Коллективно-договорные формы регулирования труда и их значение как источников трудового права

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений – это форма реализации принципа социального партнерства в социально-трудовой сфере, предполагающая проведение переговоров между субъектами трудовых отношений и заключение тарифных соглашений на разных уровнях.

Социальное партнерство представляет собой сотрудничество наемных работников, объединенных в профсоюзы, с работодателями на двусторонней основе.

Трипартизм - это продолжение и развитие социального партнерства: сотрудничество работников, работодателей и государства.

Генеральное тарифное соглашение - инструмент коллективно-договорного регулирования, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам проведения социально-экономической политики в указанный период. Такие соглашения заключаются на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Российской Федерации. Федеральное соглашение является трехсторонним: его участниками являются общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. На уровне субъектов РФ участниками соглашений могут быть профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и орган исполнительной власти субъекта РФ

 

5. Правовое регулирование занятости населения и трудоустройства.

Занятость-это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и обществен-ных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая и трудоустройство - это деятельность государственных органов и иных организаций по оказанию гражданам помощи в устройстве на работу. м, как правило, заработок или трудовой доход.

На государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

 

Основные формы обеспечения занятости

1. Информирование о рынке труда, о возможности трудоустройства по конкретной специальности, о динамике рынка труда.

2. Бесплатное подыскание подходящей работы.

3. Предоставление возможности повышения квалификации, переобучения либо получения новой профессии.

4. Молодежная практика (трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений, которые не могут найти работу).

5. Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.

6. Привлечение к общественным работам.

7. установление нормы обязательного приема на работу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, например, инвалидов, что позволяет обеспечивать занятость социально незащищенным категориям граждан.

В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и не занятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.

Безработными п ризнаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.

Гражданин признается безработным, если он:

- трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т. е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);

- не имеет работы и заработка (дохода);

- зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынужденные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);

- ищет работу и готов к ней приступить.

Отказ возможен только по основаниям, предусмотренным законом.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через две недели.

 

  Государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Все это не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

 

В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содержании, органами службы занятости может быть оказана материальная и иная помощь.

Решение о назначении пособия принимается одновременно с признанием гражданина безработным. Пособие по безработице — это ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной поддержки безработных.

Размер пособия по безработице зависит от разных факторов: категории безработного, величины трудового стажа, прежнего заработка, наличия иждивенцев и т.д.

 

Содержание и форма трудового договора. Основания заключения срочного трудового договора.

По общему правилу, установленному трудовой договор заключается в письменной форме, в 2 экземплярах

Содержание трудового договора – совокупность его условий, определяемых взаимными обязательствами сторон.

 

Условия и порядок изменения условий трудового договора.

     

Порядок изменения

  - по инициативе работник- в письменной форме, дополнительным соглашением. После оформления дополнительного соглашения руководитель издаёт приказ в соответствии с принятыми изменениями.
  - по инициативе работодателя- он оповещает работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. В случае согласия, сотрудник подписывает два экземпляра письма, один из которых возвращает нанимателю.

Оформленное дополнительное соглашение визируется обеими сторонами, после чего издаётся соответствующий приказ.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: