И подготовке к практическому занятию

 

Цель самостоятельной работы выработать навыки логически правильного построения умозаключений, в которых выводы основываются не на внутренней структуре простых суждений, а на характере связи между суждениями.

Студенты должны выяснить, чем обусловлена распространенность индуктивных умозаключений и каковы условия правильности выводов в них. В чем отличие индуктивных умозаключений от дедуктивных умозаключений? Важно усвоить, что рассуждения этого типа положены в основу профессионального доказывания.

Следует осуществить анализ структуры, свойств и разновидностей индуктивного умозаключения. Вы должны разобраться со следующими вопросами: каковы основные условия применения полной индукции; в чем состоит логическая сущность неполной индукции, и какие ее виды различают; какие логические ошибки возникают при нарушении требований популярной индукции; что такое научная индукция и в чем заключается ее познавательная роль.

При изучении специфики научной индукции следует, прежде всего, выяснить логическую сущность индуктивных методов выявления причинно-следственных связей. При этом важно иметь в виду, что каждый метод имеет формулировку выражения своей сущности и символическую запись. Важно уяснить роль каждого метода в познании профессиональных явлений.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «индуктивное умозаключение», «полная индукция», «неполная индукция», «популярная индукция», «научная индукция», «метод сходства», «метод различия», «соединенный метод сходства и различия», «метод сопутствующих изменений», «метод остатков».

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое индуктивное умозаключение?

2. Каковы основные условия применения полной индукции?

3. В чем состоит логическая сущность неполной индукции, и какие ее виды различают?

4. Какие логические ошибки возникают при нарушении требований популярной индукции?

5. Что такое научная индукция и в чем заключается ее познавательная роль?

6. По какой схеме идет рассуждение методом сходства?

7. В чем специфика рассуждений по методу различия?

8. Как пользоваться соединенным методом сходства и различия?

9. На каких принципах строится рассуждение по методу сопутствующих изменений?

10. Какова логическая сущность метода остатков?

11. Какое применение находит индуктивное умозаключение в таможенной теории и практике?

Тема 2.6. Умозаключение по аналогии

Общая характеристика аналогии. Особенности аналогии как формы умозаключения, отличающие ее от других рассуждений. Правило, регулирующее логический переход в выводах по аналогии. Объективные основы получения только вероятностного заключения в аналогии. Условия повышения достоверности и степени вероятности выводов по аналогии.

Виды умозаключения по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений; строгая, нестрогая и ложная аналогия. Аналогия права. Аналогия закона. Особенности применения умозаключения по аналогии в деятельности таможенника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: