Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем

Раздел 1. Формальная логика как наука

Тема 1.1. Объект и предмет логики

Логический процесс мышления как познавательный процесс отражения объективной реальности. Виды мышления. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Мышление как объект формальной логики. Логика и другие науки о мышлении. Объективная обусловленность мышления в его содержании и формах.

Понятие логической формы. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Взаимосвязь и взаимодействие форм мышления в реальной практике мыслительной деятельности. Связь мыслей. Закон мышления. Понятие логического закона. Объективный характер законов мышления. Взаимосвязь и единство законов мышления. Основные средства мышления: принципы мышления, правила мышления, формально-логические законы. Предмет формальной логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Логика формальная и диалектическая, ограниченность функций формальной логики. Логика и язык.

Задания для самостоятельной работы

1. Установите, какие из приведенных ниже выражений естественного языка имеют одинаковую логическую форму:

- Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности;

- Все адвокаты - юристы;

- Некоторые работники нарушают трудовую дисциплину;

- Среди юрисконсультов есть женщины;

- Иванов окончил экономический факультет и стал брокером на финансовой бирже.

- Москва - столица России;

- Если у человека есть деньги, то он может купить товар*;[1]

- Каждый человек имеет право на труд;

- В библиотеке есть интересные книги;

- Все финансовые разногласия между партнерами были урегулированы в результате переговоров*;

- Фирма вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству;

- Михайлов с отличием окончил РТА и получил диплом юриста*;

- Каждая страна имеет свой гимн;

- Ни один продавец не имеет права нарушать права покупателя;

- Если потребители получают общественные товары в равных объемах, то и платить за них налоги они должны в равной мере*;

- Масштаб цен устанавливается государством;

- Дж. Кейнс предложил новую концепцию макроэкономического равновесия*.

2. Укажите, какие из приведенных высказываний являются истинными, ложными или бессмысленными:

- Системный подход является адекватным методом исследования рыночной системы*.

- Александр Македонский мало чему научился у своего учителя Аристотеля.

- «Конкресцирование абстрактных идей в сфере пластики представляет ту фразу самоищущего духа, в которой он, определяясь для себя, потенциируется из естественной имманентности в гармоническую сферу образного сознания в красоте».

- Самая высокая горная вершина была заметно ниже окружающих ее вершин.

- «Обращаясь к рационально-апоплексическому анализу дисгармонии фазисов современного апогея, мы эфемерно субъективируемся в рационально-трансцендентном апофеозе и симбиозе» *.

- Гоголь писал «Мертвые души» в Риме.

- Доход от реализации продукции – это выручка, полученная от реализации продукции *.

- Получение прибыли является главной целью бизнеса.

- «Затруднено выявление при описании лексического сочетания слов константных, а тем самым приписываемых языку характеристик контекста, элиминирование экстралингвистических обусловностей и эксплицирование именно сочетаемостных характеристик»*.

- Если паровоз, то идет снег, или дует сильный ветер.

- Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

- Не все то золото, что блестит*.

3. Выразите свое согласие или несогласие с мнением о том, что особое место в профессиональном мышлении юриста занимает язык. Обоснуйте свою точку зрения.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

И подготовке к практическому занятию

 

Студентам следует рассмотреть ступени процесса познания: чувственное познание и мышление. При этом особое внимание нужно уделить особенностям абстрактного мышления, трем его основным формам: понятию, суждению и умозаключению. При изучении этой темы следует понять роль естественного и искусственного языков в познании. Необходимо ознакомиться и иметь представление об искусственных языках науки логики: о языке логики высказываний и языке логики предикатов.

Основные проблемы темы должны быть глубоко усвоены. Это - понятие логической формы, конкретное содержание и логическая структура мысли; понятие логического закона; истинность мысли и правильность рассуждений по форме; основные черты правильного мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «логика», «наука», «форма мышления», «чувственное познание», «рациональное познание», «формальная логика», «язык», «знак», «знак-образ», «знак-символ», «семиотика», «синтаксис», «семантика», «язык логики высказываний», «язык логики предикатов».

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Что представляет собой чувственное познание, в каких формах оно протекает?

2. Что такое абстрактное мышление, в чем состоит его роль в познании?

3. Что составляет предмет формальной логики? Каково ее место и роль в системе научного знания?

4. В чем состоит отличие формальной логики от логики диалектической?

5. Что такое логическая форма?

6. В чем отличие истинности мысли от ее логической правильности?

7. Как, на ваш взгляд, соотносятся логические формы и объективный мир?

8. Как соотносятся язык и мышление?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: