· с короткозамкнутым ротором
Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором является самым распространенным из электрических двигателей, применяемых в промышленности. Рассмотрим его устройство. На неподвижной части двигателя – статоре – размещается трехфазная обмотка, питаемая трехфазным током. Начала трех фаз этой обмотки выводятся на общий щиток, укрепленный снаружи на корпусе электродвигателя.
Собранный сердечник статора укрепляют в чугунном корпусе двигателя. Вращающуюся часть двигателя – ротор – собирают также из отдельных листов стали. В пазы ротора закладывают медные стержни, которые с двух сторон припаивают к медным кольцам.
Таким образом, все стержни оказываются замкнутыми с двух сторон накоротко. Если представить себе отдельно обмотку такого ротора, то она по внешнему виду будет напоминать «беличье колесо». Вал вращается в подшипниках, закрепленных в подшипниковых щитах. Щиты при помощи болтов крепятся к корпусу двигателя. На один конец вала ротора насаживается шкив для передачи вращения рабочим машинам или станкам.
|
|
1 - обмотки статора,2 — ротор с короткозамкнутыми стержнями
Практика применения показала главные свойства этого вида электродвигателей:
· низкая рыночная стоимость,
· надежность эксплуатации,
· сравнительно высокие показатели КПД;
· эффективность работы,
· низкие требования в обслуживании.
Из недостатков:
- высокие пусковые токи(пусковой ток в 5-7 раз превышает номинальный ток)
- чувствительность к перепадам напряжения
- низкие коэффициенты скольжений
- необходимость применения устройств, таких как преобразователи частоты, пусковые реостаты и др, для улучшения его характеристик
- нуждается в дополнительных коммутационных управляющих устройствах, в случаях, когда возникает необходимость регулировать скорость
· с фазным ротором
Асинхронный двигатель с фазным ротором имеет обычный для асинхронных
двигателей статор с трехфазной сетевой обмоткой, но на поверхности ротора также находится трехфазная обмотка. Три фазные обмотки ротора соединяются на самом роторе звездой, а свободные концы — с тремя изолированными друг от друга контактными кольцами, укрепленными на валу машины и изолированными от него.
Поэтому асинхронный двигатель с фазным ротором называют также асинхронным двигателем с контактными кольцами.
Контактные кольца соприкасаются с щетками, установленными в неподвижных щеткодержателях. Через кольца и щетки обмотка ротора замыкается на пусковой трехфазный реостат, который изменяет активное сопротивление обмотки ротора в момент пуска. Обмотка статора такого двигателявключается непосредственно в трехфазную сеть (рис 8).
|
|
Эта система используется либо для пуска (для уменьшения пускового тока при одновременном сохранении вращающего момента), либо для
регулирования скорости вращения ротора двигателя. После разгона ротора пусковой реостат выключается и обмотка закорачивается с помощью специального центробежного автоматического замыкателя. Для уменьшения потерь на трение в некоторых двигателях с фазным ротором имеются приспособления для отвода щеток от контактных колец после их замыкания.
Преимущества:
+ Пусковой ток двигателя с фазным ротором превышает номинальный всего в 1,5-2 раза.
+ обладают лучшими пусковыми и регулировочными свойствами по сравнению с короткозамкнутым ротором
Недостатками асинхронных моторов с фазным вращением:
· потребность частого обслуживания,
· значительный расход меди,
· сложность конструкции для ремонта.