Программа духовно-нравственного развития
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры.
|
|
1 класс- IV классы:
1. формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
2. формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
3. формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
4. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры
1 класс- 4 классы
1. воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
2. формирование чувства причастности к коллективным делам;
3. развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
4. укрепление доверия к другим людям;
5. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры
Класс- 4 классы
1. формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
2. формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
Основные направления духовно-нравственного развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Общие задачи духовно-нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
|
|
Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне.
Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.
3. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип системно-деятельностной организации воспитания. Он предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственноеразвитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Содержание различных видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интегрирует в себя и предполагает формирование заложенных в программе духовно-нравственного развития общественных идеалов и ценностей.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека
I класс-IV классы
1. любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;
2. элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
3. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
4. уважение к защитникам Родины;
5. положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
6. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
7. умение отвечать за свои поступки;
8. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
9. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
1 класс-IV классы
1. различение хороших и плохих поступков; способность признаться в проступке и проанализировать его;
2. представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;
3. представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
4. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
5. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
6. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
7. представления о недопустимости плохих поступков;
8. знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).