Теория семейного цикла

 

Семья – это в первую очередь социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности [47].

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий [3].

Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла [48].

Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере.

Идея о семейных циклах появилась в психологии в 40-х годах ХХ в., придя из социологии. Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на общенациональной американской конференции по проблемам семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла [2].

В 60-х годах, когда эта идея начала рассматриваться в психотерапии, жизненный цикл семьи стал сводиться к 7–8 стадиям. Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи у разных исследователей. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В большинстве случаев такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Подобный подход характерен как для отечественных, так и зарубежных ученых.

В частности, Э. Дюваль в жизненном цикле были выделены восемь стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст) [32].

Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.

Вторая стадия. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.

Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.

Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.

Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.

Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.

Восьмая стадия. Стареющая семья.

В литературе в большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, в развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так, П. Сорокин выделял 4 стадии:

1. брачная пара в момент образования;

2. семья с маленькими зависимыми детьми;

3. семья, по крайней мере, с одним взрослым ребенком;

4. стадия отделения всех детей [2].

Отечественный ученый А. И. Антонов выделяет пять семейных событий: заключение брака рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей.

Стадия родительства часто учеными подразделяется на:

стадия предродительства – это период вступления в брак, зачатия первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом смысле слова, ибо, по слова А. И. Антонова, «лишь рождение детей превращает брачную пару в семью»;

стадия репродуктивного родительства – это стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей, в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом рождений;

стадия социализированного родительства – это стадия воспитания детей, который для многих родителей может не закончиться никогда, но которую следует ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения последнего из взрослых детей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать «продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить со своими родителями.

Исследователями семьи выделяется и стадия прародительства – эта стадия наступает с появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедушку, хотя это не означает прекращения стадии «социализированного родительства», если в семье еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародительства длится до смерти супругов.

Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом. Следует отметить, что за последние 50 – 100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, но изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого пост родительского периода продолжает увеличиваться, длительность же «репродуктивного периода» (в терминах А. И. Антонов), напротив, сокращается в результате уменьшения количества детей в семье. А. И. Антонов, используя статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно определить длительность каждой из предложенных им стадий:

1 стадия – примерно 1,1 год;

2 стадия – 2,5 года;

3 стадия (если считать с момента рождения до паспортного совершеннолетия первого ребенка) – 14,9 лет плюс 8 лет периода «продолженной социализации»;

4 стадия – 19,9 лет [3].

В психологической литературе критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения отдельных функция семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации. Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:

· период добрачного ухаживания;

· молодая брачная пара без детей;

· семья с маленькими детьми;

· семья с детьми-школьниками или подростками;

· отделение детей от родителей;

· супружество в позднем возрасте.

Также при анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет:

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и морально поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети – школьники или студенты – становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности [13].

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов [26].

При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы [21].

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с "приходом" одних членов семьи и "уходом" других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как "ненормальные". Нормальные изменения в семье – это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др [44].

По мнению Д. Леви, существуют следующие типы ситуативных изменений в семье:

· «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

· «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

· изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т.п.);

· биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т.д.);

· изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

· «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т.д.).

В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как «нормативные». Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм "регрессии") либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»). Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС [43].

Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам.

0-1. Принятие на себя супружеских обязательств.

1-2. Освоение супругами родительских ролей.

2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.

3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).

4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.

5-6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка.

7-8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем.

8-9. Принятие факта ухода на пенсию и старости [33].

В развитии супружеских отношений выделяют два основных критических периода. Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:

· исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;

· рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

· более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

· с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;

· с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживания ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно «опасностью и надеждой» – он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы [33].

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов.

 

 

1.2 Психологические особенности беременной женщины

При переживании беременности у женщин наблюдаются изменения на следующих уровнях

1. Физиологический уровень. Известен факт, что в период проживания беременности происходят изменения во внешности женщины, изменения телесных ощущений, ритмы функционирования и прочее. Физиологические изменения, которые непосредственно связанны с беременностью, оказывают влияние на эмоциональный фон женщины, а также частично определены переменами в аффективной сфере, которая характеризуется неустойчивостью и даже противоречивостью. С одной стороны, женщина испытывает чувство радости, удовлетворения и чувство гордости в связи с наступающим материнством, с другой – страх перед взрослением, страхи осложнений в течении беременности и родовой деятельности, сомнение в собственной материнской компетенции и состоятельности. Также, физиологические изменения, которые происходят с беременной женщиной, зачастую представляют невозможность полноценной сексуальной жизни, что создает или в достаточной степени увеличивает дистанцию в отношениях с мужчиной. В связи с этим, важно формирование психологического принятия происходящих физиологических изменений.

2. Когнитивный уровень. Изменения данной сферы, в основном, проявлены сложностями с логикой и памятью. Вместо привычной для женщины деятельности, часто появляется потребность в уединении. Эти изменения когнитивной сферы связаны с преобладанием работы у беременной женщины правого полушария головного мозга и формированием доминанты беременности. Добряковым И.В. была выдвинута гипотеза, о том, что психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) у разных женщин отличается. Он предположил, что если ПКГД выражен «слабо», т.е. перестройка психики беременной незначительна, то это может отрицательно сказаться на проживании беременности и родов. [15 c.]

Определенные психолого-педагогические знания, связанные с беременностью и материнством, а также формирование гуманитарной и творческой направленности личности вполне может помочь женщине повысить уровень ПКГД. Информация о ходе беременности, родах, послеродовом периоде, особенностям ухода за ребенком привносят в представления беременной женщины о материнстве ясность и конкретность. Это позволяет опредметить общую тревогу. По мере увеличения информированности внушающие опасения моменты становятся рационально осознанными. Знания помогают разрушить мифы, которые окружают беременность и роды, а также вселяют чувство уверенности и ощущение защищенности женщины.

3. Социальный уровень. Изменения в социальной позиции женщины происходят как на макроуровне (социальные институты, государство, религия), так и в микро-сообществе (собственная семья женщины и ее ближайшее окружение: родительская семья, друзья, специалисты, работающие с семьей и пр.). Беременность, являясь особым периодом в жизни женщины, влечет за собой большие перемены в отношениях с людьми, в ее профессиональной деятельности и пр. Женщина перестает быть активным членом социума, меняются ее отношения с мужчиной, формируются новые роли. Все эти обстоятельства вызывают определенный уровень тревоги у женщины. В рамках психологического сопровождения беременной женщины очень важно акцентировать ее внимание на широкое и дифференцированное представление о социальных ресурсах, а также помочь ей в осознании своих отношений с близкими, взаимных ожиданий, неозвученных обязательств и пр.

Кризис, который представляет из себя освоение новой социальной роли (роли матери) по сути представляется кризисом идентичности (К.Н.Поливанова, Дж. Марсиа, И.В. Дубровина, Э. Эриксон,). Формирование этой идентичности достаточно длительный и сложный процесс, сопровождающийся нарушениями психологического благополучия. Сформировавшаяся готовность женщины к материнству предполагает собой успешность в завершении кризиса идентичности, который, в свою очередь, сопровождается стабилизацией эмоционального состояния, приобретением психологического благополучия, а также осознание и принятие материнской роли. В период психологического сопровождения женщины важно учесть данный феномен и оказывать помощь в формировании значимых материнских качеств, ценностно-смысловых ориентаций, родительского отношения и прочих аспектов.

4. Экзистенциальный уровень. Беременность затрагивает все жизненные основания женщины, обуславливающие серьезные изменения самосознания, отношение к себе, другим людям и к миру в целом. Экзистенциональный уровень охватывает глубокие личностные переживания женщины и имеет своей основой жизненно важные смыслы и ценности.

Ценность материнства оказывает определенное влияние на психологическую готовность женщины к беременности и ее эмоциональное состояние в этот период. На когнитивном уровне ценность материнства может проявиться в стремлении к ведению здорового образа жизни, отсутствию вредных привычек, в адекватной подготовке к беременности и родам, а также в оптимальном репродуктивном и контрацептивном поведении. [4]

Самоуважение женщины имеет такие ценностные установки как социальная и материальная независимости профессиональные достижения, самостоятельность в достижении общественного положения [40].

Отмечено также, что на сегодняшний день, уже в подростковом возрасте изменяется система ценностных ориентаций относительно создания семьи. Так, наблюдается: «низкий престиж материнства и отцовства; снижение репродуктивных установок; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи («гражданский брак», «гостевая семья» и др.); внебрачное рождение детей и др.» [3]

С.Н. Варламова, которая утверждает, что семейные ориентации 36% молодых Россиян до 30 лет не сопровождаются установкой на рождение детей, также подтверждает данные о снижении значения семейных ценностей в сознании современной молодежи. По данным опроса Института демографических исследований, в области основных жизненных целей молодых людей 14-30 лет, цель деторождения следует лишь после таких ценностей как хорошая семья, хорошие друзья, жизненный успех, здоровье [8].

В тоже время, ценностные ориентации женщины неразрывно связаны и напрямую влияют на мотивы рождения ребенка. При несформированной ценности материнства у женщины может возникнуть мотивационный конфликт или незрелость мотивации рождения ребенка, что, в свою очередь, осложняет адаптацию к беременности и материнству со стороны непринятия беременности, ребенка, себя как матери, а также затрудняет формирование родительской позиции. [30]

Формирование ценности материнства является важной задачей при осуществлении психологического сопровождения беременных женщин.

5. Эмоциональный уровень. Во время проживания беременности у женщин зачастую возникает эмоциональная неустойчивость, мнительность, раздражение, личностная тревожность, астеничность, сензитивность, неадекватная самооценка [24 с.289].

Детальное изучение эмоционального фона беременных важно также потому, он непосредственным образом влияет не только на протекание беременности и роды, но и на характер отношения к ребенку до и после его рождения, а также и на отношение к себе.

Некоторые авторы (Н.П. Коваленко [21], А.. Захаров [18]) ставят именно эмоциональную сферу на первую ступень, в связи с тем, что эта сфера претерпевает самые глубокие изменения и именно эмоциональный стресс является главной причиной множества нарушений в состоянии здоровья матери и ребенка, но, в тоже время, она наиболее податлива к изменениям. На изменение эмоционального состояния беременной женщины влияют множество различных факторов: наличие или отсутствие страха и тревожности; уравновешенность или психическая амбивалентность; адекватная или неадекватная самооценка; высокий или низкий уровень самопринятия, который проявляется в непринужденности поведения и открытости приобретения опыта либо в ригидности и высокой зависимости от мнения окружающих; в равном отношении к другим либо эгоцентризме или неадекватном альтруизме. Также созданию позитивных эмоций способствуют стабильно-благоприятная семейная обстановка, поддержка со стороны значимых людей [20].

По данным исследований Г.Г. Филипповой [42], и Г.А. Лескова [24], эмоциональное состояние женщины меняется в каждом триместре беременности. Эмоциональное состояние первого триместра беременности характеризуется амбивалентными чувствами радости и тревоги при ожидании подтверждения беременности (при желанной беременности). Женщина фокусирует свое внимание на внутренних переменах. У нее может наблюдаться быстрая смена эмоций от радостных до резко негативных, отмечаться плаксивость, раздражительность, внушаемость, страх относительно будущего. Основополагающим фактором, влияющим на эмоциональные реакции женщины на беременность, является семья и ближайшее окружение, в котором она живет. Также, высокое значение имеют возраст и состояние здоровья женщины.

Второй триместр характеризуется противоречивыми эмоциональными состояниями: у одних женщин психическое состояние нормализуется, повышается работоспособность, у других, наоборот, повышается невротичное состояние, происходит расстройство настроения с небольшим субдепрессивным компонентом. В этот период у женщин отмечается большая зависимость от динамики развития ребенка, большое внимание уделяется ребенку и материнству. При этом имеет место погружение в себя, развивается чувство собственной значимости.

В третьем триместре женщина начинает акцентировать внимание на родах, возникает страх родоразрешения и неизвестности. Этот период характеризуется возрастанием зависимости от других и появлением потребности в защите и безопасности.

Состояние эмоциональной неудовлетворенности или нестабильности приводит к образованию стресса, который соматически проявляется в виде повышении раздражения, нарушения сна, частых испугов и семейных переживаний. Чрезмерная тревожность, повышенная мнительность, впечатлительность, высокий эгоцентризм, страх боли, содействуют появлению эмоционального стресса при беременности, которая в последующем итоге начинает восприниматься как негативное эмоциональное состояние, которое, в свою очередь, осложняет протекание беременности и родов. [27]

Эмоциональный стресс во время беременности – основная причина нарушений состояния здоровья матери и ребенка. Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результате антенатальных психогенных факторов. [9] Г.А. Захарова доказала также, что эмоциональный стресс при беременности отрицательно сказывается как на последующем здоровье ребенка, так и на течении родов [18]. Переживание эмоциональных реакций оказывает также значительное влияние как на проживание беременности и родов, так и на дальнейшее развитие ребенка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: