Принося домой датский бекон

В Дании фирмы, которые рискуют потерять 30% или более своей рабочей силы, увидят, что правительство выплачивает 75% заработной платы сотрудникам, которые в противном случае были бы уволены, до июня. Правительство Норвегии увеличило пособия по безработице, гарантируя увольняемым работникам эквивалент их полной заработной платы в течение первых 20 дней. Фрилансеры, чья работа исчезает более чем на две недели, получат выплаты, эквивалентные 80% от их предыдущего среднего дохода. В Швеции государство будет покрывать половину доходов работников, которые были уволены, а работодатели просят покрыть большую часть остального.

До сих пор Америка принимала более скромные законы. Федеральное финансирование программы Medicaid, которая предоставляет медицинскую помощь бедным, вероятно, увеличит расходы примерно на $ 30 млрд, если она останется в силе до конца декабря, считает консалтинговая компания Oxford Economics. У Америки также есть новая политика оплачиваемого отпуска по болезни для некоторых работников 3Om, включая 1Om, которые являются самозанятыми, стоимостью чуть более 100 миллиардов долларов. Но в этом отношении Америка просто догоняет другие богатые страны, которые имеют гораздо более щедрую политику отпусков по болезни. У Америки также меньше автоматических экономических стабилизаторов, таких как щедрое страхование от безработицы, чем у большинства других богатых стран. В результате его дискреционный фискальный импульс должен быть особенно большим, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Может быть, и так. План администрации Трампа направить деньги непосредственно в домохозяйства, если он будет одобрен Конгрессом, является наиболее важной политикой. Это несколько напоминает схему, которая была введена в феврале в Гонконге, когда правительство предложило 10 000 гонконгских долларов (1 290 долларов) непосредственно каждому постоянному жителю. Считается, что г-н Мнучин выступает за чек в размере 1000 долларов на каждого американца-примерно равный средней зарплате за одну неделю для работника частного сектора с возможностью получения второго чека позже. Прямые платежи на сумму около 500 миллиардов долларов вскоре могут появиться в Почте.

 

Некоторые экономисты с недоверием относятся к такой политике. С одной стороны, в отличие от планов в Северной Европе, это мало что могло бы сделать, чтобы помешать работодателям отпускать людей. Еще одной потенциальной проблемой, судя по опыту Гонконга, является администрирование плана: министр финансов территории надеется произвести первые платежи "в конце лета", слишком далеко для людей, потерявших работу на прошлой неделе. Господин Мнучин обещает, что выплаты произойдут гораздо раньше.

 

 

Клетчатый в прошлом

Америка уже делала нечто подобное раньше, и результаты были не совсем обнадеживающими. Правительство разослало чеки как в 2001, так и в 2008 годах, чтобы предотвратить замедление темпов роста. Факты говорят о том, что люди сохранили большой кусок этого материала. Психологическое успокоение в виде небольшого количества лишних денег может быть значительным для многих американцев, но суммы, связанные с этим, не особенно впечатляют. Берни Сандерс, кандидат в президенты от Демократической партии, не известен своей умной экономической политикой, но его предложение о размере 2000 долларов на семью в месяц, пока кризис не закончится, вероятно, ближе к тому, что требуется.

Действительно, во всем мире потребуются дополнительные финансовые стимулы, особенно если меры по сдерживанию распространения вируса окажутся недостаточными. После того, как японское правительство примет бюджет на следующий финансовый год в конце этого месяца, оно может начать дополнительный бюджет, который полностью учитывает вирус. Британский парламент дал Риши Сунаку, канцлеру казначейства, карт-бланш на предоставление любой поддержки, которую он сочтет необходимой, без ограничений.

Насколько дальше может реально продвинуться Фискальная политика? В прошлом году 35 с лишним богатых стран, отслеживаемых МВФ, имели совокупный бюджетный дефицит в размере $1,5 трлн (2,9% ВВП). Исходя из вполне реалистичного предположения о том, что средний дефицит вырос на пять процентных пунктов ВВП, общий объем заимствований богатых стран в этом году превысит 4 трлн долл. Инвесторы должны быть готовы финансировать эти расходы. Доходность по десятилетним казначейским облигациям, которая упала до 0,5%, поскольку страхи перед вирусом захватили власть и трейдеры искали убежища, недавно поднялась выше 1%. Это, вероятно, связано с тем, что фирмы и инвесторы продают даже свои самые безопасные активы, чтобы привлечь наличные деньги, но может отражать некоторую тревогу по поводу масштабов планируемых государственных заимствований.

Тем не менее, 1% - это все еще крайне низкий показатель по историческим меркам. По целому ряду причин, включая старение населения, существует-по крайней мере в обычное время-беспрецедентный спрос на низкорисковые государственные ценные бумаги. Банк Японии пообещал купить столько облигаций, сколько потребуется, чтобы удержать доходность по десятилетним облигациям своего правительства вблизи нуля. Инвесторы по-прежнему испытывают тошноту по поводу облигаций некоторых богатых стран, особенно медленно растущих европейских государств. Последнее вмешательство ЕЦБ в экономику стран-членов еврозоны было воспринято с подозрением, поскольку рынки, такие как Италия, стали брать кредиты дешевле-хотя это и не полностью развеяло сомнения относительно готовности еврозоны действовать, чтобы предотвратить кризис.

Вопрос о финансировании расходования средств может быть больше связан с практическими соображениями, чем с практической осуществимостью. Американское Казначейство не может выпустить триллионы долларов новых облигаций в одночасье. Однако он может выпускать банкноты и облигации в Федеральный резерв, который затем может кредитовать счет казначейства, позволяя немедленно тратить огромные суммы, указывает Ян Шепердсон из компании Pantheon Macroeconomics, консультанта. Затем облигации могут быть проданы инвесторам на более поздний срок. Этот подход сводится к печатанию денег, но с небольшим риском безудержной инфляции в эти стесненные времена.

Экономический удар от covid-19 будет достаточно тяжелым для богатых стран, как в человеческом, так и в экономическом плане. Но они находятся в относительно удачном положении, с сильными системами здравоохранения и инвесторами, которые пока еще готовы давать им кредиты на дешевых условиях. Более бедные страны, где угроза, исходящая от вируса, также быстро растет, имеют меньше возможностей для заимствования и рынки труда с более высокой долей неформальных работников, которые не имеют права на многие виды защиты. Богатый мир переживает трудные времена, но преодолеет кризис. Перспективы более бедных мест гораздо менее определенны.

Копать глубже:

Для получения нашего последнего репортажа о пандемии covid-19 зарегистрируйтесь в журнале The Economist Today, нашем ежедневном информационном бюллетене, или посетите наш центр коронавируса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: