Психологическая готовность к материнству

Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. Так, например, Г.Г. Филиппова рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины. Большая часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу [42].

Так, В. И. Брутман определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности [6]. Итальянский психолог А. Менегетти рассматривает материнство как роль, заученную женщиной еще с детства [28].

В российской науке Е. В. Матвеева определяет материнство как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение В. В. Давыдова о типологии деятельности, согласно которой выделяются типы деятельности, сложившиеся и возникшие в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Поэтому Е. В. Матвеева считает, что к этому типу деятельности и относится материнство [27, c. 33].

По мнению О. Вайнингера, материнство содержит в себе нечто более глубокое, чем один только факт того, что женщина родила. Он описывает материнство, как всеобщую черту, проявляющуюся у различных существ с неодинаковой силой. Женщина, которая является воплощением материнства, должна раскрывать эту черту не только в отношениях к своему кровному ребенку, но, прежде всего, в отношениях ко всем людям без исключения [12].

Согласно Ж. Цареградской понятие материнствовключает в себя способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Для того чтобы женщина смогла реализовать материнскую функцию, она обладает материнским инстинктом, обусловленным беременностью и родами, и материнским поведением, являющимся результатом обучения и наблюдения за поведением более опытных матерей. Материнский инстинкт выражается в неких специальных качествах, позволяющих женщине учиться материнству и реализовывать уход за новорожденным. Такими материнскими качествами, отличающими женщину-мать, можно считать способность идентифицировать себя с ребенком и способность приспособиться к его нуждам.Истоки материнского инстинкта, несомненно, восходят к состоянию беременности, но все же главным его пусковым механизмом являются роды. Чем благополучнее проходят роды, чем меньше вмешательств в их ход, тем больше у женщины шансов проявить материнский инстинкт и кормить ребенка грудью[46].

Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом [5].Мать идентифицируется с ребенком чрезвычайно сложным образом: она чувствует себя им, разумеется, оставаясь взрослым человеком. С другой стороны, ребенок переживает свою идентичность с матерью в моменты контакта, являющиеся скорее не его достижением, а отношениями, которые стали возможными благодаря матери [28].

Проанализированные психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств и поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.

Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось [43]. При изучении психологической готовности к материнству анализируются изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребёнка, которые чрезвычайно глубоки [40]. На процесс формирования готовности к материнству влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми [43].

Одна из исследователей психологической готовности к материнству С.Ю. Мещерякова рассматривает этот концепт как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением автора о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и, тем самым, обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании [29].

Выделяется несколько групп показателей психологической готовности к материнству. В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства. Эта составляющая была определена С.Ю. Мещеряковой, исходя из концепции М.И. Лисиной, которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Она предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми [29].

Во вторую группу внесены желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

В третью группу включены установки на стратегию воспитания ребёнка. То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку [47]. Наглядно группы показателей готовности к материнству представлены в таблице 2.1.

.

Таблица 1.1 – Группы показателей готовности к материнству

 

Группа 1 Группа 2 Группа 3
Особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства внесены желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу установки на стратегию воспитания ребёнка

 

Также И.В. Брутман рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери [6]. В своей работе Е.В. Милосердова выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:

1) отношение к беременности: самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.

2) поведение женщины в процессе родов: зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось [42].

Основываясь на теории психологии отношений В.Н. Мясищева, И.В. Добряков рассматривал беременность через призму единства организма и личности, а также понятие «гестационной доминанты». Понятие «гестационная доминанта» наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Она обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры[15].

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними И.В. Добряковым было выделено пять типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД): оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.

Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, которые относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги. В этих случаях, как правило, супружеские отношения зрелые, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Гипогестогнозический тип ПКГД (от греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность; лат. gestatio — беременность; греч. gnosis— знание) нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Нередко этот тип ПКГД также встречается у многодетных матерей. Чаще всего ему сопутствуют такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.

Эйфорический тип ПКГД, (от греч. ей — хорошо; phew — переносить) отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность у них становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально.

Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Став матерями, они отличаются повышенной моральной ответственностью, не уверены в своих силах и способностях воспитывать ребенка. Воспитание детей чаще всего носит характер доминирующейгиперпротекции. Распространено и вынесение конфликта между супругами в сферу взаимодействия с ребенком, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто у нее возникают мысли о собственном уродстве. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции [15].

Исследуя психологические факторы нарушения материнства, Г.Г. Филиппова рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены:

· ценность будущего ребёнка;

· ценность себя как матери;

· материнская компетентность.

По мнению Г. Г. Филипповой, на формирование готовности женщины к принятию новой социальной роли матери влияет огромное количество сложно взаимодействующих факторов, изменяющих и тем самым подготавливающих сознание и самосознание будущей матери к приему ребенка еще задолго до его рождения. К ним относятся такие факторы, как: репродукция родительского опыта; личностные особенности женщин; изменения в эмоциональном состоянии под влиянием эмоциональных стрессоров, и многие другие [42, c. 30].

В исследовании Е.В. Матвеевой психологическая готовность к материнству определяется как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству.

Потребностно-мотивационная готовность к материнству подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты.

Потребность в материнстве – комплексная потребность. Она подразумевает рефлексию своих состояний и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей [27].

Г.Г. Филиппова выделяет следующие основные мотивы материнства:

· достичь желаемого социального и возрастного статуса (я – взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);

· удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь неполная, не такая, как у других);

· стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков);

· реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт);

· компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);

· решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);

· любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.);

· достижение критического для деторождения возраста [42, c. 27-29].

Потребность в детях – центральное звено потребности в материнстве. Никаких биологических законов, заставляющих иметь детей, не существует. Эти законы следует искать в сфере социального. Потребность в детях – устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями [8].Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно. Известно, что и у мужчин, и у женщин желание иметь детей напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли. Печать прошлого столь отчётлива, что зачастую она и определяет наше желание или, наоборот, нежелание дать начало новой жизни.

Потребностно-эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери [33].

Положительное отношение к беременности влечёт за собой спокойное её протекание. Такая женщина способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. Несмотря на последнее, образ будущего ребёнка у женщины вызывает положительные эмоции, она находится в «предвкушении» будущего материнства [20].

Для женщин с отрицательным отношением к беременности будущий ребёнок является источником отрицательных эмоций. Женщины с положительным отношением к беременности говорят о желании проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее и не подвергаются сомнениям [7].

Если ребёнок желанен, то он способен олицетворять представление женщины о счастье. Когда ребёнка не ждут, чаще встречаются преждевременные роды. Происходит это потому, что женщина находится в подавленном, напряжённом состоянии, её угнетает мысль о будущем ребёнке [13].

Большое значение имеет и то, как женщина настроена на процесс родов. В современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины к процессу родов существенным образом влияет на успешность родов, а также отражает общее отношение к беременности, будущему ребёнку, своей новой роли матери [19].

Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребёнку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребёнка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни [11].

В период беременности женщина чувствует, что с первенцем приходит конец её беззаботной юности. Возникают различного рода опасения и страхи. Женщина должна осознавать трудности этого периода, соответственно настроиться и суметь пережить его. И только тогда возможно чувство радостного ожидания [32].

Ценностно-смысловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства [48].

Любая женщина, хочет она того или нет, неразрывно связана со своей матерью. Психологическая готовность или неготовность к материнству обусловлена тем, насколько гармоничной была эта связь [31].

Желательно, чтобы женщина-мать видела смысл своей жизни в первую очередь в материнстве [45]. Уровень ценности материнства для женщины определяется уровнем ценности ребёнка. Г.Г. Филиппова выделяет четыре основных типа ценности ребёнка:

1) эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком – положительно-эмоциональные переживания матери);

2) повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);

3) замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (т.е. ребёнок рассматривается как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ и т.п.);

4) полное отсутствие ценности [42].

Женщина, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится увидеть в них своё продолжение, воспитать у них способности, которые помогут им найти своё место в жизни. Однако это желание не является инстинктивным, врождённым, оно приобретается в процессе воспитания. Когда ребёнок появляется на свет, он становится для родителей самым дорогим существом, для воспитания которого необходима их активная жизнедеятельность, то есть возникает благородная цель, обогащающая смысл жизни человека [40, c. 39]. Ф. Хорват считает, что материнство всегда будет главной частью жизнедеятельности женщины. Из материнства она черпает сознание смысла своей жизни во всей полноте. Оптимистическое отношение к жизни является результатом счастливого материнства. Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную, очень важную роль [45].

Содержание когнитивно-операционного блока составляют знание женщиной своих материнских функций, знание о психофизиологических особенностях в период беременности, знание о родах и об особенностях воспитания и развития детей, представление о некоторых операциях общения и взаимодействия с ребёнком и ухода за ним, знание о грудном вскармливании [23].

Женщина должна быть знакома с теми глубинными изменениями, которые происходят в её организме во время беременности, как в физиологическом, так и в психологическом плане, для того, чтобы она смогла сделать всё от неё зависящее для нормального протекания беременности, чтобы сама будущая мама чувствовала себя эмоционально комфортно [42].

Женщина должна владеть достаточной информацией о родах. Ей необходимо быть подготовленной к родам, как в физическом, так и в психологическом плане. Женщина, знающая как проходят роды, чувствует себя увереннее [43].

Большое значение имеет то, каковы знания будущей матери о психическом и физическом развитии ребёнка. Г. Г. Филиппова считает, всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях его развития и своих функциях в уходе за ним и общении [42]. Интересным является тот факт, что, помимо осознания низкого уровня родительской компетентности, молодые мамы осознают нехватку эмоциональных переживаний, неготовность к возникновению материнских чувств [40].

Женщина должна знать операции ухода, кормления, общения, охраны, физического воспитания ребёнка, а также воспитательные средства, применяемые родителями. Особенностью операции ухода являются, помимо их инструментальной стороны, стиль осуществления, соответствующий физическим особенностям ребёнка – в первую очередь, сила прикосновений, расположение рук при держании, пальцев при обработке ребёнка и т.п. Лучше всего это обеспечивают движения бережные и ласковые. Умелость движений зависит от уверенности и компетентности матери [50].

Особый класс составляют операции общения, которое играет большую роль в жизни ребёнка. Общение со взрослыми определяет внутренний план действий ребёнка, сферу его эмоциональных отношений, познавательную активность детей, произвольность и волю, самооценку и самосознание, общение со сверстниками.

Компьютерный анализ речи, обращённой к младенцу, показал, насколько важную роль в диалоге с ним играет интонация. Большое значение имеет и мимика матери при эмоциональном общении. Эмоции матери сопровождают все её действия и позволяют ребёнку ориентироваться в различных ситуациях. На ранних этапах развития ребёнка общение играет двоякую роль. С одной стороны, оно есть необходимое условие развития речи, с другой – предлагает множество возможностей для отработки и автоматизации базальных интегративных процессов. В отсутствие у ребёнка таких возможностей под угрозой оказывается не только речевое, но и психическое развитие в целом.

На самых ранних этапах развития особенности ребёнка достаточно жёстко определены функциями матери и их нарушение ведёт к изменениям в общем психическом развитии ребёнка по типу дефицитарности или искажения. Полное лишение ребёнка материнских функций, которые обеспечивают появление всех основных структур (развитие ребёнка как человеческого существа, появление и развитие потребности в общении, построение рабочей модели мира, поведения привязанности) ведёт к тяжёломугоспитализму. Это обуславливает необходимость знания будущей матерью своих функций [19].

Материнство сопряжено с процессом воспитания, передачей общественно ценных образцов поведения подрастающему поколению. Но треть семей сталкиваются с серьёзными и 48% - с частичными трудностями в воспитании детей [49]. Одной из причин, которые называют родители, является недостаток педагогического опыта и знаний. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую.

Чем более поведение матери ориентировано на личность ребёнка, на сопереживание ему, на желание создать максимально благоприятные условия, чем больше открыто и эмоционально она может выразить свою любовь, тем более благоприятные условия она обеспечит ребёнку в первые месяцы и годы его жизни [14].

Блок социально-личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка.

Женщина, как будущая мать, принимает на себя новую социальную роль, роль матери. Новая роль изменяет социальный статус, требуют выполнения новых обязанностей. Происходит установка по отношению к себе, происходит глубинная идентификация с «настоящими» женщинами. Появляется поло-ролевая идентификация «мы – матери».

Одной из составляющих данного блока являются установки на стратегию воспитания ребёнка. Большое значение имеет то, как женщина планирует ухаживать за ребёнком; каких принципов собирается придерживаться при воспитании малыша; какие цели ставит при воспитании ребёнка [11]. Воспитание детей в наше время – серьёзная проблема. Этому учат в книгах и с экранов телевизоров, предлагают различные теории воспитания [27]. Будущая мать, владея информацией из этого «океана», должна выбрать свою стратегию воспитания ребёнка.

Дети – отражение и продолжение родителей. Отражение – потому что вбирают в себя то, что взрослые им дают. Продолжение, потому что они изменяют, развивают, используют в своей жизни полученное от родителей [3]. Если родители свои изменения рассматривают ещё с точки зрения развития внутренних качеств, воспитания в себе, например, большей терпимости, большей последовательности и целенаправленности, большей доброжелательности и т.д., то отношение к развитию ребёнка будет более полным. Чем лучше мать умеет воспитывать себя, тем лучше она понимает что значит – воспитывать ребёнка [10].

Рассуждая о личностных качествах матери, Н.A. Буленкова приводит слова великого Конфуция: «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинцию, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить город, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицу, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Это высказывание говорит о том, что развитие ребёнка определяют личностные качества матери; дети и осознанно и неосознанно перенимают у взрослых их поведение, привычки, манеры, черты характера, причём, как положительные, так и отрицательные. Личностные качества матери имеют огромное значение при воспитании ребёнка, так как обязательно отразятся в нём [7, c.32].

Неотъемлемой частью психологической готовности к материнству является осознание ответственности за развитие ребёнка и своей материнской позиции [5]. Ф. Хорват считает, что ответственность – это результат чувства любви. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви. Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за судьбу своих детей. Мать в силу своей любви к ним несёт ответственность за детей в первую очередь перед собой. Женщина полностью несёт ответственность за своё желание стать матерью. Она решает проблему серьёзного и ответственного выбора, определяющего всю её дальнейшую жизнь[45].

Ответственность за ребёнка – элемент осознанного материнства. Осознанное материнство – это, прежде всего, отказ от стихийного наступления материнства. Осознание материнства, помимо желания иметь детей, заключается ещё в осмыслении, в положительном отношении к тем новым обязанностям, к той новой жизни, в которую вступает женщина, когда она решает стать матерью. Большое значение имеют те мотивы, которыми женщина руководствовалась при решении вопроса о рождении ребёнка, какие действительные побуждения приводят её к желанию стать матерью. О действительно ответственном отношении к материнству можно говорить тогда, когда будущая мать полностью осознаёт его смысл с общественной и личной точки зрения, понимает реальные проблемы, которые связаныс материнством, сознательно берет на себя их решение,подготавливает себя к их реализации [13].

Правильная подготовка себя непосредственно к выполнению родительской роли включает позитивное видение материнства – это не взгляд на материнство сквозь «розовые очки», а это новые возможности для мобилизации своего потенциала.

Так, Е.В. Матвеева полагает, что перечисленные выше составляющие могут отражать уровень готовности женщины к материнству и служить основанием для прогноза качества материнской позиции и последующего материнского поведения [14].

Таким образом, при изучении готовности к материнству рассматриваются изменения в жизни женщины, готовящейся стать матерью. На психологическую готовность к материнству влияет ряд факторов, биологических, социальных и личностных. Важен опыт, полученный женщиной в детстве. Большую роль играют знания женщины об особенностях психического и физического развития ребенка. На готовность к материнству так же влияют мотивация женщины стать матерью, ее потребности и познания в материнстве, осознание важности своей роли в качестве матери, ее эмоциональное отношение к материнству.

Все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности.

Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.

В целом, на представления о материнстве у женщин влияют разные факторы – в первую очередь это образ собственной матери, вынесенный из семьи. Большую роль играет мотивация, или же желание стать матерью, само понимание, что такое материнство, которое во многом заключается в планировании семьи и беременности.

 

 

1.4Психологическое сопровождение беременных женщин

Прежде чем рассмотреть психологическое сопровождение беременных женщин, важно изучить само понятие психологического сопровождения.

Несмотря на то, что термин «психологическое сопровождение» устойчиво вошел в понятийный аппарат практических психологов, однозначного определения его так и не существует.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, сопровождать – значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-либо или идя за кем-либо. Рассматривая непосредственно психологическое сопровождение как вид психологической помощи, Р.В.. Овчарова обозначает сопровождение специально организованным процессом, который направлен на создание так называемого «переходного пространства», т.е. таких условий, в которых возможен выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом). [32]

В.М. Целуйко применяет понятие «сопровождение» для обозначения недирективного оказания здоровым людям психологической помощи, которое направлено «на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, которая способствует саморазвитию и активизации собственных ресурсов человека [27]

Сопровождение рассматривается как системная интегративная технология социально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа. [9]

Н.П. Коваленко отмечает, что психологическое сопровождение – это коллективная работа обучаемых и обучающих, которая направлена на раскрытие личностных ресурсов, имеющихся в психологическом арсенале индивидуума, таких как наличие определенных талантов, способностей, личностных свойств и качеств и пр., а также получение доступа к этим ресурсам, преобразование личности и, в итоге, достижение творческой самореализации, целостности и душевной гармонии [21, с. 113]

Психологическое сопровождение предполагает разрешение проблем и задач таких значительных направлений жизни человека, как развитие личности, творческой реализации и успешности, самопознания, воспитания детей, межличностных взаимоотношений и пр. Когда социально-психологическое сопровождение организованно успешно, оно открывает перспективы личностного развития, помогает человеку выйти из «зоны комфорта» в ту «зону развития», которая на данный момент ему еще недоступна. [23 с.4-12]

Наиболее полно принципы психологического сопровождения личности описаны Е.И. Казаковой [20]:

а) гуманизм;

б) ориентация на максимальные возможности и ресурсы личности;

в) соответствие характера обучения, просвещения сензитивным периодам жизни человека;

г) организация личностно-ориентированного образования; д) забота о социальном самочувствии личности;

 е) социально–психологическое    сопровождение личности и  ее самоопределение;

ж) деловой контакт со специалистами смежных профессий [22]

Также можно выделить этапы психологического сопровождения личности:

1) Постановка задачи. Клиент, также как и психолог должен представлять, результат их совместной работы, в какой момент можно завершить процесс, однако, в каждом персональном случае задачи сопровождения зависят от индивидуальных особенностей личности, которой оказывается психологическая помощь, и той непосредственной ситуации, в которой реализовывается сопровождение.

2) Выявление и анализ причин психологической проблемы. Данный этап является основополагающим в психологической помощи. В ходе его реализации может быть преодолено множество существующих проблем.

3) Овладение новыми способами поведения и взаимодействия с окружающими людьми и их закрепление [31].

Важнейшей характеристикой психологического сопровождения считается создание условий для возможности осуществления личностью самопомощи.

Проанализировав различные подходы к определению понятия психологического сопровождения, мы сделали вывод, что психологическое сопровождение личности – это некая система деятельности, которая направлена на создание благоприятных условий здоровой личности, а также на понимание ситуации, помощь в разрешении различных противоречий и конфликтов.

Так, можно определить, что в психологическом сопровождении нуждаются люди, испытывающие некоторые трудности на определенном этапе своей жизни и испытывающие потребность в психологической поддержке и помощи.

В предыдуших параграфах, рассматривая психологические особенности беременных женщин, мы выяснили, что женщина в данный период жизни уязвима и подвержена различным негативным психическим состояниям, таким как тревога, подавленность, страх, неуверенность в себе и пр. Таким образом, становится очевидно, что беременность – это острый период внутриличностных противоречий, этап организации женщины как матери, а в связи с тем, что успешная адаптация женщины к новой роли обеспечивает продуктивное выполнение ею материнских функций и формирование психического здоровья ребенка, важны не только включенность медицинского обследования, но и психологическое сопровождение женщины [22].

Важно отметить, что психологическое сопровождение беременных женщин является хоть и относительно новым направлением, но развивается достаточно активно.

До недавнего времени беременные женщины находились исключительно под наблюдением медицинских работников, целью которых является наблюдение и поддержание физического здоровья матери и ребенка. Данный этап жизни женщины стал настолько поглощен медициной, что психоэмоциональная сторона беременности, и пренатальное общение с ребенком давно перестало быть определяющим. Роды, в некотором смысле, стали схожи с операцией, осуществляемой исключительно в стационарных условиях, а беременность под систематичным наблюдением врача и контролем медицинских анализов – это подготовка к ней.

На сегодняшний день, перинатальная психология, являясь одной из относительно новых и еще недостаточно теоретически оформленных отраслей психологии, тем не менее, интенсивно развивается практически в виде психокоррекционных и просветительских программ для беременных женщин, рожениц, их семей [9].

И.В. Добряков сделал попытку разделить существующую массу теоретических подходов к обоснованию психологического сопровождения беременных женщин на 4 большие группы:

1) Эклектически-дилетантский подход зачастую встречается в практической деятельности лиц, не имеющих психологического образования. Недостаток медицинских и психологических знаний возмещается набором случайных идей и сведений, которые абсолютно не связаны друг с другом. Для данного подхода, ввиду ограниченного представления об особенностях беременных женщин, типичны склонность к организации сверхценных идей, зачастую религиозно-мистического содержания, стремление показать свой авторитет в глазах женщины, зачастую используя ее повышенную внушаемость, самоуверенность, твердость взглядов и суждений, непринятие конструктивной критики и замечаний, отрицание важности медицинской помощи, отрицание сотрудничества с медицинским персоналом, а также недостаточность внимания к личности беременной. Эффективность собственной работы дилетанты зачастую оценивают по субъективным критериям: собственные впечатления и положительные отзывы беременных.

2) Медико-редукционистский подход связан с тем, что в настоящее время, хоть и растет интерес к перинатальной психологии, но интерес к психологии и понимание ее у многих врачей-акушеров крайне поверхностны. Все проблемы связанные с репродуктивным здоровьем женщины объясняются только биологическими причинами, а психология воспринимается как набор тестов и техник, зачастую использующихся лишь для диагностики. Данный подход также характеризуется недостаточным вниманием, вплоть до полного игнорирования психологического состояния пациентки, а темы бесед с женщинами ограничены преимущественно медицинскими лекциями, соответственно внимания к личности беременной осуществляется минимально. Данный подход зачастую ведет к высокой степени риска возникновения ятрогений.

3) Психолого-редукционистский подход во многом схож с эклектически- дилетантским подходом, однако отличается от него наличием хорошей теоретической базы (преимущественно психологической, социальной, но иногда и наличие философских и даже эзотерических идей). Это характерно и для медико-редукционистского подхода, но в противоположность ему, при данном подходе считается, что проживание беременности и родов определяется главным образом психологическим состоянием женщины, поэтому при возникновении репродуктивных проблем используется попытка найти психологические причины обоснования проблемы и необходимость психотерапии и психокоррекции. Физиологическим, биологическим и медицинским факторам уделяется незначительное внимания. Также, такие специалисты категоричны в своих суждениях, у них проявлена повышенная самоуверенность, попытка навязать свое мировоззрение или веру и стремление стать для женщины незаменимым помощником.

4) Биопсихосоциальный подход представляет собой интеграцию психологических, биологических и социальных факторов в одну теоретическую модель, которая нацелена на максимально полное осмысление закономерности и взаимосвязи процессов, связанных с репродуктивной системой [15]

На сегодняшний день, в практике сопровождения беременных женщин преобладает преимущественно медико-редукционистский подход, осуществляемый массово на базе женских консультаций.

В науке, ведущим в сопровождении беременных является биопсихосоциальный подход (Г. Г. Филиппова [42], Н.П. Коваленко [21], И.В. Добряков [15]), авторы считают его единственно удовлетворительным для реализации сопровождения беременных женщин и активно внедряют его в практику сопровождения.

Л.Н. Рабовалюк в своей работе «Ценностные ориентации женщин с разными вариантами психологического компонента доминанты беременности» опирается на теории И.В. Добрякова в осуществлении психологического сопровождения беременных в теории биопсихосоциального подхода. На основании эмпирических данных, она сформулировала некоторые условия психологического сопровождения беременных женщин:

1. Разделение беременных женщин по группам медицинского и психологического риска.

2. Необходимость системы психопрофилактики до наступления беременности.

3. Психологическая помощь должна быть доступной и адресной.

4. Необходима своевременная диагностика готовности к материнству и ценностных ориентаций женщины.

5. Оказание психологической помощи на различных уровнях беременной женщины (личностный, эмоциональный, когнитивный, операциональный, психофизический, межличностный).

6. Оказание комплексной помощи женщине.

7. Работа с семейным окружением женщины [15].

Исследуя законодательство Республики Беларусь в области обеспечения гарантий и помощи беременным женщинам, можно увидеть, что достаточное количество нормативно-правовых актов регулируют социальные гарантии и трудовое право беременных женщин, а также деятельность учреждений здравоохранения в области оказания медико-социальной помощи и медицинского сопровождения беременных женщин. Психологическая поддержка, а, тем более, психологическое сопровождение практически не регулируется российским законодательством, отдавая приоритет в этом направлении различным религиозным, общественным или благотворительным организациям. Редкие нормативные акты, принятые в различных регионах страны, предполагают лишь оказание медико-психо-социальной помощи беременным, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В Республике Беларусь значительное внимание уделяется охране материнства и детства. На основе теоретических исследований и эмпирического опыта разрабатываются новые подходы и методы по оказанию медико-социальной помощи беременным женщинам. Особую заботу вызывает категория беременных, безответственно относящихся к своему здоровью и к здоровью своего будущего ребенка, молодых матерей, обязанных лиц. Разработан алгоритм взаимодействия заинтересованных органов при принятии решения о возможности (невозможности) выписки из учреждений здравоохранения новорожденных детей, у родителей (матери) которых выявлены критерии и показатели социального неблагополучия. Сложившаяся практика совместной работы учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел, социальных служб Республики позволяет значительно улучшить качество медицинского и социального сопровождения жизнедеятельности беременных и родильниц из группы высокого социального риска [26].

Изучив специфику проведения программ подготовки к родам, основанных на базе женских консультаций, можно увидеть, что установленное время проведения одного занятия варьируется от 40 до 60 минут, в то время как заявленная тематика каждого занятия достаточно обширна. Занятия проводятся врачами педиатрами и акушерами. Не во всех программах осуществляет работу психолог, а из тех программ подготовки, где предполагается наличие психолога, часто работа его сводится к проведению аутотренинга [34].

Таким образом, программы подготовки к родам, основанные на базе  женских консультаций, использующие в своей основе медико- редукционистский подход, имеют среди своих достоинств максимальный охват беременных женщин, однако, к недостаткам можно отнести ограниченность во времени, перевес в сторону медицинских аспектов подготовки, незамотивированность или, иногда, полное отсутствие психологов. В таких программах используется преимущественно лекционный стиль проведения, зачастую с практически полным отсутствием к возможности рефлексии и обсуждениям.

Коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуально практикующие специалисты, используя в основе своей деятельности психолого-редукционистский, напротив, предпочитают лекционной форме подачи материала различные варианты воздействия и взаимодействия, такие как техники расслабления и дыхания; стабилизация эмоционального состояния; различные техники арт-терапии и телесно-ориентированной терапии, а в некоторых случаях и техники, направленные на развитие творческих способностей, развитие эмоциональной сферы, личностный рост, снятие тревоги, проработку образа ребенка прочее [36]

Биопсихосоциальный подход к психологическому сопровождению осуществляет интеграцию медико-физиологической составляющей и психологических практик. Исследуя такой вид психологического сопровождения беременных женщин, мы увидели, что он может быть достаточно эффективным. Данные программы ориентированы не только на групповую работу, но и имеют возможность использования индивидуального консультирования женщин или семейных пар. Занятия психолога включены в план программы и направлены на проработку страхов и снятие тревожности.

Однако, к минусам такого сопровождения можно отнести то, что целью реализации таких программ становится непосредственно подготовка к родам, а не повышение родительской компетентности, профилактика девиантного материнства и психологическую подготовку к материнству через развитие и формирование ценности ребенка и родительства в целом. Также, к минусам данных программ можно отнести то, что осуществление их происходит на коммерческой основе. Редкие программы психологической подготовки к родам, безвозмездно осуществляемые на базах общественных, религиозных организаций или в центрах социальной помощи, имеют своей целевой аудиторией женщин, находящихся в кризисном положении или трудной жизненной ситуации [38].

Также, изучая различные программы психологического сопровождения беременности, выявлена проблема в том, что данные программы, в большинстве своем, теоретически не обоснованны и нет данных об их эффективности.

Таким образом, на сегодняшний день, в практике сопровождения беременной женщины используются разные подходы, однако самым оптимальным считается биопсихосоциальный подход, который интегрирует медицинскую, психоэмоциональную и социальную помощь беременным.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: