1. Почему французский философ-просветитель Джон Локк называл логику «анатомией мышления»?
2. Как вы понимаете слова немецкого философа XIX в. Ф. Ницше: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления»?
3. Согласны ли вы с утверждением французского философа Нового времени Френсиса Бэкона: «Если человек окажется подлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так и изобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этому благоприятствуют»?*
4. «Логика оттолкнула от меня мир», - говорил французский философ, теолог и поэт 12 в. Пьер Абеляр. Как вы думаете, данное высказывание мыслителя говорит о позитивном или негативном его отношении к логике?
5. По мнению французского писателя Виктора Гюго: «Логика не знает жалости». Попробуйте понять, а затем объяснить данную точку зрения*.
6. Видный польский логик и философ Ян Лукасевич (1878-1956) был глубоко убежден, что «логика – нравственность мысли и речи». Как вы считаете: в каком смысле он об этом говорит?*
|
|
7. Значение логики в жизни человека и общества по-разному оценивалась и оценивается сейчас. Поразмышляйте над приведенными высказываниями. С чем вы согласны, а что бы хотели возразить?
- «Логика – это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте» (Джозеф Вуд Кратч);
- «Логика – дырявая ложечка, которой философия пытается вычерпать океан мироздания» (Би Дорси Орли)*;
- «Было бы крайне не логично руководствоваться в жизни только логикой» (Лешек Кумор);
- «Неопровержимая логика характерна для маньяка» (А. Кристи)*.
- «Нет логики мужской и женской. Логика едина, и либо она есть у человека, либо ее нет»*.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
И подготовке к практическому занятию
Студентам следует глубоко усвоить основные проблемы темы. Это – объект и предмет логики как науки; понятие логической формы, конкретное содержание и логическая структура мысли; понятие логического закона; истинность мысли и правильность рассуждений по форме; существенные признаки правильного мышления; история логики.
Особый акцент при этом должен быть сделан на необходимость формирования совокупности знаний и умений такого рода, которые называются логической культурой личности и которые определяются врожденным потенциалом индивида, окружающей социальной средой и определенной логосферой.
В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «культура мышления», «формально-логическая культура», «логическая культура таможенника».
Контрольные вопросы для самопроверки
|
|
1. В чем состоит сущность логической культуры личности?
2. Какова структура логической культуры?
3. Дайте определение культуры абстрактно-логического мышления?
4. В чем состоит отличие культуры абстрактно-логического мышления от культуры деятельности по реализации следствий мышления?
5. Как связаны диалектическая и формально-логическая культура мышления?
6. В чем состоит значение логики в деятельности таможенника?
Раздел 2. Основные формы мышления
Тема 2.1. Понятие
Понятие как центральная категория логики. Языковые формы выражения понятий. Приемы образования понятий. Логическая структура понятия: содержание понятия и его объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Виды понятий по объему: общие (регистрирующие и нерегистрирующие), единичные и нулевые. Виды понятий по содержанию: конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Логическая характеристика основных таможенных понятий.
Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые. Логические отношения между совместимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение. Логические отношения между несовместимыми понятиями: соподчинение, противоположность, противоречие.
Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление. Виды, правила определения и деления понятий. Значение операций определения и деления в профессиональной практике таможенника.