Рабочая тетрадь. Тема 3.
Раздел 3. Генные болезни.
Тема 3.1. Семиотика наследственных заболеваний. Клинико-генеалогический метод.
Цель: Изучить клинические особенности течения наследственных заболеваний. Изучить значение клинико-генеалогического метода, его основные цели и задачи. Научиться правильно использовать соответствующую терминологию.
Задачи: Рассмотреть основные терминологические понятия медицинской генетики, обучить студентов применению клинико-генеалогического метода, изучить особенности наследственной патологии.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме:
1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Клинико-генеалогический метод, его возможности и значение в медико-генетическом консультировании.
2. Показания для проведения клинико-генеалогических исследований.
3. Составление карты фенотипа.
4. Составление родословной.
5. Определение наследственного характера патологии.
6. Определение типа наследования.
3) Дать определения:
Синдром – __________________________________________________________________
Симптом- _____________________________________________________________________________
Дисморфогенез- ____________________________________________________________________________-
Заполнить таблицу «Характерные критерии различных типов наследования»
| Типы наследования | Критерии | Примеры заболеваний |
| 1. Аутосомно-доминантный | ||
| 2. Аутосомно-рецессивный | ||
| 3. Х-сцепленный доминантный | ||
| 4. Х-сцепленный рецессивный | ||
| 5. Голандрический | ||
| 6. Митохондриальный |
Показания для проведения клинико-генеалогического исследования.
· _____________________________
· _______________________________
· __________________________________
· ___________________________________
· _____________________________________
· ____________________________________
· _________________________________________
· ____________________________________
· ________________________________________
Причины трудностей составления родословной.
· _______________________________________
· __________________________________________
· __________________________________________
· ____________________________________________
· ____________________________________________
Составить таблицу «Малые аномалии развития (МАР)»
| МАР | Определение |
| Витилиго | |
| Гипертелоризм | |
| Гипотелоризм | |
| Гипертрихоз | |
| Гипотрихоз | |
| Гирсутизм | |
| Диастема | |
| Макротия | |
| Микротия | |
| Микрогения | |
| Микрогнатия | |
| «Мыс вдовы» | |
| Прогения | |
| Прогнатия | |
| Синофриз |
8). Подготовить реферат по следующим темам:
1. Этиология, клинические симптомы, диагностика и основные принципы лечения фосфат-диабета.
2. Этиология, клинические симптомы, диагностика и основные принципы лечения гемофилия А и В.
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов по теме:
Работа 1. Определение типа наследования.
Цель работы: Изучить основные закономерности наследования.
Изучите представленные ниже графические изображения родословных.
1.
Определить характер наследования признака и расставить генотипы всех членов родословной:
2. По характерным фенотипическим признакам и фрагменту родословной пробанда определите заболевание и тип наследования.

3. Проведите анализ родословной семьи с альбинизмом. Определите тип наследования признака, генотипы членов родословной. Вычислите вероятность рождения больных детей от брака 1 и 2 (III).

4. Родословная семьи с витамин D-резистентным рахитом. Определите вероятность рождения здоровых детей от брака 3 (II) со здоровой женщиной.

5.
Проанализируйте родословную семьи. Определите тип наследования признака, генотипы членов родословной. Вычислите вероятность рождения больных и здоровых детей от брака 1 и 2. Какое заболевание может передаваться по данному типу наследования.
6. Проанализируйте родословную семьи. Определите тип наследования, генотипы членов родословной. Вычислите вероятность рождения детей с гипертрихозом от брака 1 и 2 (II). Определите пол этих детей. Какое заболевание может передаваться по данному типу наследования.

Работа 2. Этапы клинического поиска.
Цель работы: Изучить последовательность применения методов диагностики в генетике. Используя данные реферативных сообщений, охарактеризуйте этапы диагностического поиска для конкретных клинических случаев.
| Этап | Название этапа | Применяемые методы диагностики | Использование электронных баз данных (да/нет) | Диагноз, устанавливаемый в результате исследования | Клинический пример |
| I | Клинический | ||||
| II | Параклинический |






