Эстетическое воспитание

У слепоглухонемого все восприятие мира переориентировано на осязание и отчасти обоняние.

Слепоглухонемому доступен мир человеческих переживаний, их внешнее проявление во взаимоотношении с ним окружающих людей. Слепоглухонемой может осязательно воспринимать свежую траву, листья деревьев и цветы. Обоняние помогает этому восприятию, его эмоциональной окраске. Запахи, сопутствующие различным природным явлениям, часто приходят на помощь слепоглухонемому. Пахнет свежий белый снег, сочная зеленая трава, пахнет серая пыль, пахнут каждый по-своему красный помидор, свежий зеленый огурец и спелая желтая дыня. Хорошо, что природа проявляет себя не только цветом, восприятие которого недоступно слепоглухонемому, но и пестрой палитрой запахов, форм, структур. Надо только изощрить сохранные органы чувств, и можно будет улавливать, распознавать множество различных оттенков.

С помощью осязания слепоглухонемые могут воспринимать скульптуру, тонко улавливать настроение, запечатленное автором в мимике, позах скульптурных произведений.

Слепоглухонемого ребенка обучают восприятию скульптуры, предварительно научив его осязать и воспринимать объекты живой природы. Обучение начинается с регулярных уроков лепки, на которых воспитанников учат воссоздавать образы предметов и объектов природы, животных, людей, воспринятых с натуры. Уроки лепки позволяют не только формировать у слепоглухонемых навыки работы с пластилином, знакомить с ваянием, но и проводить коррекционную работу по представлениям об окружающем мире, выявлять степень адекватности имеющихся у них понятий о реальной действительности.

В области ваяния слепоглухонемые могут достигать больших успехов. Произведения скульптуры должны быть повседневно доступны для слепоглухонемых учащихся. Поэтому в интерьере школы обязательно должна быть скульптура. Желательно, чтобы это были скульптурные группы, отражающие различную деятельность и взаимоотношения людей. Огромное воспитательное значение имеют экскурсии в музеи, где представлена скульптура.

Широкие возможности для проникновения в мир прекрасного предоставляет слепоглухонемому художественная литература.

Когда мы говорим о музыке, то предполагаем царство звуков, их гармонию и совсем забываем, что музыка — это и вибрация воздуха, возникающая при звучании инструмента, вибрация самого инструмента, пола, на котором он стоит

Эстетика человеческих телодвижений также доступна слепоглухонемым. Под музыку слепоглухонемой может танцевать: вибрация пола от игры на фортепиано или рояле хорошо воспринимается подошвами ног, а вместе с вибрацией передается ритм и темп музыки.

Ходят слепоглухонемые и в театр. Правда, прежде они знакомятся с содержанием постановки по книге. В театр их сопровождает переводчик, из пересказа и импровизации которого они узнают о содержании отдельных действий и актов..

Одним из средств эстетического воспитания могут быть театрализованные игры-импровизации с малой группой воспитанников. Здесь проигрываются эстетически оформленные актуальные моменты их коллективной жизни. Особенно важно, что такие игры-импровизации включают в себя пантомимические средства, воспринимающиеся детьми как выражение чувств, мыслей, утверждение коллективных ценностей и актуальныхпроблем.

Из сказанного ясно, что область прекрасного многоаспектна для слепоглухонемых детей. Искусство формирует эмоциональный строй души, придает трудовому воспитанию творческую одухотворенность. Начала эстетического воспитания коренятся в общении слепоглухонемого ребенка с природой благодаря целостной, гармоничной связи ребенка со всем окружающим его в природе, в сопереживании всему растущему и живущему, без чего не могут формироваться чувства бескорыстия, доверчивости в общении с окружающими людьми.

Отсутствие эстетических переживаний — причина душевной черствости, лени, общей апатии. Начало формы

Конец формы

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — непременное условие их гармонического развития. Вместе с тем это одна из сложнейших проблем тифлосурдопедагогики.

Известно, что двигательная активность тотально слепоглухонемых учащихся в среднем в 4,7 раза ниже, чем двигательная активность учащихся массовых школ. Двигательная инертность слепоглухонемых связана с боязнью самостоятельного передвижения, невозможностью принимать участие в популярных среди обычных сверстников подвижных играх.

Физическое воспитание слепоглухонемых начинается в дошкольный период с преодоления боязни передвижения, с развития самостоятельной ориентировки и формирования двигательных навыков. Воспитатель ориентирует детей в комнате, где они живут, в классе, в котором учатся, в здании и во дворе школы; добивается, чтобы они самостоятельно находили дорогу.

Уже в подготовительной группе слепоглухонемые воспитанники включаются в ежедневную коллективную утреннюю зарядку, а в период занятий активно участвуют в физкультпаузах. В начальных классах проводятся регулярные уроки физкультуры, куда включаются элементы лечебной гимнастики.

На занятиях инструктор по физкультуре добивается четкого, согласованного выполнения движений всеми участниками. Для этого к каждому тотально слепоглухонемому учащемуся прикрепляется слабовидящий глухонемой, который посредством телесного контакта предоставляет тотально слепоглухонемому возможность подражать своим движениям. Началом и концом каждого упражнения может служить команда инструктора, подаваемая с помощью удара палкой по вибрирующему полу.

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — не только средство улучшения их соматического состояния, укрепления мышечной системы, но и средство компенсации и коррекции множественного дефекта.

Для регулярных уроков физкультуры составляется специальная программа, учитывающая не только физические особенности слепоглухонемых, медицинские рекомендации, но и уровень языкового развития учащихся, с тем чтобы им можно было объяснить характер и назначение каждого упражнения, довести до сознания его пользу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: