Методика и организация исследования

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа. На первом этапе были определены цель, задачи, объект и предмет исследования. На втором этапе проводилась диагностика испытуемых, направленная на выявление беременных женщин группы риска.

Диагностика проводилась при помощи методики «Тест отношений беременной» (Приложение А) И.В. Добрякова. Тест отношений беременной предназначен для определения типа переживания беременности у будущей матери. В данном тесте рассматриваются пять типов отношения к беременности – психологических компонентов гестационной доминанты (ПКГД): оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный. Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания. Тип ПКГД отражает, прежде всего, личностные изменения и реакции женщины, то есть те изменения, которые произошли в системе ее отношений в результате наступления беременности.

Тест содержит три блока утверждений, отражающих отношение беременной женщины:

1) к себе беременной (блок А),

2) к формирующейся системе «мать-дитя» (блок Б),

3) к тому, как к ней относятся окружающие (блок В).

В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соответствующий ее состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами: отношение к беременности, отношение к образу жизни во время беременности, отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б (отношения женщины к формирующейся системе «мать—дитя») представлен следующими разделами: отношение к себе как к матери, отношение к своему ребенку, отношение к вскармливанию ребенка грудью.

Блок В (отношение беременной женщины к тому, как к ней относятся окружающие) представлен следующими разделами: отношение ко мне беременной мужа, отношение ко мне беременной родственников и близких, отношение ко мне беременной посторонних людей.

Испытуемым в данной методике предлагалось из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее их состояние. Инструкция по выполнению заданий методики звучала следующим образом:

«Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние в течение беременности».

После выполнения задания необходимо было перенести результаты в таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру. Затем подсчитывалось количество отмеченных цифр в каждом столбце таблицы.

Если в результате тестирования набрано 7-9 баллов, соответствующих одному из типов ПКГД, он может считаться определяющим.

 Если 4-6 баллов – можно говорить о присутствии тенденции к формированию данного типа.

Если 0-3 балла – данный тип не сформирован. Методика представлена в Приложении 1.

По результатам диагностики выше описанной методики мы выявили женщин с наивысшими показателями сформированности гипогестогнозического, тревожного и депрессивного типов отношения к беременности, так как эти типы отношения к беременности могут свидетельствовать о риске неуспешного завершения родов, связанные как с потерей плода, так и с риском соматических заболеваний и депрессивными нарушениями (вплоть до суицидальных рисков) беременных.

В исследовании приняли участие 98 женщин в возрасте 21 – 34 года в первый период материнства.

По семейному статусу среди испытуемых следующее распределение: состоят в браке – 64 женщин; не состоят в браке – 15 женщин; в разводе – 17 женщин; 2 вдовы.

По уровню образования в выборке представлены следующие группы: 26 женщин с высшим образованием; 32 женщины с неполным высшим образованием; 26 – общее среднее образование; 14 женщин имеют базовое среднее образование.

Основная часть испытуемых – первородящие. Их количество составило 85 человек (86% от всей выборки), 12 женщин ожидают второго ребенка (12%) и 2 женщины – третьего ребенка (2 % от всей выборки) (рисунок 2.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: