Понятие о конфликте. Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой и др. Объективные и субъективные факторы, обусловливающие возникновение конфликтов.
Межличностный конфликт и способы его разрешения: конструктивный, деструктивный. Эскалация как интенсификация конфликта. Относительная депривация как конфликтное состояние в межличностном конфликте.
Тактики поведения в конфликтных ситуациях: «сотрудничество», «избегание», «компромисс», «соперничество», «приспособление».
Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
Понятие о психическом развитии. Генотипическая и средовая обусловленность развития ребёнка. Понятие о сензитивном периоде развития. Основные закономерности психического развития. Понятие о возрасте. Движущие силы психического развития на разных возрастных этапах. Понятие о ведущей деятельности. Кризисы возрастного развития: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, кризис 6-7-летнего возраста, подростковый кризис.
|
|
Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.
Взаимозависимость психического развития ребёнка и формирования его личности в условиях воспитания и обучения. Педагогический процесс как условие психического развития и формирования личности школьника.
Неравномерность психического развития ребёнка и её причины. Причины задержки в психическом развитии как результат педагогической запущенности. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Возрастные и индивидуальные особенности психического развития в процессе обучения и воспитания.
Возрастная периодизация развития личности
Принципы возрастной периодизации: принцип историзма и принцип ведущей деятельности. Понятие о психических новообразованиях. Понятие о социальной ситуации развития.
Классификация возрастных периодов по Д.Б. Эльконину: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. Ведущий вид деятельности и психические новообразования, соответствующие каждому возрастному этапу. Механизмы перехода от одной возрастной ступени к другой.
Психическое развитие ребенка до поступления в школу
Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника. Кризис трёх лет как начало формирования личности ребенка. Самооценка как результат развивающегося самосознания.
Доминирующие мотивы деятельности и поведения ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Познавательное развитие дошкольника как результат овладения им социальным опытом. Психические новообразования в дошкольном возрасте.
|
|
Роль педагогов и родителей в психическом развитии и воспитании личности дошкольника.
Психологическая готовность детей 6-летнего возраста к обучению в школе
Требования к детям, поступающим в школу. Основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в начальной школе: интеллектуальный, социальный и социально-психологический, волевой.
Характеристика основных показателей готовности ребёнка шестилетнего возраста к школьному обучению и воспитанию. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности. Значение эмоционального климата в группе дошкольников для формирования социально-психологической готовности к обучению в школе.
Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников. Формирование личности младшего школьника. Мотивы учения, общения и поведения и их изменения от 1 к 4 классу. Особенности познавательных интересов младших школьников. Развитие произвольно-волевой регуляции и формировании характера. Особенности понимания и отношения младших школьников к нравственным явлениям жизни людей. Характеристика межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Развитие познавательной деятельности младшего школьника.
Роль речи в психическом развитии младшего школьника.
Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Единство педагогических воздействий школы и семьи.
Готовность младших школьников к обучению и воспитанию на последующих этапах общеобразовательной и профессиональной школы.
Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Половое созревание и его роль в поведении подростка. Основное противоречие между резко возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления как движущая сила психического развития подростка.
Закономерные изменения в структуре личности как главные психологические новообразования подросткового возраста. Начало развития самосознания в подростковом возрасте как качественно новый этап формирования личности ребёнка.
Ведущая роль группы сверстников, референтной группы, взаимоотношений с людьми в формировании личности подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Качественные изменения в познавательной сфере подростков.
Общее и особенное в психологической характеристике мальчиков и девочек подросткового возраста.
Роль ошибок в семейном воспитании, в появлении отклоняющегося поведения у подростков. Изолированность как фактор педагогической запущенности детей.