Подходы в устранении этических проблем

Общество, создавая врачебную профессию, предусматривает ответственность врача за состояние здоровья населения. Вместе с тем, стоматолога необходимо научить как решать этические проблемы, возникающие в процессе врачебной деятельности.

Различаются два уровня в разрешении этических проблем.

Первый уровень - это когда врач ЗНАЕТ, как разрешить ту или иную этическую проблему, но на практике эти знания не применяет.

Второй уровень - это тщательное выполнение практических действий.

Опыт показывает, что очень мало стоматологов справляются с задачами второго уровня [10,11]. В этой связи возникают вопросы:

• какие умения или навыки нужно развить молодым врачам?

• насколько должно быть развито у стоматолога этическое воспитание?

• может ли коллектив повлиять на уже имеющиеся у стоматолога этические взгляды?

• какие методы влияния эффективны?

Очевидно, что еще в учебных заведениях должен проводиться более тщательный отбор будущих врачей с учетом их будущей профессиональной, этической и моральной ответственности. Однако имеются сложности, заключающиеся в отсутствии достоверных критериев для такого вида отбора. Последние исследования указывают, что наиболее существенным критерием может быть тестирование моральной ответственности перед обществом. Предлагаются следующие параметры для компетентного и морально ответственного персонала:

• распознать возникающие моральные проблемы;

• предложить ряд мероприятий, которые бы учитывали моральную ответственность и права каждого индивидуума;

• предусмотреть равноправие моральных ценностей в ситуации;

• обладать достаточной настойчивостью и социальным умением для реализации хороших намерений.

Для выполнения вышеуказанной профессиональной тактики в решении моральных (этических) проблем имеют значение:

- индивидуальные способности, а моральное поведение,

- стремление к положительной деятельности.

Прослеживается взаимосвязь способности врача четко формулировать задачу "ДЕЛАТЬ" с его врачебной квалификацией. Чем выше уровень моральной ответственности врача, тем практически исключается возможность некачественной лечебной работы [10].

В стоматологии было четко показано, что врачи способны распознать этическую проблему, а также сформулировать практические мероприятия с учетом моральной ответственности за конечные результаты. В этой связи конечной целью совершенствования профессиональной компетентности является достижение прочной взаимосвязи моральной ответственности и клинических способностей, а также профессиональной компетенции с профессиональной этикой.

Таким образом, наиболее оправданной тактикой стоматолога по устранению возможных профессионально - этических проблем является постоянная работа над собой.

При анализе видов этических проблем очевидно, что моральные проблемы (например, неправильные поступки врача, аморальное поведение) связаны с воспитанием человека в школе, семье, окружении. Годы учебы в мединституте не всегда положительно влияют на формирование морального облика врача. Как известно, попытки заниматься воспитанием моральных качеств у студентов общественными организациями, наставниками и др. не привели к успеху точно так же, как и воспитательная работа в профессиональных коллективах медицинских учреждений. К сожалению, нередко встречаются невысокие моральные качества стоматологов, такие как воровство, взяточничество, обман.

Как уже было отмечено, в профессионально-этических проблемах прослеживается четкая взаимосвязь с профессиональной подготовленностью стоматолога. У грамотного врача нет врачебных ошибок в лечении больных и, следовательно, уменьшается количество индивидуальных и врачебных форм этических проблем. Однако между грамотным и неграмотным врачом могут возникнуть коллегиальные проблемы. Административные проблемы тоже не исключаются для грамотного врача. Поэтому для уменьшения названных проблем имеет значение коллективный уровень квалификации. Это означает, что в учреждении все или большинство врачей должны быть высокой компетенции [10,11].

Администрация должна руководствоваться законодательством, учитывать права человека, что обеспечит уменьшение числа административных конфликтов. Техническое оснащение стоматологических лечебно-профилактических мероприятий должно соответствовать уровню развития науки и техники, и тогда уменьшится количество общественных и социально-этических проблем в стоматологии.

Таким образом, решение этических проблем в стоматологии в значительной степени зависит от уровня профессиональной подготовки [11].


 


Заключение

Следование профессиональной этике способствует успешности медицинской деятельности, выбору методов и средств достижения поставленных целей, возвышает личность, создает благоприятный психо­логический климат в профессиональной сфере, что обеспечивает моральное здоровье личности, медицинского коллектива, всего профессионального со­общества.

Владение профессиональной этикой позволяет конструктивно разобраться в ситуациях, участниками которых становятся медицинский работник и пациент, медицинский работник и родственники больного, медицинский работник и его коллеги. Очевидно влияние профессиональной этики на мотивационную сферу личности [4].

 


Список литературы:

1. Анохина А.В. Вопросы профессиональной этики и деонтологии в деятельности врача стоматолога - ортодонта // Практическая медицина. №2 (41) апрель 2010 г.

2.Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология. Учебник для медицинских вузов / Э.А. Базикян - М.: Издательство «ГЭОТАР - Медиа», 2008. – 768 с.

3. Барсукова М.И. Тактика соблюдения корпоративной этики в профессиональной деятельности врача // Бюллетень медицинских Интернет‐конференций, 2013 г. Том 3. № 3

4. Вишневская Н.В.  Профессиональная этика как составляющая профессиональной деятельности медиков // Среднее профессиональное образование. Выпуск № 6 / 2011 г.

5. Гречкин В.И., Сапронов Г.И., Пахоленко О.А. Формирование у студентов медицинского вуза этико-деонтологических принципов взаимоотношений врача и пациента // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Выпуск № 40 / 2014 г.

6. Гречко Н.Б., Кузина В.В. Деонтология и этика в стоматологии. Старые принципы в новых условиях // Новое в стоматологии, №14, 2014 г.

7. Дмитриева Л.А. Терапевтическая стоматология: национальное руководство / под ред. Л.А. Дмитриевой, Ю.М. Макашовского. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009 г. — 912 с.

8. Иванюшкин А.Я.Биомедицинская этика. Учебник. – КМК, 2010 г. – 272 с.

9. Ларенцова Л.И. Психологические подходы к стоматологической практике. М.: Медицинская книга, 2007 г. – 80 с.

10. Леус П.А. Этика врача-стоматолога в обществе. – М.: Медицинская книга, 2006 г. – 26 с.    

11. Леус П. А. Профилактическая коммунальная стоматология. – М.: Медицинская книга, 2008. – 444 с.

13. Николаев А. И. Практическая терапевтическая стоматология: учебное пособие / А. И. Николаев и Л. М. Цепов. - 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 960 с.

14. Николаев А.И. Фантомный курс терапевтической стоматологии / А.И.Николаев, Л.М.Цепов. – М.:МЕДпресс-информ, 2009. – 432 с.: ил.

15. Попруженко Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 464 с.

16. Прихода И.В., Рыбальченко А.А. Основы медицинской этики и деонтологии // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, Выпуск № 8 / 2009

17. Терапевтическая стоматология. Избранные разделы / Под ред. Е.В.Боровского. – М.: Стоматология, 2005. – 224 с.

18.Царинский М. М. Терапевтическая стоматология: учебник для студентов стоматологических факультетов, врачей-интернов и практических врачей / М. М. Царинский. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 508 с.: ил. — (Медицина).

19. Фендрикова А.В., Скибицкий В.В., Сиротенко Д.В., Заболотских Т.Б., Лапшина П.И. Воспитание будущего врача в соответствии с принципами врачебной этики и деонтологии // Международный журнал экспериментального образования. Выпуск № 4 / 2013



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: