Психическое развитие и формирование личности в ранней юности

Социальная ситуация развития в ранней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника. Единство профессиональных и познавательных интересов и мотивов поведения и учебной деятельности в юношеском возрасте.

Развитие самосознания. Осознание себя как личности и индивидуальности. Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций.

Дружба и любовь в раннем юношеском возрасте. Взаимоотношения старшеклассников со взрослыми.

Особенности развития познавательных психических процессов и умственной деятельности в ранней юности.

Психологические особенности формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей в юношеском возрасте. Самостоятельность как условие прочного и глубокого усвоения основ наук, профессиональных умений и навыков.

Психология воспитания и самовоспитания

Цели воспитания. Зависимость целей воспитания от перспектив развития общества. Средства и методы воспитания. Классификация методов воспитания: прямые и косвенные, сознательные и неосозноваемые, эмоциональные и поведенческие. Комплексный подход к применению средств воспитания.

Институты воспитания. Коллектив - как источник воспитательных воздействий. Семья и воспитание: тактики семейного воспитания. Психологические барьеры в общении воспитателя с детьми. Средства стимулирования в процессе воспитания детей. Стратегии воспитательного воздействия: «императивная», «манипулятивная», диалогическая.

Теории воспитания. Биогенная теория воспитания. Социогенная теория воспитания. Компромиссный подход к развитию личности человека. Воспитание личности ребенка на разных возрастных этапах.

Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания. Методы самовоспитания и их характеристика. Ступени развития самовоспитания: физическое и волевое самовоспитание, нравственное самосовершенствование, профессиональное самовоспитание, социально-мировоззренческое самовоспитание, самоактуализация. Самовоспитание подростков и юношей. Формирование психологической готовности школьников к профессиональному самоопределению

 

Психологические основы обучения

Теоретическое введение в научение. Понятие о научении. Виды научения: импритинг, условнорефлекторное, оперантное, викарное, вербальное. Механизмы научения: ассоциации, подражание, различение и обобщение, инсайт (догадка), творчество. Соотношение научения и развития. Возрастные особенности научения. Современные концепции научения.

Понятие об обучении, обучаемость, обученности

Пути оптимизации обучения. Объясняющее обучение, его преимущества и недостатки. Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов). Программированное обучение, его психологические основы. Проблемное обучение, его психологические предпосылки. Групповое обучение. Дифференцированное обучение.

Факторы, влияющие на процесс обучения. Виды учебных и обучающих действий. Обучение навыкам. Формирование знаний и понятий в процессе обучения. Условия формирования понятий.

 

Психология учебной деятельности

Учебная деятельность. Структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды, их учет при построении методики обучения.

Диалектика взаимодействия обучения и развития.

Учёт уровня и достаточности психического развития, ориентация обучения на "зону ближайшего развития" и приуроченность обучения к сензитивным периодам развития психики.

Учение как деятельность. Процесс учения как теоретическая и прикладная проблема педагогической психологии. Мотивы учения. Структурные компоненты учения: побудительные, программно-целевые, действенно-операционные, контрольно-регулирующие. Психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в учении. Учение как фактор непрерывного образования. Умение учиться самостоятельно – интегральное свойство личности. Роль педагога в формировании умения учиться самостоятельно.

 

Психология педагогической оценки

Педагогическая оценка как средство стимулирования в обучении и воспитании. Стимулирующая роль поощрений и наказаний. Отметка как стимул, сочетающий в себе поощрение и наказание. Ситуация успеха-неуспеха.

Виды педагогической оценки. Оценочная функция отметки. Социально-психологические формы педагогического оценивания.

Условия эффективности педагогической оценки. Понятие об эффективности педагогической оценки. Персональная значимость оценки. Постоянство и изменчивость педагогического значения индивидуальной оценки.

Возрастные особенности педагогической оценки. Зависимость педагогической оценки от возраста ребенка. Связь педагогической оценки с достигнутым уровнем интеллектуального и личностного развития ребенка. 

 



Психология личности учителя

Психологические требования к личности, эрудиции, интеллекту и культуре учителя. Профессионально-значимые и личностные качества учителя, их самоанализ и самодиагностика.

Развитие педагогических способностей. Общие и специальные способности педагога. Роль коммуникативных способностей и педагогического такта в деятельности учителя. Знания, умения и навыки педагога как воспитателя. Профессионально-педагогическая направленность как интегральное свойство личности учителя.

Социально-психологический менеджмент в образовании. Имидж педагога. Педагогическое мастерство и техники его развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: