Раздел 1. Формальная логика как наука
Тема 1.1. Объект и предмет логики
Логический процесс мышления как познавательный процесс отражения объективной реальности. Виды мышления. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Мышление как объект формальной логики. Логика и другие науки о мышлении. Объективная обусловленность мышления в его содержании и формах.
Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Взаимосвязь и взаимодействие форм мышления в реальной практике мыслительной деятельности. Связь мыслей. Закон мышления. Понятие логического закона. Объективный характер законов мышления. Взаимосвязь и единство законов мышления. Основные средства мышления: принципы мышления, правила мышления, формально-логические законы. Предмет формальной логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Логика формальная и диалектическая, ограниченность функций формальной логики. Логика и язык.
Задания для самостоятельной работы
|
|
1. Установите, какие из приведенных ниже выражений естественного языка имеют одинаковую логическую форму:
- Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности;
- Все адвокаты - юристы;
- Некоторые работники нарушают трудовую дисциплину;
- Среди юрисконсультов есть женщины;
- Иванов окончил экономический факультет и стал брокером на финансовой бирже.
- Москва - столица России;
- Если у человека есть деньги, то он может купить товар*;[1]
- Каждый человек имеет право на труд;
- В библиотеке есть интересные книги;
- Все финансовые разногласия между партнерами были урегулированы в результате переговоров*;
- Фирма вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству;
- Михайлов с отличием окончил РТА и получил диплом юриста*;
- Каждая страна имеет свой гимн;
- Ни один продавец не имеет права нарушать права покупателя;
- Если потребители получают общественные товары в равных объемах, то и платить за них налоги они должны в равной мере*;
- Масштаб цен устанавливается государством;
- Дж. Кейнс предложил новую концепцию макроэкономического равновесия*.
2. Укажите, какие из приведенных высказываний являются истинными, ложными или бессмысленными:
- Системный подход является адекватным методом исследования рыночной системы*.
- Александр Македонский мало чему научился у своего учителя Аристотеля.
- «Конкресцирование абстрактных идей в сфере пластики представляет ту фразу самоищущего духа, в которой он, определяясь для себя, потенциируется из естественной имманентности в гармоническую сферу образного сознания в красоте».
|
|
- Самая высокая горная вершина была заметно ниже окружающих ее вершин.
- «Обращаясь к рационально-апоплексическому анализу дисгармонии фазисов современного апогея, мы эфемерно субъективируемся в рационально-трансцендентном апофеозе и симбиозе» *.
- Гоголь писал «Мертвые души» в Риме.
- Доход от реализации продукции – это выручка, полученная от реализации продукции *.
- Получение прибыли является главной целью бизнеса.
- «Затруднено выявление при описании лексического сочетания слов константных, а тем самым приписываемых языку характеристик контекста, элиминирование экстралингвистических обусловностей и эксплицирование именно сочетаемостных характеристик»*.
- Если паровоз, то идет снег, или дует сильный ветер.
- Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
- Не все то золото, что блестит*.
3. Выразите свое согласие или несогласие с мнением о том, что особое место в профессиональном мышлении юриста занимает язык. Обоснуйте свою точку зрения.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
И подготовке к практическому занятию
Студентам следует рассмотреть ступени процесса познания: чувственное познание и мышление. При этом особое внимание нужно уделить особенностям абстрактного мышления, трем его основным формам: понятию, суждению и умозаключению. При изучении этой темы следует понять роль естественного и искусственного языков в познании. Необходимо ознакомиться и иметь представление об искусственных языках науки логики: о языке логики высказываний и языке логики предикатов.
Основные проблемы темы должны быть глубоко усвоены. Это - понятие логической формы, конкретное содержание и логическая структура мысли; понятие логического закона; истинность мысли и правильность рассуждений по форме; основные черты правильного мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «логика», «наука», «форма мышления», «чувственное познание», «рациональное познание», «формальная логика», «язык», «знак», «знак-образ», «знак-символ», «семиотика», «синтаксис», «семантика», «язык логики высказываний», «язык логики предикатов».
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что представляет собой чувственное познание, в каких формах оно протекает?
2. Что такое абстрактное мышление, в чем состоит его роль в познании?
3. Что составляет предмет формальной логики? Каково ее место и роль в системе научного знания?
4. В чем состоит отличие формальной логики от логики диалектической?
5. Что такое логическая форма?
6. В чем отличие истинности мысли от ее логической правильности?
7. Как, на ваш взгляд, соотносятся логические формы и объективный мир?
8. Как соотносятся язык и мышление?