. Типы факторов;


Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, которая характеризуется определенным принципом деятельности, патологическое изменение которого лежит в основе формирования нейропсихологического синдрома.
Нейропсихологический симптом – проявление недостаточности той или иной психической функции. Принято различать первичные и вторичные НПС симптомы.
Первичные связаны с поражением определенной области ГМ.
Вторичные – есть следствие первичных, возникающее по причине системного строения психических функций.
Нейропсихологический синдром – сочетанное комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определённых зон мозга и обусловленное выпадением из нормальной работы того или иного фактора/ комплекс нарушений НПС симптомов.

В качестве основных НПС факторов выделяют следующие:
1.) модально-специфические факторы – связанные с работой корковых отделов различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Морфологическим субстратом здесь являются вторичные поля коры, входящие в ядерные зоны корковых анализаторов и проявляются в виде нарушений гнозиса, праксиса, нарушений разных видов памяти, относящейся к той или иной модальности.

2.) модально-неспецифические факторы – связаны с работой неспеецифических структур мозга. Нарушение этих факторов приводит к патологическим изменения психического тонуса, общим нарушениям мотивации, внимания, памяти, не зависящим от модальности.
3.) факторы ассоциативных (третичных) зон областей коры – отражают процессы взимодействия и интегративной работы разных анализаторных систем. Выделяют два основных компекса третичных полей: префронтальный и ТРО.

4.) полушарные факторы – связаны с работой всего левого или правого полушария. Данные факторы характеризуют общую стратегию переработки и информации, присущую каждому полушарию. То есть, выделяют абстрактные (вербально-логические) и конкретные (наглядно-образные) способы переработки информации, произвольный и непроизвольный способы регуляции психической деятельности, осознанность и неосознанность психических процессов, сукцессивный и симультанный способы обработки информации.
5.) факторы межполушарного взаимодействия – обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушария, связаны со структурой работы мозолистого тела и других срединных комиссур.

6.) факторы, связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур ГМ – речь о поражении таких структур, как: стриопаллидум, миндалина, гиппокамп, таламус и др. – при которых возникают нарушения речевых, мнестических и гностических функций.

7.) общемозговые факторы – связаны с действием таких процессов, как кровообращение, ликворообращение, гуморальные и биохимические процессы. Нарушение данных факторов приводит к изменению общего функционального состояния мозга, отражаясь на протекании всех видов психической деятельности. Общемозговая нейропсихологическая симптоматика характеризуется нарушениями преимущественно динамических аспектов психических функций в виде колебаний уровня работоспособности и др.


В луриевской нейропсихологии можно выделить 3 уровня анализа нейропсихологических факторов:
- морфологический – указание на те мозговые образования (субстраты), поражение которых вызывает определенных нейропсихологический синдром.
- физиологический – он же функциональный – указание на те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых образованиях и объединяются в единую функциональную систему, ответственную за психическую функцию и её нарушения.

- психологический – указание на ту роль, которую играет данный фактор в осуществлении различных психических функций.

7. Системный характер синдромного (факторного) анализа нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга. Основные положения синдромного анализа.

Синдромный факторный анализ – основной нейропсихологический метод, применяемый с целью топической диагностики очага у больных с поражениями ГМ.
Ну, основа синдрома – это нарушение нейропсихол. фактора. Поэтому и название такое (факторный). Также, синдромный анализ – это анализ первичных дефектов и вторичных (последующих - системных) последствий. И поэтому он «системный».
Методики СА относятся к произвольному, осознанному, подконтрольному уровню ВПФ и в меньшей степени – к непроизвольным автоматизрованным, неосознаваемым психическим функциям. Они направлены на изучение познавательных психических процессов, произвольных движений и действий и эмоционально-личностных характеристик больного.
При диагностике (соотв-но применении СА) производится соотнесение функции с нормой -> «нормой функции» - показатели реализации функции (в психологических единицах

продуктивности, объема, скорости и т.д.), являющиеся средними значениями для данной

выборки. Существуют варианты «нормы функции», связанные с полом, возрастом, типом

межполушарной организации мозга и др.

Результаты нейропсихологической диагностики нарушений ВПФ позволяют

сформулировать:

- топический диагноз - указание на локализацию очага поражения ГМ или его вероятное расположение.

и

- функциональный диагноз – описывает структуру и степень расстройств ВПФ в их иерархии, с указанием нарушенных и сохранных нейропсихологических факторов, сильных и слабы составляющих в психической деятельности больного.


сама НПС диагностика включает в себя следующее:
• Сбор анкетных данных больного

• Стандартизированную беседу

• Оценку психического статуса больного

• Анализ нейродинамических показателей

• Анализ произвольной регуляции деятельности

• Оценку латеральной организации моторных и сенсорных функций

• Анализ непроизвольного и произвольного внимания

• Исследование гнозиса (зрительного, зрительно-пространственного, тактильного,

соматогнозиса, слухового)

• Исследование праксиса

• Исследование речевых функций

• Исследование мнестических функций

• Исследование системы счета

• Исследование интеллектуальной деятельности

• Исследование особенностей эмоциональной сферы

10. Нарушение схемы тела (соматогнозии) и тактильные агнозии (клинические проявления и нейропсихологическая диагностика).


Соматогнозия и тактильные агнозии это теменные синдромы (постцентральные отделы). Выделяют их два:
верхнетеменной и нижнетеменной -  1, 2, 3, 39 и 40 поля.

Нижнетеменной –выражается в нарушении сложных формах тактильного гнозиса – астереогноз и тактильной предметной агнозии.
При астереогнозе – человек правильно воспринимает предмет зрительно, но не узнает его при ощупывании закрытыми глазами. При этом, происходит правильная оценка отдельных (выделяющих) признаков предмета, но он не может опознать его в целом. Можно выделить 2 формы астереогноза:
- форма, при которой больной воспринимает разные признаки предмета, но не может их синтезировать в единое целое.
- форма, при которой нарушено опознание и этих признаков (более худшая форма нарушения).

Пальцевая агнозия/ синдром Герштмана – поражение левого полушария, при котором нарушается возможность определения пальцев руки контрлатеральной очагу поражения, как и их узнавание закрытыми глазами.
Еще в нижнетеменные синдромы входит тактильная алексия, но как я понял, она встречается и при верхнетеменных поражения, о них смотри ниже.
Дисфункция тактильной сферы может встречаться и при расстройствах шизофренического спектра, а также при шизотипическом расстройстве - близкую симптоматику
Тактильная агнозия текстуры объекта – нарушение опознания материала из которого произведен предмет (шероховатость, гладкость, мягкость, твердость и т.п.) возникает при поражении первичных зон кожно-кинестетического анализатора (это поля 5 и 7) и островковой доли (она затрагивает и теменную и височную долю).

Соматогнозия или аутотопогнозия – расстройство схемы тела = узнавания его частей, расположения по отношения друг к другу. Возникает при поражении верхней теменной области коры правого полушария в большей степени, чем левого. Левостороннее поражение (у правшей) вызывает тактильную алексию (Дермоалексия) – невозможность узнавания цифр и букв, рисуемых на коже. Соответственно, это зоны – 30 и 40.

Вместе с соматогнозией нередко возникают:
- ложные соматические образы, в виде ощущения чужой руки, увеличения/ уменьшения частей тела, удвоения/ утроения и тд. конечностей = соматопарагнозия или псевдополимиелия.
- нарушение ориентации в одной (чаще левой -> правое полушарие) половине тела – гемисоматоагнозия. Соотв-но, вторично возникает «апраксия одевания» или синдром Брейна (чаще всё же- правое полушарие).
- Аутотопагнозия может распространятся и на лицо.

- Анозогнозия – игнорирование имеющихся расстройств (в случае поражения правой теменной доли).

- нарушение восприятия «право-лево» - при поражении доминантного(!) полушария.


 Диагностика:
- волоски Фрея (исследование поверхностной чувствительности).
- укалывание острыми и тупыми предметами (проба на стереогноз).
- проба на исследование увеличенной пространственной чувствительности (различение двух воздействующих стимула – два укола, к примеру).

- определение фигур, цифр, написанных на коже.

- исследование мышечно-суставной чувствительности (придание конечностям определенного положения).

- определение предмета, помещенного в ладонь или непосредственно при ощупывании.

 






























































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: