Гностические нарушения речевого и неречевого слуха

 

Слуховая система обеспечивает речь. В основе – работа слухового анализатора, который способен к распознаванию не только речевых, но и неречевых звуков (ритмических, интонационных и т.д.).
Периферический конец слухового анализатора начинается в кортиевом органе, располложенном в улитке внутреннего уха. Отдельные участик его возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания. Возбуждения идут по слуховому пути, который частично перекрещивается во медиальном лемниске, а затем – прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных зонах височной коры, расположенной в извилине Гешля.
Корковый конец слухового анализатор – модально специфичен, выполняет функцию приёма и анализа слуховой информации, т.е. обеспечивает: остроту слуха и восприятие тон-шкалы (определенных частот).
Вторичные зоны расположены в наружных отделах височной доли, сохраняют модальную специфичность и обеспечивают синтез слуховых раздражений в целостный слуховой образ.
Двустороннее поражение первичного 41 поля встречается редко, а одностороннее не приводит к центральной глухоте на соответствующее ухо. Ядерные зоны это 41, 42, 22 поля. Во время раздражения первичной слуховой коры больной слышит простые звуки (высокой/ низкой частоты), но не слова. При этом наблюдается невозможность восприятия коротких звуков (меньше 4 мс), что касается как левого, так и правого полушарий.
Нарушения во вторичной коре сопровождаются неспособностью определения значения различных бытовых звуков и шумов = слуховая или акустическая агнозия.

- Речевая – нарушение способности опознания смыслоразличительных звуков речи – фонем (умение различать фонемы = фонематический слух). Ф. слух формируется у рёбенка в процессе освоения речи.

В качестве примеров фонем

русского языка можно указать:

 гласные звуки и их ударность,

 согласные звуки, которые различаются по звонкости-глухости, твердости-мягкости

(д-т, б-п, з-с),

 согласные, различающиеся по нескольким фонематическим признакам и другие.
Локализация: височная конвекситальная кора левого полушария.
Таковая, может приводить к «сенсорной афазии», она же «афазия Вернике».
Пробы – на различение фонем (звуков, слогов, слов, фраз).

- Неречевая – проявляется в нескольких вариантах:
> нарушение восприятия знакомых бытовых шумов (скрип двери, шум шагов и т.д.) – правое п.

> нарушение восприятия музыкальных звуков, их узнавания = амузия. Для человека, при этом композиция может сопровождаться неприятными ощущениями (воспринимается как шум) – преимущественно правое полушарие.
> нарушение восприятия интонационной стороны речи – правое полушарие.

> нарушение восприятия ритмики – поражение как левого, так и правого полушария.
 Пробы: Пробы на понимание речи, основанное на различении фонем (в частности, звуков, слогов, слов, фраз)// пробы на узнавание шумов, популярных мелодий, оценка и воспроизведение ритма (на слухомоторную координацию).

 

Но и это еще не всё:

Акустико – мнестическая афазия – снижение слухоречевой ПАМЯТИ.
Встречается при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария, ВНЕ ЯДЕРНОЙ ЗОНЫ (поля 21,37).  
Больной при этом неспособен удержать серию звуков, слов, слогов больше чем 1-2 минуты. Логично, что зрительно-представленные символы запоминаются лучше, чем слуховые. В основе такого нарушения лежит повышенное взаимное торможение слуховых следов, что приводит к сужению объема сукцессивного звукового восприятия. 

 

14. Сенсорная афазия
- или Афазия Вернике;
- локализация: задняя треть верхней височной извилины, поля 41, 42, 22 (ядерные зоны слухового анализатора) – имеют тесные связи с премоторными полями 44, 46,10.
- основной дефект – нарушение фонематического слуха, различение звуков, нарушение понимания речи, отчуждения смысла слов (т.е. страдает как таковая – импрессивная речь).
> проявляется в:

-Трудности дифференциации фонем (оппозиционных и дизъюнктивных), но в первую очередь оппозиционных!

-Трудности самостоятельного правильного произнесения фонем

-Множество литеральных парафазий в самой речи – замена одного звука или буквы другим.

-Речь по типу «словесного салата» с относительной сохранностью в произнесении упроченных стереотипов

-Нарушение экспрессивной речи (вторичные – слышу плохо – говорю тоже плохо, потому что не различаю звуки – нет возможности правильно говорить!).

-Нарушение повтора слов и называния предметов (вследствие акустического дефекта)

-В грубых случаях трудности понимания обращённой речи не зависят от сенсибилизации условий

-Есть вторичные дефекты навыков чтения и письма вследствие нарушений операций -звукового анализа и синтеза (парадигматические нарушения).

- Нарушение воспроизведения ритмов и ритмических структур.

-Трудности операций устного счёта.

-Нарушения функций памяти и внимания по модально-специфическому типу.

-Сохранны: слуховой, зрительный, зрительно-пространственный, кинестетический и тактильный анализаторы. Сохранно восприятие интонационно-мелодической стороны высказывания (общий контекст высказывания доступен для понимания).



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: