Коррекция взаимоотношений с учетом сиблинговых позиций

 

Решающую роль в смягчении сиблинговых противоречий между детьми играют родители и в целом взаимоотношения в семье. Поэтому главная цель психологической коррекции в этом случае заключается в доведении до родителей понимания правильного стиля и правильной стратегии поведения. Основные моменты такой стратегии, на которые следует обратить внимание родителей, будут приведены ниже.

Многие родители предполагают, чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем дружнее они будут. Оптимальная разница - 3-4 года. Во-первых, в это время должно восстановиться женское здоровье после родов. Во-вторых, как раз в это время происходит известный нам "кризис трех лет", когда ребенок уже начинает отделять себя от матери, становится самостоятельным.

В большинстве случаев, как в теории, так и в практике, подтверждается, что наиболее конфликтные отношения у сиблингов одного пола.

Зачастую можно встретить в семье детей, которым приписаны роли любимчиков или изгоев. В этом случае страдает не только "отвергнутый" ребенок, который постоянно обижен, ограничен, но и "любимец", который всю свою жизнь доказывает, что он достоин любви и признания. Каждый такой сиблинг не подготовлен к реальной самостоятельной жизни.

Для того, чтобы воспитывать в ребенке индивидуальность, необходимо, чтобы у него были личные вещи. А если братья и сестры постоянно берут эти вещи, чувства, которые переживают дети в этот момент подобны эмоциям, когда переживаешь ограбление или даже насилие.

Необходимо выделить специальное время для общения с каждым ребенком. Каждый ребенок, особенно старший, должен знать, что у него есть особое время общения с родителем, когда никто не будет им мешать.

Следует всегда учитывать разницу между детьми. Можно, конечно, дать  одинаковое количество блинчиков на завтрак, но правильнее учесть, что у детей разный аппетит, и уравниловка здесь скорее повредит.

Родители могут использовать различные стили отношений к ребенку и если эти отношения строятся на положительном стиле взаимодействия, то оказывают положительное влияние на психическое развитие ребенка, а если доминируют такие отношения, которые могут вести неприемлемый стиль воспитания и развития ребенка в семье, то они отрицательно сказываются на формировании ребенка, и могут способствовать возникновению невротичности у ребенка, особенно когда нет согласованности в стиле воспитания и общения с детьми в семье.

Так, ряд психологов отмечают, что невротичность у детей не генетическое заболевание, а обусловлено негативными межличностными взаимоотношениями в семье, которые могут проявляться в недоразумении между родителями и детьми, наказании детей за малейшие провинности, грубости, неуважение достоинства ребенка, его желаний и потребностей. В качестве советов родителям можно пожелать не давить на ребенка, уважать своего ребенка, видеть в нем личность.

Между братьями и/или сестрами образуются значимые и долговременные привязанности, начинающиеся в младенчестве, хотя часто младшие дети более привязаны к старшим, чем те к ним. Младенцы нередко сильно привязываются к старшим сиблингам и бывают очень расстроены, когда их с ними разлучают даже на ночь. Родителям следует поддерживать такие привязанности, постоянно напоминая детям, что они ценны и полезны. Нередко старшие дети являются для младших образцом для подражания в социальном плане. Глядя на своих старших братьев и сестер, дети учатся тому, как надо делиться, сотрудничать, помогать другим и сопереживать. Они усваивают соответствующие половые роли, семейные традиции и ценности. В некоторых культурах старший ребенок в семье берет на себя основные заботы о младшем. Во многих семьях позитивные аспекты исполняемых старшими братьями и сестрами ролей - помощь, защита и поддержка сохраняются на протяжении всей жизни.

В исследованиях, посвященных сиблинговым отношениям во взрослости, среднем возрасте и старости, крайне мало. В общем, братские/сестринские узы имеют тенденцию ослабляться с возрастом, но нередко они становятся крепче в периоды семейного кризиса или когда состарившийся родитель становится центром общей заботы.

В структурном направлении семейной психологии общепризнанным постулатом является то, что в так называемой здоровой семье сиблинговые и супружеские отношения должны быть относительно независимы (т. е. связи по горизонтали супруг-супруг или сиблинг-сиблинг теснее, чем связи по вертикали родитель-сиблинг). И при этом в нормативном варианте супружеская подсистема иерархически выше, т. е. доминирует по своему влиянию в семье над детской.

Но это нормативное положение, а в реальности можно выделить три основных варианта отношения родителей к детской подструктуре:

1) игнорирование иерархии и сближение с кем-либо из детей за счет перераспределения привязанности;

2) стремление быть максимально нейтральным, уравнивая всех детей и дистанцируясь от их сиблинговых проблем;

3) удержание иерархии взрослые-дети при личностно- дифференцированном отношении к каждому ребенку.

Первый вариант, пожалуй, самый неблагоприятный. Он проявляется в следующем: кто-либо из родителей, не в силах получить достаточно любви от другого и/или достойно ему противостоять, компенсирует свою неуверенную позицию в семье за счет интенсивной эмоциональной связи с ребенком. Семейные психологи называют такую связь коалицией. Коалиции дают одновременно дополнительную поддержку и дополнительную силу человеку, чувствующему тревогу и слабость. Такие связи основываются на стремлении справиться с низким самоуважением и увеличить свое влияние. В коалициях двое объединяются против третьего для совместного подтверждения, что тот не прав, а они, в противовес этому, –хорошие. Наиболее часто коалиционные отношения инициируют матери, не удовлетворенные качеством отношений с мужем и усиливающие свою позицию за счет объединения с детьми (иногда с некоторыми из детей).

Довольно часто такие отношения обустраивают бабушки, весьма опытные и умелые в маневрах искушения внуков. Несмотря на то что родитель получает требуемую поддержку, коалиции составляют основной дефект семейной структуры. Та же мать, удовлетворенная, как ей кажется, отношениями с детьми, посредством коалиционной близости с ними противопоставляется отцу, еще больше уходящему на периферию семейной жизни. И при этом для поддержания близости оказывается в большой зависимости от детей, систематически просто идет у них на поводу, теряя тем самым свое место в семейной иерархии. Она вынуждена осуществлять психологический «подкуп» детей (особенно старших или лидеров, стоящих выше в детской иерархии семьи), разрешая больше, чем следовало бы. А это прямой путь к девиациям любого характера, которыми столь богат подростковый возраст. Эта девиация неминуемо негативно отразится не только на отношениях взрослые-дети, но и на взаимоотношениях сиблингов в семье.

Особенно разрушительна так называемая тайная коалиция, суть которой состоит в следующем. Когда родители находятся вместе, мать всегда соглашается с отцом, чтобы продемонстрировать детям объединенный родительский фронт. И отец верит, что она действительно соглашается с ним. Но как только он удаляется, она решительным образом смягчает свою воспитательную тактику, а вечером искренне говорит мужу, что не смогла справиться. Иногда коалиции разбивают сиблинговую подсистему. Родитель или родители выделяют в ней любимчика и противопоставляются с ним другому, становящемуся, соответственно, нехорошим ребенку.

Хороший при этом выглядит как абсолютно хороший, а плохой ребенок рассматривается, разумеется, как абсолютно плохой. Хороший ребенок, став уже взрослым, признается, что он делал почти все то же самое, что и плохой, но никогда не попадался, а родители думали, что он не способен ни на что дурное.

Особое место в детской подструктуре семьи может быть выделено старшему из детей, чаще подростку, через возложение на него практически родительской ответственности за младших сиблингов. Такая патерналистская нагрузка непосильна для подростка и нарушает нормальную логику его возрастного развития.

Избирательное распределение приязненного отношения родителей к сиблингам может быть связано с особенностями их самооценок и взаимовосприятия. Обычно родитель находит черты сходства с кем-либо из детей. Часто дети в семье перераспределяются: кто-то похож на папу, кто-то на маму. Соответственно, на них проецируются особенности самоотношения и отношения к супругу.

Некоторые родители, ориентируясь на принцип справедливости, стремятся максимально уравнять свое отношение к детям. При этом совершенно не учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Детей, например, могут укладывать в одно время спать, несмотря на разницу в возрасте, покупать одинаковые подарки и т. п. Такая уравниловка особенно противопоказана для подростка, который обостренно ощущает потребность в личном, именно к нему направленном отношении, именно его лично понимании. В том что «все равны», подростки усматривают равнодушие родителей и пустоту своей личной представленности в семье. Часто, чтобы не чувствовать себя ущемленными, они начинают манипулировать родительским стремлением к ложной справедливости, оспаривая ее основания и выторговывая компенсации за обнаруженные ими проявления несправедливости.

Два описанных варианта – крайности родительского отношения к сиблингам, но родителям всегда трудно держаться золотой середины. Золотая середина требует родительской уверенности и гибкости.

Меньше всего она предполагает суету по поводу мелких неурядиц в отношениях сиблингов или озабоченность взвешиванием справедливости своих вложений. Золотая середина для родителей заключается в следующем: сохраняя и поддерживая родительскую авторитетность, уважая способность детей регулировать их внутренние отношения, проявлять естественным образом родительскую любовь как в общей для всех, так и в индивидуализированной для каждого форме.

Совершенно очевидно, что если говорить о полноценной характеристике межличностной ситуации развития личности ребенка или подростка, то без учета таких важнейших с социально-психологической и психолого-личностной точки зрения показателей, как сиблинговая позиция, сиблинговые отношения и сиблинговый опыт, получить ее попросту невозможно. Более того, в целом ряде случаев именно эти переменные оказываются решающими при анализе практически всего жизненного пути развивающейся личности, включая ее зрелые годы и даже старость.



Заключение

Способность человека к личностной самореализации есть сложная система, формирование и развитие которой зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются система убеждений человека относительно себя и своей способности влиять на окружающую действительность, специфика поведенческих стратегий разрешения жизненных проблем.

На формирование и развитие личности ребенка значительно влияет
семейная ситуация, в которой он воспитывался, а именно порядок его рождения и количество детей в семье. Эти условия во многом определяют жизненный путь человека, профессию, стиль общения с окружающими, выбор супруга и стратегии общения с детьми.

На протяжении всей дальнейшей жизни повзрослевшие дети продолжают выстраивать отношения с окружающими в той форме, которая соответствует их детскому семейному статусу. В связи с этим единственные дети отличаются своей склонностью к уединению, решительностью, рискованностью, независимостью в поступках и поведении. Старшие дети — лидеры, консерваторы, которые чтут традиции, обычаи и, как правило, в течение всей жизни продолжают исполнять роль опекунов, которую родители привили им с детства. А младшие, в свою очередь, с детства привыкают к более низкому уровню требований, роли опекаемых, их жизнь складывается иначе, чем жизнь старших и единственных детей, благодаря их более расслабленному отношению к себе и к окружающим.

Нужно отметить, что большая часть исследований в области влияния сиблинговых отношений на формирование личности направлена непосредственно на изучение личностных особенностей детей, занимающих ту или иную сиблинговую позицию. С другой стороны, практически не изучены особенности личности, связанные с порядком рождения человека, на более поздних этапах его развития. В общем, братские/сестринские узы имеют тенденцию ослабляться с возрастом, но нередко они становятся крепче в периоды семейного кризиса или когда состарившийся родитель становится центром общей заботы. Так как связь между личностными особенностями человека и его сиблинговой позицией сохраняется на протяжении всей жизни, результаты таких исследований могли бы представлять как теоретический, так и практический научный интерес.




Список литературы

1. Кравцова М.В. Братско-сестринские отношения в ситуациях травматического опыта. Психология. 2004.

2. Лукьянченко Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности. Психологическая наука и образование. 2010

3. Крайг Г. Психология развития. СПб. 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: