Понятие о межличностном конфликте. Эскалация конфликта. Способы разрешения конфликтов

Понятие о конфликте. Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой и др. Объективные и субъективные факторы, обусловливающие возникновение конфликтов.

Межличностный конфликт и способы его разрешения: конструктивный, деструктивный. Эскалация как интенсификация конфликта. Относительная депривация как конфликтное состояние в межличностном конфликте.

Тактики поведения в конфликтных ситуациях: «сотрудничество», «избегание», «компромисс», «соперничество», «приспособление».

 

Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе

Понятие о психическом развитии. Генотипическая и средовая обусловленность развития ребёнка. Понятие о сензитивном периоде развития. Основные закономерности психического развития. Понятие о возрасте. Движущие силы психического развития на разных возрастных этапах. Понятие о ведущей деятельности. Кризисы возрастного развития: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, кризис 6-7-летнего возраста, подростковый кризис.

Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Взаимозависимость психического развития ребёнка и формирования его личности в условиях воспитания и обучения. Педагогический процесс как условие психического развития и формирования личности школьника.

Неравномерность психического развития ребёнка и её причины. Причины задержки в психическом развитии как результат педагогической запущенности. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Возрастные и индивидуальные особенности психического развития в процессе обучения и воспитания.

 

Возрастная периодизация развития личности

Принципы возрастной периодизации: принцип историзма и принцип ведущей деятельности. Понятие о психических новообразованиях. Понятие о социальной ситуации развития.

Классификация возрастных периодов по Д.Б. Эльконину: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. Ведущий вид деятельности и психические новообразования, соответствующие каждому возрастному этапу. Механизмы перехода от одной возрастной ступени к другой.

 

Психическое развитие ребенка до поступления в школу

Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника. Кризис трёх лет как начало формирования личности ребенка. Самооценка как результат развивающегося самосознания.

Доминирующие мотивы деятельности и поведения ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Познавательное развитие дошкольника как результат овладения им социальным опытом. Психические новообразования в дошкольном возрасте.

Роль педагогов и родителей в психическом развитии и воспитании личности дошкольника.

 

Психологическая готовность детей 6-летнего возраста к обучению в школе

Требования к детям, поступающим в школу. Основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в начальной школе: интеллектуальный, социальный и социально-психологический, волевой.

Характеристика основных показателей готовности ребёнка шестилетнего возраста к школьному обучению и воспитанию. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности. Значение эмоционального климата в группе дошкольников для формирования социально-психологической готовности к обучению в школе.

 

Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников. Формирование личности младшего школьника. Мотивы учения, общения и поведения и их изменения от 1 к 4 классу. Особенности познавательных интересов младших школьников. Развитие произвольно-волевой регуляции и формировании характера. Особенности понимания и отношения младших школьников к нравственным явлениям жизни людей. Характеристика межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Развитие познавательной деятельности младшего школьника.

Роль речи в психическом развитии младшего школьника.

Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Единство педагогических воздействий школы и семьи.

Готовность младших школьников к обучению и воспитанию на последующих этапах общеобразовательной и профессиональной школы.

 

Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Половое созревание и его роль в поведении подростка. Основное противоречие между резко возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями ее осуществления как движущая сила психического развития подростка.

Закономерные изменения в структуре личности как главные психологические новообразования подросткового возраста. Начало развития самосознания в подростковом возрасте как качественно новый этап формирования личности ребёнка.

Ведущая роль группы сверстников, референтной группы, взаимоотношений с людьми в формировании личности подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Качественные изменения в познавательной сфере подростков.

Общее и особенное в психологической характеристике мальчиков и девочек подросткового возраста.

Роль ошибок в семейном воспитании, в появлении отклоняющегося поведения у подростков. Изолированность как фактор педагогической запущенности детей.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: