Характеристика сиблинговых позиций и особенности развития сиблингов

С психологической точки зрения сиблинговые взаимоотношения имеют двойственную природу. С одной стороны, это отношения родственные: сиблингов прежде всего следует рассматривать, как подсистему семьи, члены которой связаны очень тесными узами (эмоциональными, практическими и др.), а также условиями разви­тия и воспитания, семейными ценностями и традициями. С другой стороны, сиблинговые отношения — это, по сути, отношения со сверстниками, т.е. не взрослыми (какой бы ни была разница в возрасте между ними). Кроме того, сиблинги могут сильно влиять на систему семьи, некоторым образом преобразуя ее. В этом еще одна особенность взаимоотношений сиблингов.

Существуют определенные закономерности, характеризующие влияние сиблинговой позиции на личность человека. Так, чем меньше разница в возрасте между детьми, тем большее влияние они оказывают друг на друга, но при этом особенности старшего и младшего детей будут выражены очень слабо, так как они не успели осознать разницу в отношении родителей. Если разница в возрасте между детьми составляет более пяти-шести лет, то каждый из детей будет приближаться по своим личностным характеристикам к единственному ребенку. Если большие временные промежутки разделяют появление группы детей (например, близнецы или два ребёнка с разницей в возрасте в два года), то внутри подгруппы будет сохраняться то же распределение ролей и те же характеристики, как если бы они были отдельной группой.

Если в семье рождаются дети разного пола, то в психологическом смысле и младший ребенок для родителей «первенец». В этом случае часть закономерностей, относящихся к первенцу, касается и второго ребенка другого пола. В свою очередь, дети одного пола с длительностью интервала между их рождением, не превышающей пяти лет, имеют достаточно высокий уровень конкуренции между собой «за любовь родителей», следствием чего выступают более яркие проявления личностных особенностей, характерных для той или иной ролевой позиции.

У каждого последующего ребенка в большой семье выбор объекта для идентификации становится всё более широким (в качестве модели для подражания могут выступать и старшие сиблинги). В результате вместе с увеличением номера рождения ребенка появляется высокая вероятность его идентификации с одним из сиблингов, а не с родителями. При этом контакты с родителями и вербально и интеллектуально богаче, чем контакты со старшими сиблингами, поэтому старшие дети в семье не в состоянии служить полным аналогом родителей для младших.

С повышением порядкового номера рождения ребенка снижаются его интеллектуальные показатели. Описанный эффект наблюдается в семьях любого размера и зависит от возраста детей и интервалов между их рождениями. Каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях, и интеллектуальная среда семьи, согласно модели слияния, – также величина нестабильная, специфичная в каждый конкретный промежуток времени, постоянно изменяющаяся в связи с взрослением членов семьи, её расширением или сокращением. Поэтому влияние интеллектуальной среды на процесс когнитивного развития каждого ребёнка специфично.

Чем выше номер рождения ребёнка, тем заметнее слабеют его связи с родителями, поэтому большее взаимодействие с родителями получают первенцы. Это позволяет им быстрее развиваться, в том числе интеллектуально. Взаимодействие с родителями стимулирует более быстрое речевое развитие, чем взаимодействие с детьми. После того как появляется ещё один ребёнок, первенец начинает играть роль посредников между родителями и младшими детьми, по-прежнему больше других контактируя с родителями.

Порядок рождения – важный детерминант установок, сопутствующих стилю жизни. Даже если у детей одни и те же родители, они растут примерно в одних и тех же условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребёнка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – всё это меняется в результате появления в семье следующих детей и закономерно влияет на формирование стиля жизни в целом и будущих семейных отношений в частности.

Даже в рамках одной и той же культуры различные семьи могут использовать очень разные подходы. Например, методы воспитания детей в семьях, где оба родителя являются источниками семейного дохода, очевидно подвержены влиянию их социального окружения, их убеждений и ценностей. Если мать в многодетной семье работает, забота о младших детях часто ложится на плечи старших. Дети в таких семьях могут приобретать социальные роли, ценности и умения в большей мере от сиблингов (братьев и сестер), нежели от родителей. В идеале старшие дети научаются заботливому, ответственному поведению. У младших детей появляется сильная привязанность к своим братьям и сестрам и чувство уверенности при общении со сверстниками             [3, с. 34].

Известно, что родители склонны предъявлять повышенные требования к первенцам, поэтому последние аккумулируют и генерируют более разнообразное поведение, чем другие дети, они более добросовестны, умеют сотрудничать, проявляют ответственность, оказывают помощь, в целом сильно мотивированы, имеют высокие цели, твёрдо придерживаются правил. Первенцы проявляют большую заинтересованность в интеллектуальных видах деятельности, более сознательны, ответственны в учебе, амбициозны, уверены в себе, склонны к доминированию в межличностных отношениях со сверстниками. При этом более подвержены тревоге и невротизации.

Так, результаты исследований способности к творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье характеризуют единственных детей как людей, в большей степени, чем остальные, принимающих риск в качестве способа приобретения опыта, готовых действовать без надежных гарантий успеха, отстаивая при этом свою точку зрения, позицию в отношении какого-либо вопроса. Они склонны руководствоваться собственными убеждениями, целями, установками и принципами; свободны в выборе стратегий
поведения в той или иной жизненной ситуации; оценивают по достоинству положительные свойства собственного характера и уважают себя за них. Это, безусловно, связано с тем, что на единственных детей родителями в процессе их воспитания, как правило, возлагаются большие надежды и предъявляются большие требования, которые им не с кем разделить. Благодаря этому они привыкают принимать решения ответственно и самостоятельно. Единственным детям уделяется много внимания и времени, им ни с кем не приходится делить родительские любовь и заботу, что влияет на уровень самооценки и самоуважения ребенка.

Требования на этом фоне к «последующим» детям закономерно снижаются, с одной стороны, в связи с повышением родительской компетентности и уверенности, с другой – из-за желания взрослых в полной мере получить эмоциональное удовлетворение от роли воспитателя. Поэтому вторые и последующие дети в большей степени ориентированы на общение, более адаптивны, готовы к сотрудничеству, менее привержены условностям, более открыты для нового опыта.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: