Нарушения психических функций в детском возрасте. Синдромы несформированности и дефицитарности психических функцйи у детей

По В.В. Лебединскому:
1. Общее психическое недоразвитие – общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга – генетических, внутриутробных, родовых, ранних, постнатальных (например, при олигофрении).

2. Задержанное психическое развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Может быть следствием патогенных воздействий на нервную систему ребёнка различной этиологии (хронические заболевания, гипоксии, травмы ГМ) до 3хлетнего возраста. Задержки психического развития (ЗПР), а затем и задержки речевого развития (ЗРР) и задержки психоречевого развития (ЗПРР) могут являться причинами школьной неуспеваемости и могут давать клиническую картинку, сходную с умственной отсталостью.

3.Поврежденное психическое развитие – следствие патогенного воздействия на нервную систему в период её относительной сформированности (травмы, интоксикации, наследственные дегенеративные заболевания). Отличается парциальностью расстройств (к прим. афазия, органическая деменция).

4.Дефицитарное психическое развитие – особенность развития, связанная с недостаточностью одной (или нескольких) систем организма: заболевания сердца, дыхательной системы, эндокринные заболевания, ДЦП. Изначально, здоровая нервная система развивается в условиях дефицита стимулов либо не имеет возможности давать адекватную реакцию на стимул (так формируются задержку по моторному и сенсорному типу).
Первичный дефект ведёт к недоразвитию связанных с ним психических функций.

5. Искаженное психическое развитие – сочетание элементов общего психического недоразвития с элементами задержанного, ускоренного и поврежденного развития отдельных функций. Подобный тип нарушений наблюдается при раннем детском аутизме (РДА), расстройствах аутистического спектра (РАС).

6. Дисгармоничное психическое развитие – сходно с искаженным развитием, но на первый план выходит не текущий болезненный процесс, как при РДА, где развитие проходит под давлением заболевания, а врожденная либо приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере (психопатии, которые в т.ч. проявляются в юношеском и зрелом возрасте). К этому типу развития приводит сочетание биологических (наследственных, органических) и социальных факторов, которые могут оказать влияние на развитие психики на протяжении всей жизни.

Ю.В.Микадзе выделяет:

1. Нормальное развитие – отсуствие неблагоприятных изменений в созревании организма, НС ребёнка, наличие благоприятной ситуации развития. Такой вариант предполагает соответствие психического развития ребёнка соответствующим возрастным показателям.
2. Отклоняющееся – которое отлично от нормальной формы, но не достигающее патологической формы. Предполагает наличие неблагоприятных биологических или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.
К таковым может относится микротравмы мозга в перинатальный период, во время родовой деятельности.
Средовые факторы могут не приводить к повреждениям НС, но повлиять на темпы её созревания.
3. Патологическое развитие – наличие неблагоприятных, мало компенсируемых биологических средовых факторов, действие которых приводит к тем или иным расстройствам психической сферы и поведения.
Таковые, они мало поддаются коррекции. Включают в себя органические и врожденные нарушения работы различных мозговых структур и мозга в целом: наследственные, инфекционные, опухолевые, ушибы, ЧМТ и т.д.

Повреждение ГМ у ребёнка приводит к недоразвитию ВПФ, у взрослого – к нарушению иерархически более низких, элементарных уровней ПФ.
Нарушения у ребёнка - есть невозможность формирования образований, связанных с очередным этапом возрастного развития (остановка развития), либо к формированию пат. Новообразований, не соответствующих нормальному развитию (аномальное развитие).


Структура ВПФ у взрослого же СФОРМИРОВАНА. Повреждение ГМ приводит к нарушению только отдельных её составляющих. К примеру: нарушение зрит.- пространственного восприятия у ребёнка влечёт несформированность пространственных представлений, зрительно-пространственного праксиса (копирование, конструирование), что, в свою очередь, ведёт к несформированности наглядно-образного мышления, нарушения чтения, счёта, письма.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: