Правила общения врача-стоматолога

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие и принципы деонтологии……………………………………..4

2. Правила общения врача-стоматолога…………………………………5

3. Истоки профессионально-этических проблем………………………...9

4. Подходы в устранении этических проблем…………………………..18

II. Заключение……………………………………………………………………21

III. Список литературы……………………………………………………..……22



Введение

Нравственная безупречность — в смысле соответствия поведения врача определенным этическим нормативам — составляет существенную часть медицинской этики.

Это ее деонтологический уровень, или «деонтологическая модель».

Термин «деонтология» (от греч. deontos — должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах ХХ века профессором Н. Н. Петровым. Н. Н. Петров использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики — врачебную этику, — которая в России была «отменена» в 1917 году за логическую и историческую связь с религиозной культурой. Но от этой связи никуда не уйти. Истоки представлений о «должном» находятся в религиозно-нравственном сознании, для которого характерно постоянное соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам. Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики.


 


Понятие и принципы деонтологии

Медицинская деонтология определяет поведение врача в процессе его профессиональной деятельности, рассматривает вопросы взаимо отношений врача и больного, врача и коллектива медицинского учреждения, врачебные ошибки, определяет профессиональные требования к врачу. Медицинская деонтология так же стара, как стара и сама медицина. Исторические памятники знакомят нас не только с результатами врачевания в древние времена, но и позволяют проанализировать отношение к врачам со стороны пациентов и общества в целом.

Термин «деонтология» впервые применил в начале XIX века английский философ Бентам, но основные ее принципы формировались и изменялись на протяжении столетий и определялись социально-экономическими отношениями, уровнем культуры, национальными и религиозными традициями [5].

Стержневыми вопросами медицинской этики и деонтологии являются взаимоотношения медицинского работника и больного. Личность и облик медицинского работника определяются экономическими, политическими и социальными условиями того общества, в котором он работает.

Формирование личности медицинского работника должно основываться на принципах высокой морали, этики и деонтологии. Мораль включает в себя гуманные, благородные общечеловеческие представления о справедливости, общем благе, добре, чести, она формирует высоконравственные нормы поведения, проникнуты духом сотрудничества и коллективизма.

Медицинская этика и деонтология строится, прежде всего, на базисе высокой медицинской морали. Главными в медицинской этике и деонтологии являются отношения медицинского работника и больного, высокий профессионализм, а также взаимоотношения между медицинскими работниками[16].

Основной проблемой медицинской этики и деонтологии можно назвать проблему взаимоотношений медицинского работника и больного.

Успех лечения заключается в способности медицинского работника найти нужный подход к больному. Здесь все имеет огромное значение вплоть до интонации, громкости и тембра голоса.

Медицинский работник должен расположить к себе больного, заставить верить каждому его слову, иначе положительный эффект лечения может превратиться в свою противоположность. В разговоре с больным медицинский работник должен следить за культурой своей речи, не допуская пошлых шуток, вульгарных фамильярностей, должен быть тактичным, стараться ободрить больного, создать у него хорошее настроение.

Недаром еще в древности врачи считали, что у врача есть три орудия: слово, растение и нож. Как видно, слово врача в древности приравнивалось к действию скальпеля хирурга. Медицинские работники должны тщательно контролировать свои поступки, взвешивать каждое слово [16].

Также немаловажны коммуникативные навыки врача:

- Умение правильно приветствовать пациента

- Умение активно слушать пациента.

- Эмпатия, уважение, заинтересованность

- Умение найти язык общения с каждым конкретным больным

- Навыки сбора

- Умение суммировать полученную информацию, анализировать ее и делать правильные выводы – одна из важнейших составляющих диагностического поиска[19].

Правила общения врача-стоматолога

Правило 1 Относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. В разговоре неплохо дать почувствовать собеседнику, что он в чем-то превосходит вас. Умейте говорить не только о том, что волнует вас, но и о приятном, интересном для собеседника. Нельзя говорить с пациентом только о болезни, поведении и его нарушениях в связи с болезнью, только о симптомах болезни
Правило 2 Не говорите только сами, в любом случае дайте высказаться и собеседнику. Проявляйте к людям искренний интерес. Помните, что одобрение, сочувствие, сопереживание, сосредоточение на симптомах и проблемах, похвала, ласковое слово — эффективные средства мобилизации усилий человека на борьбу с болезнью, личными и социальными проблемами.
Правило 3 Запоминайте имена всех, с кем приходится общаться. Интересуйтесь не только проявлениями болезни у пациента, но и семейной жизнью, увлечениями, интересами, их успехами и неудачами. Не забудьте, если узнаете, поздравить с днем рождения, праздником и тому подобное, даже просто с хорошим днем.
Правило 4 Умейте не только сострадать в несчастье, но и искренне радоваться исчезновению симптомов, другим успехам, а также успехам родных и близких. Старайтесь чаще хвалить пациента за успехи в борьбе с болезнью, за трудолюбие, работоспособность, за помощь другим пациентам.
Правило 5 Будьте смелым и решительным. Ничто так не подрывает авторитет врача, как нерешительность, боязнь принимать самостоятельные решения, отсутствие самостоятельности, постоянное ожидание указаний со стороны старших товарищей, особенно на обходах, повторных и частых консультациях и т.п. Входящие в компетенцию врача вопросы должны решаться самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Недосказанность, нерешительность угнетают общение с пациентом, усиливают тревогу и настороженность у пациента.
Правило 6 Не бойтесь рисковать. Пациент чувствует вашу искренность, желание помочь, даже рискуя. Поддерживайте решительность пациента, желание помочь врачу в обследовании, активном лечении (операции и т.д.). Помните, ваша нерешительность вызывает нерешительность и тревогу у пациента, усиливает отрицательный настрой в лечении, боязнь интенсивного лечения (операции). Поощряйте инициативу пациента помочь другим больным, вселить в них уверенность, решительность, оказать моральную поддержку.
Правило 7 Сотрудничайте с людьми. Поддерживайте и развивайте у пациента желание активно лечиться, противостоять болезни, выполнять ваши указания и назначения. Доброжелательно подводите итог прошедшему дню лечения, полученным результатам, исчезновению симптомов, улучшению состояния. По возможности старайтесь больше занимать пациента, не давайте ему копаться в болезни, ее симптомах, учите ценить время врача и свое собственное, использовать в помощь не только себе, но и другим пациентам в отделении. Помните, что уважение и в большей степени любовь — прекрасные помощники в борьбе с болезнями.
Правило 8 Никогда не забывайте поблагодарить пациента за беседу, осмотр, помощь другим больным, тогда пациент будет стремиться к вашей благодарности.
Правило 9 Чаще улыбайтесь людям, будьте благожелательны. Благожелательно, если можно улыбаясь, встречайте пациента. Благожелательность при встрече пациента располагает его к вам, дает ему возможность увидеть у вас доброту и желание помочь, посочувствовать. Но не шутите, не позволяйте себе насмешку, пренебрежение к пациенту.
Правило 10 Не нервничайте. Врач не должен нервничать, пугаться, раздражаться, негодовать. Раздражительный врач уже потерял свое лицо, насторожил пациента, настроил его против себя. Если необходимо обсуждать поведение других пациентов, не спешите осуждать, раздражаться [1].
Правило 11 Доверяйте пациенту. Расспрашивая пациента, доверяйте ему, не высказывайте сомнений сразу же, как вам показалось, что пациент преувеличивает симптоматику или недостаточно последователен в рассказе о болезни, оценке прогноза, эффективности лечения. Доказывая ошибочность того или иного высказывания пациента, не переводите оценку на характер пациента, его личность, мировоззрение. Старайтесь описывать, а не оценивать.
Правило 12 Справедливо оценивайте людей. Чтобы переубедить пациента в чем-либо, не обижая его, не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение с похвалы, с тезисов, с которыми пациент согласен, и только найдя общий язык можно позволить себе сомнение в утверждениях пациента. Предложите пациенту самому оценить ваши сомнения, его оценку поведения, как бы со стороны. Будьте терпимы и доброжелательны. Не переносите личные обиды и неприязнь к кому-либо на деловые отношения, не решайте спорные задачи с помощью силовых действий и подавления пациента
Правило 13 Говорите правильно. Следите за своей речью. Старайтесь избегать длинных монологов. Обязательно дайте высказаться пациенту, позволяя себе уточнения, а не возражения. Не делайте из беседы спора и соревнования в красноречии. Не мешайте пациенту задавать вопросы, при необходимости сами спросите: нет ли у него вопросов к вам. Не оставляйте вопросы без ответа. Можно сознаться, что на некоторые вопросы вы не знаете еще ответы, но не забудьте ответить на эти вопросы позже. Не сердитесь, когда пациент с вами не согласен. Не говорите быстро и слишком тихо, но и кричать не надо.
Правило 14 Не забывайте о престиже. Никогда не забывайте о самолюбии пациента. Щадите чувства больного. Будьте твердым в серьезных вопросах, в решениях и необходимости лечения, уступайте в мелочах. Помните, что принципиальность — это не только высокая взыскательность и внимание, но и уважение к пациенту.
Правило 15 Разъясняйте смысл и цель лечения, обследования, прогноза, профилактики. Трезво оценивайте результаты своего труда по лечению, прогнозу и профилактике болезни, не стесняйтесь указать на небольшие недостатки, но наметьте пути их преодоления. Разделите ответственность за лечение и прогноз с пациентом, вовлеките его в процесс лечения и прогноз.
Правило 16 Не козыряйте властью, положением, должностью. Создайте атмосферу открытости и свободы общения, чтобы пациент испытывал потребность делиться с вами своими опасениями, подозрениями, семейными проблемами и т.п. Ваш стиль общения не может быть всегда идеальным, умейте признавать ошибки, выслушивать предложения.
Правило 17 Умейте преодолевать застенчивость, замкнутость, отгороженность пациента в первую очередь своей открытостью, эмпатичностью, простотой, добротой, личным примером. Пользуйтесь властью в исключительных случаях: тогда, когда обойтись без нее просто невозможно, но здесь попытайтесь сделать это умеренно, благожелательно, показав, что это вынужденный поступок. Помните, что всем угодить невозможно. Всегда найдется кто-то из пациентов, недовольных вами. Не расстраивайтесь. Желательно, чтобы расхождения касались не вашего отношения к пациенту, а вашего решения, обследования, но не лечения и его результата. Относитесь к этому спокойно, внешне безразлично. Это только расхождение во взглядах, а не ваша недоброжелательность, вредность или злоупотребление властью. Желательно всегда анализировать свое поведение и поведение пациента. Это поможет вам в последующем.
Правило 18 Не будьте упрямым. Не бойтесь извиниться перед пациентом, его родственниками, друзьями, если были не правы. Не ищите оправдания своим поступкам, решениям, высказываниям, особенно чувствам. Помните, что тот, кто всегда находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом. Чем сильнее, профессиональнее врач, тем ниже он оценивает себя и выше своих пациентов, коллег. И, к сожалению, наоборот. Доброжелательно и внимательно выслушивайте любое предложение пациента и его близких. Дайте разъяснение, пояснение, разубедите или отложите разубеждение, но обязательно сделайте его позже. Никогда не позволяйте себе резких оскорблений, язвительных насмешек, пренебрежительной оценки. В трудных случаях поставьте себя на место пациента.
Правило 19 Укрепляйте у пациента веру в себя и свои возможности. Низкая самооценка снижает веру в выздоровление, снижает«борьбу» с болезнью, уменьшает веру в благоприятный прогноз. Доверие, надежда на успехи лечения, прогноз, течение болезни вызывают желание бороться, помогать врачу, создают стремление не подвести врача, оправдать его желание помочь. Обязательно с удовлетворением отмечайте малейшие положительные изменения в состоянии и симптоматике пациента, поощряйте положительную динамику. Наладьте моральное, а если есть возможность, и материальное вознаграждение за успехи в терапии, в положительной оценке своего лечения.
Правило 20 Всегда помните, что симпатичного пациента и ребенка всегда хочется наказать мягче, а того, кто неприятен, — строже. И наказать строже того, с кем находитесь в конфликте, так хочется, что нетрудно перейти границы дозволенного, увлечься наказанием ради наказания.
Правило 21 Не забывайте о контроле и самоконтроле. Не повышайте голос. Не счи тайте грубость средством повышения требовательности — это не одно и то же. Не пользуйтесь властью, пока не убедитесь, что другие средства не дают результата. Проявляйте индивидуальный подход в общении.
Правило 22 Контролируйте выполнение обследования, лечения, доверяйте самоконтролю пациента, но помните, что следует доверять, но проверять. Отсутствие регулярного контроля может привести к недоразумениям, расхождениям и даже мыслям о необязательности обследования и лечения.
Правило 23 Не забывайте о культуре одежды. Культура одежды — это культура человека. Будьте опрятны.  Не ждите, что ваша неопрятность не станет поводом для обсуждения вашего внешнего вида. Следите за своим внешним видом.
Правило 24 Помните о такте. Хвалите, но не перехваливайте. Частая похвала — вид лести. Тактичный человек приходит вовремя на работу, на встречи с пациентами, обследование, процедуры и т.д. Не забывайте, что основа такта — выдержка и уравновешенность врача. Главные отличительные черты такта — высокая требовательность и высокое уважение к человеку.
Правило 25 Будьте общительным. Помните, что общительность в большинстве случае гарантирует успех общения.
Правило 26 Не ссорьтесь, дискутируйте. Выслушивайте его, не перебивайте, дайте договорить, только после этого вежливо задайте вопросы, уточняйте его положения, жалобы и сомнения.
Правило 27 Внимательно слушайте пациента. Иначе не возникает взаимной симпатии между вами. Никогда не забывайте, что сомнение, желание поспорить с врачом говорит о творческом отношении пациента к беседе. Его надо всячески приветствовать. Некорректная форма беседы ломает общение.
Правило 28 Не будьте категоричны. Старайтесь чаще разговаривать доброжелательно с пациентами, с которыми у вас недостаточно хорошо сложилось общение. Спорьте, но не приказывайте.
Правило 29 Будьте добрым. Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Не показывайте свою озабоченность, растерянность, недоброжелательность, тем бо лее испуга, тревоги, даже если это случилось не с пациентом, а с вашими родными. Пациенты не любят несчастных людей, особенно врачей, не выносят постоянной озабоченности, занятости собственными делами врачей. Никто не может принести нам душевного спокойствия, кроме нас самих. Мы энергичны и активны настолько, насколько полны решимости быть бодрыми, душевно счастливыми.
Правило 30 Неустанно совершенствуйтесь. Чаще используйте вышеописанные рекомендации, овладевайте ими, совершенствуйте свой стиль общения, повышайте профессиональный уровень, только тогда вы будете совершенствоваться [1]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: