Цель: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на однозначное; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Работа по учебнику № 1 (с. 91).
(Устное выполнение.)
Примерные рассуждения учащихся
1) 170 • 3 + 170 = 170 • 4. Число 170 повторяется 3 раза, прибавили еще 170. Всего число 170 повторяется 4 раза. Выражение 170-4 показывает, что число 170 повторяется 4 раза. Следовательно, выражения равны. И т. д.
2) Чтобы разделить сумму (разность) на число, нужно разделить на это число каждое слагаемое (уменьшаемое и вычитаемое), а результаты сложить (вычесть).
№2 (с. 91).
(Коллективное выполнение по цепочке.)
— Какие правила вы вспомнили? (Если число умножить или разделить на I, получится то же самое число. При делении или умножении нуля на другое число получается ноль.)
|
|
№6 (с. 91).
(Коллективное выполнение по цепочке.)
№ 12 (с. 92).
— Прочитайте задачу.
— Что известно в задаче? (Количество игрушек и общая стоимость игрушек.)
— Объясните, что обозначают данные выражения, и найдите их значения. (3 + 4=7— количество купленных игрушек; 56: (3 + 4) = 8 — цена игрушек; 56: (3 + 4) • 3 = 24 — стоимость игрушек Насти; 56: (3 + 4) • 4 = 32 — стоимость игрушек Димы.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику №3,4, 9 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Проверка, самооценка.)
IV. Физкультминутка
Медвежонок не боится Волка, кабана, лисицы.
Мишка по лесу идет:
«Где здесь пчелы, где здесь мед?»
{Шаги на месте.)
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик {Потягивания — руки вверх.)
W вокруг запели птицы.
(Потягивания — руки в стороны.)
Прочь, усталость, лень и скука!
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука!
Будем мышцы разминать.
(Руки к пленам, вращения вперед и назад.)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» - на все на свете.
(Вращения головой вправо и влево.)
А теперь мы приседаем И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз, два, три, четыре, пять.
( Приседания .)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем!
(Шаги на месте.)
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику №17 (с. 92).
— Прочитайте задачу.
— Что выше — прыжок спортсмена или его рост? (Прыжок спортсмена.)
— Назовите рост спортсмена. (186 см = 1 м 86 см.)
|
|
№18 (с. 92).
— Прочитайте задачу.
— Сколько дней в неделе? (7.)
— Заполните таблицу и решите задачу самостоятельно. (Проверка по образцу на доске.)
Производительность | Время | Работа |
? (одинаковая) | 3 дн. | 705 т |
7 дн. | ? |
Решение: 705: 3 • 7 = 1645 (т).
Ответ: за неделю было выпечено 1645 т хлеба.
№ 19 (с. 92).
(Учащиеся заполняют таблицу и решают задачу. Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Расход бензина за 1 ч | Время | Общий расход бензина |
? —1 | Зч | 27 л |
?, на 1 л < | ? | 96 л |
Решение
1) 27: 3 = 9 (л) — первоначальный расход бензина за 1 ч;
2) 9 — 1 = 8 (л) — уменьшенный расход бензина за 1 ч;
3) 96:8=12(4).
Ответ: 96 л бензина хватит на 12 ч езды.
VI. Рефлексия
Работа по учебнику №13 (с. 92).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.) Решение
6 + 5 — тетрадей купил мальчик; d: (6 + 5) - цена;
d: (6 + 5) • 6 — заплатил за тетради в клетку.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 16 (с. 43-45).)
VII. Подведение итогов урока
— Какие темы мы повторили сегодня на уроке?
— Что у вас получается лучше всего?
— Над какими темами нужно еще поработать?
Домашнее задание
Учебник: № 8 (с. 91), 14 (с. 92).
Урок 63. Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число»
Цель: проверить знания, умения и навыки по итогам первого полугодия.
Планируемые результаты: учащиеся научатся работать само- (тятельно; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, юлать умозаключения; контролировать свою работу и ее результат.
Ход урока I Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольная работа
(См.: учебник, с. 96—99.)
Ответы к тесту
|
III. Подведение итогов урока
— Какие задания вызвали у вас затруднения?
Урок 6 4. Анализ контрольной работы. Закрепление изученного
Цели: развивать умения классифицировать свои ошибки, выполнять работу над ошибками; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины допущенных ошибок; выполнять работу над ошибками; выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
(Учащиеся анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, и заполняют таблицу.)
Тема | Количество ошибок |
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз | |
Письменное умножение | |
Письменное деление | |
Величины | |
Решение задач | |
Умножение и деление на 10, 100, 1000 |
(Далее разбор типичных ошибок, индивидуальная работа над ошибками.)
III. Физкультминутка
Потянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Раз, два, три, четыре, пять — топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять - хлопаем руками.
IV. Работа по теме урока
Индивидуальная работа по учебнику
(Учащиеся выбирают задания в зависимости от того, какие ошибки допустили в контрольной работе.)
Письменные приемы вычислений № 10 (с. 91), 31 (с. 93).
Величины
№ 36 (с. 94), 49 (с. 95).
Решение задач
№ 34, 38 (с. 94), 46 (с. 95).
(Тем, кто не допустил ошибок в контрольной работе, можно предложить выполнить следующие задания: № 24—26 (с. 93), 34, 35 (с. 94), 44, 45, 49 (с. 95).)
|
|
V. Рефлексия
(Коллективная работа по вопросам для повторения (учебник, с. 95).)
VI. Подведение итогов урока
— Какие ошибки вы допустили в контрольной работе?
— Какие умения нужно отрабатывать, чтобы впредь не допускать таких ошибок?
Домашнее задание
Индивидуальные задания на карточках.