КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения специалистов Протокол от «30» августа 2018 г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ______________М.И. Иванова приказ от «___»______201_ г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционным курсам
«Сенсорное развитие»
Класс: 10
Объём: 68 занятий
Педагог – психолог Ямщикова Т.А.
г. Нефтеюганск-2018
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 2 |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | 2 |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 3 |
1.3 | Создание образовательной среды | 8 |
2 | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Содержание коррекционного курса | 8 |
2.2 | Календарно – тематическое планирование | 13 |
|
|
Пояснительная записка
Программа психологического сопровождения является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы.
Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная психолого - педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных и предметных результатов.
Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Всего обучающихся – 1 человек
Из них:
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР – 1 человек
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.
Для данной категории обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
|
|
Обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
В 10 классе коррекционно – развивающие занятия посещают 2 человека. В соответствии с ПМПК от 30.08.2018 г. определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов на 2018 – 2019 учебный год (см. таблица 1):
Таблица 1
№ | Ф.И обучающегося | Задачи |
1 | Александр Ч. | Образовательные задачи: 1. Развитие жизненных компетенций на основе обучения стирке вещей, уборке помещения. Развитие коммуникативных умений на основе социального взаимодействия. |
Ожидаемые результаты на конец учебного года
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требованиями к результатам освоения коррекционного курса представляют собой описание возможных ожидаемых результатов данной категории обучающихся (см. таблица 2)
Таблица 2
Название раздела | Личностные | БУД | ||
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов | умение различать предметы по форме, величине, цвету | - слушать и понимать инструкцию к заданию; - следовать предложенному плану и активно участвовать в деятельности; - вступать и поддерживать коммуникацию; - обращаться за помощью и принимать помощь; - адекватно реагируют на внешний контроль и оценку; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- активно включать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательной активности; самостоятельности; произвольности)
| ||
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | укрепление мышц кистей рук: выполнять действия «сжимание - разжимание» кулачков (или: «сгибание - разгибание» пальцев; «напряжение - расслабление» пальцев; потягивание, растягивание пальцев; вращение пальцами; покачивание пальцами, выгибание прямых пальцев и др.); формирование графических навыков: - обводка по трафарету, шаблону, контуру; - проведение прямых линий; - проведение линий разной конфигурации; - штрихование и др. | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие | - выполнять упражнения по заданию и показу педагога, обозначать словами положения различных частей своего тела. -выразительность движений (имитация походки и повадок животных). | |||
Тактильно-двигательное восприятие | -определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые); -работа с пластилином и соленым тестом (твёрдое и мягкое состояние); -игры со средней мозаикой. | |||
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | - уметь дифференцировать природные, бытовые и музыкальные звуки | |||
Восприятие пространства и времени | -уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги и в направлениях пространства относительно собственного тела; - ориентировка в помещении, понятия «ближе – дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. - сформированно сть временных представлений: - времени суток; - дней недели; - времен года; - месяцев | |||
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | - зрительно определять отличительные и общие признаки 3-4 предметов | |||
Развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений | - температурные ощущения от горячих до холодных предметов; - измерение температуры градусником; - обозначение словом вкусовых ощущений (сладкое – горькое, сырое – вареное); - сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий) |
|
|
Минимальный уровень
· выполнять движения тела с помощью педагога;
· двигать согласованно разными частями тела с помощью педагога;
· выполнять пальчиковую гимнастику с помощью педагога;
· знать названия пальцев;
· обводить по трафарету (внутреннему и внешнему) с помощью педагога;
· выполнять штриховку с помощью педагога;
· определять на ощупь величину предмета;
· определять на ощупь форму предмета;
· имитировать движения животных с помощью педагога;
· занимать различные позы тела с помощью педагога;
· группировать изображения и предметы по форме;
· группировать предметы и изображения по величине;
· различать и обозначать основные цвета;
· конструировать предметы из составных с помощью педагога;
· составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (до 4 деталей);
· находить отличительные и общие признаки предметов, изображений с помощью педагога;
· запоминать и называть недостающие части, детали предметов, изображений;
· узнавать по вкусу продукты, сравнивать вкусовые ощущения;
· определять запахи как «приятные-неприятные»;
· сравнивать различные предметы по тяжести;
· выделять и различать звуки окружающей среды с помощью педагога;
· различать музыкальные звуки различных инструментов (скрипка, фортепиано, флейта, барабан) с помощью педагога;
· различать крики животных с помощью педагога;
· показывать различные части тела и лица по инструкции
· уметь двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, вправо, влево) с помощью педагога;
· определять расположение предметов в пространстве (вверху, внизу, около, между, под, над) с помощью педагога;
· узнавать, определять простейшие явления погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег);
· узнавать и называть по характерным признакам времена года;
· имитировать действия людей, животных по подражанию действиям педагога (пилит, поливает, моет посуду, спит, просыпается и т.д.)
Достаточный уровень
· выполнять движения тела по инструкции;
· двигать согласованно разными частями тела по инструкции;
· выполнять пальчиковую гимнастику по примеру;
· знать названия пальцев;
· обводить по трафарету (внутреннему и внешнему) самостоятельно;
· выполнять штриховку по инструкции;
· определять на ощупь величину предмета самостоятельно;
· определять на ощупь форму предмета самостоятельно;
· имитировать движения животных самостоятельно;
· занимать различные позы тела по инструкции;
· группировать изображения и предметы по форме самостоятельно;
· группировать предметы и изображения по величине самостоятельно;
· различать и обозначать основные цвета и оттенки;
· конструировать предметы из составных по схеме;
· составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (от 6 деталей)
· находить отличительные и общие признаки предметов, изображений самостоятельно;
· запоминать и называть недостающие части, детали предметов, изображений самостоятельно;
· узнавать по вкусу продукты, сравнивать вкусовые ощущения;
· определять запахи как «приятные-неприятные»;
· сравнивать различные предметы по тяжести;
· выделять и различать звуки окружающей среды;
· различать музыкальные звуки различных инструментов (скрипка, фортепиано, флейта, барабан) самостоятельно;
· различать крики животных самостоятельно;
· показывать различные части тела и лица по инструкции;
· уметь двигаться в заданном направлении (вперёд, назад, вправо, влево) по инструкции;
· определять расположение предметов в пространстве (вверху, внизу, около, между, под, над) по инструкции;
· узнавать, определять простейшие явления погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег);
· узнавать и называть по характерным признакам времена года;
· имитировать действия людей, животных по инструкции (пилит, поливает, моет посуду, спит, просыпается и т.д.)